Dignāga

редактировать
Индийский логик

Дигнага. Статуя в Элисте, Россия.

Дигнага (он же Диннага, ок. 480 - ок. 540 г. н. Э.) Был индийским буддийским ученым и одним из буддистов основоположники индийской логики (хету-видья). Работа Дигнаги заложила основу для развития дедуктивной логики в Индии и создала первую систему буддийской логики и эпистемологии (Прамана ).

Согласно По мнению Джорджа Б. Дрейфуса, его философская школа привела к индийскому «эпистемологическому повороту» и стала «стандартной формулировкой буддийской логики и эпистемологии в Индии и Тибете». Мысль Дигнаги повлияла на более поздних буддийских философов, таких как Дхармакирти, а также Индуистские мыслители школы ньяя. эпистемология Дигнаги принимала только «восприятие» (pratyaksa ) и «вывод» (anumāṇa ). инструменты познания и представил широко влиятельную теорию «исключения» (апоха) для объяснения лингвистического значения. Его работы по языку, логическим выводам и восприятию также оказали большое влияние на более поздних индийских философов. По словам Ричарда П. Хейса, «некоторое знакомство с работами Диннаги. аргументы и выводы незаменимы для любого Тот, кто хочет понять историческое развитие индийской мысли."

Дигнага родился в Симхавакте около Канчипурама, и о его ранних годах известно очень мало, за исключением того, что он взял Нагадатту из Пудгалавада в качестве своего духовного наставника, прежде чем его исключили и он стал учеником Васубандху.

Содержание

  • 1 Философия
    • 1.1 Пратьякша
    • 1.2 Анумана
    • 1.3 Апохавада и язык
  • 2 Работы
  • 3 Традиция и влияние
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Философия

Буддийская эпистемология считает, что восприятие и вывод являются средствами

Зрелая философия Дигнаги изложена в его великом произведении, Прамана-самуччая. В первой главе Дигнага объясняет свою эпистемологию, которая утверждает, что существует только два «инструмента познания» или «достоверных познаний» (pramāṇa); «восприятие» или «ощущение» (pratyaksa ) и «вывод» или «рассуждение» (anumāa ). В первой главе Дигнага пишет:

Ощущение и рассуждение - единственные два средства приобретения знания, потому что познаваемы два атрибута; нет познаваемого объекта, кроме особенного и общего атрибута. Я покажу, что ощущение имеет своеобразный атрибут в качестве предмета, в то время как рассуждение имеет общий атрибут в качестве предмета.

Восприятие - это неконцептуальное знание отдельных частей, связанное причинно-следственной связью, в то время как умозаключение является разумным, лингвистическим и концептуальный. Эта консервативная эпистемическая теория контрастировала со школой ньяя, которая принимала другие средства познания, такие как упамана (сравнение и аналогия).

Пратьякша

Пратьякша - это вид осознания, которое получает информацию о деталях и немедленно передается одному из органов чувств. Это тема первой главы «Прама-самуччая». Для Дигнаги восприятие - это довербальные, доконцептуальные и неструктурированные чувственные данные. Во второй главе «Прамана-самуччая» он пишет:

Ощущение лишено структуры. Познание, в котором нет структуры, есть ощущение. Что это за так называемая структура? Привязка имени, универсального и т. Д.

Согласно Дигнаге, наш разум всегда берет необработанные чувственные данные или частные данные и интерпретирует их или группирует их вместе более сложными способами, сравнивает их с прошлым опытом, дает им имена для их классификации на основе на общие атрибуты (саманьялакшана) и так далее. Он называет этот процесс калпаной (упорядочивание, структурирование). Этот когнитивный процесс уже отличается от ощущения, которое представляет собой простое познание, основанное только на непосредственном настоящем. Таким образом, пратьякша - это только осознание определенных чувственных данных, таких как пятно зеленого цвета и ощущение твердости, но никогда не осознание макроскопического объекта, такого как яблоко, которое всегда является синтезом более высокого уровня. Для Дигнаги ощущение также безошибочно, оно не может «сбиваться с пути», потому что это самый основной и простой феномен опыта, или, как он выражается:

«также невозможно, чтобы сам объект осознания ошибался, из-за заблуждения. это всего лишь содержание неправильного толкования умом ».

Кроме того, для Дигнаги пратьякша в основном феноменалистичен и не зависит от существования внешнего мира. Это также невыразимо и личное.

Анумана

Анумана (вывод или рассуждение) для Дигнаги - это тип познания, которое осознает только общие атрибуты и строится из более простых ощущений. Вывод также может быть передан через лингвистические соглашения.

Центральным вопросом, который касался Дигнаги, была интерпретация знаков (linga) или свидетельства (hetu), которые привели к выводу (anumana) о положении дел; например, как дым может привести к выводу о пожаре. Эта тема svārthānumāna (рассуждения, буквально "вывод для себя") является предметом второй главы Pramāa-samuccaya, в то время как тема третьей главы посвящена демонстрации (parārthānumāna, буквально "вывод для других"), то есть тому, как человек сообщает свои выводы посредством правильных аргументов.

Согласно Ричарду Хейсу, в системе Дигнаги, чтобы получить знание, что свойство («выводимое свойство», садхья) присуще «субъекту вывода» (пакша) это должно происходить через знак вывода (линга). Чтобы это произошло, должно выполняться следующее:

  1. Знак вывода должен быть свойством субъекта вывода. То есть в субъекте вывода существует свойство, которое отличается от выводимого свойства и, кроме того, очевидно для человека, делающего вывод; это второе свойство может служить знаком вывода, если оно имеет две дополнительные характеристики.
  2. Должно быть известно, что знак вывода встречается по крайней мере в одном локусе, кроме объекта вывода, в котором происходит выводимое свойство.
  3. Не должно быть известно, что знак вывода встречается в каких-либо других локусах, в которых отсутствует выводимое свойство.

Ричард Хейс интерпретирует эти критерии как чрезмерно строгие, потому что он считает систему Дигнаги одним из рациональный скептицизм. Эпистемология Дигнаги, утверждает Хейс, - это способ выразить и практиковать традиционный буддийский запрет не привязываться к взглядам и мнениям. Согласно Хейсу, для Дигнаги роль логики:

противостоять догматизму и предрассудкам. Как оружие в борьбе с предрассудками, которые бушуют в умах каждого, ищущего мудрости - в умах подавляющего большинства людей, не ищущих мудрости, предубеждение просто берет полный контроль без борьбы - нет ничего более могущественного, чем вид причина, лежащая в основе логической системы Дигнаги. Ибо должно быть ясно, что очень немногие из наших суждений в обычной жизни соответствуют стандартам, установленным тремя характеристиками законных «доказательств». В самой строгой интерпретации ни одно из суждений любого, кроме полностью всеведущего существа, не проходит. И поскольку нет никаких доказательств того, что существуют какие-либо полностью всеведущие существа, наилучшая доступная рабочая гипотеза состоит в том, что ничье мышление не застраховано от ошибок, которые требуют пересмотра перед лицом вновь открытых реальностей.

Апохавада и язык

Дигнага считал интерпретацию условных и символических знаков, таких как слова и предложения человеческого языка, не более чем частными или условными примерами общих принципов вывода или анумана. Он поднимает несколько вопросов, касающихся языка и его отношения к умозаключениям, в пятой главе своей Pramāṇa-samuccaya.

Во времена Дигнаги ортодоксальная индийская Ньяя школа, а также индуистские грамматики санскрита ( такие как Бхартхари ) обсуждали вопросы эпистемологии и языка соответственно, но их теории в целом принимали концепцию универсалий, которая была отвергнута большинством буддийских философов. Под влиянием работ этих мыслителей, а также буддийских философов школы саутрантика, которые отвергли индуистские теории универсалий в пользу номинализма (праджняпти), Дигнага разработал свою собственную буддийскую теорию языка и значения, основанную на понятие «апоха» (исключение). Хаттори Масааки объясняет доктрину так:

слово указывает на объект просто через исключение других объектов (аньяпоха, -вйавртти). Например, слово «корова» просто означает, что это не корова. Таким образом, слово не может обозначать что-либо реальное, будь то индивидуальность (вьякти), универсальность (джати) или что-то еще. Восприятие объекта посредством исключения других объектов является не чем иным, как умозаключением.

Работы

Как отмечает Хейс, трудность в изучении очень кратких работ Дигнаги значительна, потому что ни один из они сохранились в оригинальном санскрите, а в сохранившихся тибетских и китайских переводах есть признаки того, что они были выполнены переводчиками, которые не были полностью уверены в значении этой работы. Эта трудность также побудила ученых рассматривать Дигнагу через призму более поздних авторов, таких как Дхармакирти и их индийских и тибетских интерпретаторов, а также их индуистских Ньяя противников. Из-за этой тенденции в науке идеи, которые на самом деле являются новшествами Дхармакирти и более поздних авторов, часто ассоциировались с Дигнагой такими учеными, как Федор Щербатской и С. Мукерджи, хотя эти мыслители часто расходятся.

Магнум опус Дигнаги, Pramāṇa-samuccaya (Сборник достоверных познаний), исследовал восприятие, язык и умозаключения. Он представляет восприятие как голое познание, лишенное концептуализации, и рассматривает язык как полезные вымыслы, созданные в процессе исключения (Апоха ).

Другие работы включают:

  • Хетучакра (Колесо разума), рассмотренное его первая работа по формальной логике. Ее можно рассматривать как мост между старой доктриной траирупья и собственной более поздней теорией Дигнаги вьяпти, которая является концепцией, связанной с западным понятием импликация.
  • Аламбана -парикша (Трактат об объектах познания) и его автокомментарий (вритти).
  • Трикала-парикша (Трактат о трехвременности)
  • Ньяя-мукха (Введение в логику)

Традиция и влияние

Дигнага основал традицию буддийской логики, и эту школу иногда называют «школой Дигнаги» или «раскопками». школа нага-дхармакирти ". По-тибетски его часто называют «те, кто следует рассуждениям» (тибетское: rigs pa rjes su ‘brang ba); в современной литературе это иногда называют санскритским «праманавада», что часто переводится как «эпистемологическая школа» или «логико-эпистемологическая школа».

буддийские философы, писавшие о прамане, включают:

Эта традиция логики и эпистемологии продолжилась в Тибете, где она была расширена такими мыслителями, как Ча-ба (1182–1251) и Сакья Пандита (1182–1251).

Дигнага также оказал влияние на небуддийских мыслителей санскрита. Согласно Лоуренсу Дж. МакКри и Парималу Г. Патил, Дигнага положил начало «эпистемическому повороту» в индийской философии:

В столетия после работы Дигнаги практически все философские вопросы были преобразованы в эпистемологические. То есть, когда речь идет о каком-либо заявлении, философу следовало поместить это заявление в рамках полностью разработанной теории познания. Таким образом, систематическая формулировка и исследование основополагающих предпосылок всех утверждений о знании стали центральной заботой большинства санскритских философов.

См. Также

Ссылки

Дальнейшее чтение

  • Чу, Цзюньцзе (2006). О теории объекта познания Дигнаги, представленной в PS (V) 1, Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 29 (2), 211–254
  • Frauwallner, Erich, Dignāga, sein Werk und seine Entwicklung. (Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens 2: 83–164, 1959)
  • Хаттори Масааки, Дигнага, «О восприятии», будучи Пратьякапаричедой Праматасамуччеды Дигнаги из санскритских фрагментов и тиб..: Harvard University Press, 1968)
  • Хейс, Ричард, Дигнага об интерпретации знаков (Дордрехт: издательство Reidel Publishing Company, 1982)
  • Кацура Шорю, Дигнага и Дхармакирти на апохе в Э. Стейнкелльнер (редактор), Исследования буддийской эпистемологической традиции (Вена, Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1991), стр. 129–146
  • Мукерджи, С. Буддийская философия универсального потока, экспозиция философии критического реализма, изложенного школой Дигнаги (Калькутта, 1935 г.)
  • Шастри, Н. Айясвами, Аламбанапарикша и Вритти Диньнаги. Восстановлен с комментарием Дхармапалы на санскрите из тибетской и китайской версий и отредактирован английским переводом и примечаниями с выдержками из комментария Винитадевы. (Мадрас: Библиотека Адьяра. 1942) [1]
  • Туччи, Джузеппе, Ньяямукха Дигнаги, старейший буддийский текст по логике после китайских и тибетских материалов (Materialien zur Kunde des Buddhismus, 15 Heft, Heidelberg, 1930)
  • Видьябхусана, SC История индийской логики - древние, средневековые и современные школы (Калькутта, 1921)

Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-17 06:03:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте