Диего Ортис (ок. 1510 - ок.. 1576) был испанским композитором и теоретиком музыки на службе наместнику Неаполя, управляемому испанскими монархами Карлом V и Филипп II. Ортис опубликовал первое руководство по орнаменту для смычковых струнных инструментов и большой сборник священных вокальных композиций (Стивенсон 2001).
О жизни Ортиса известно очень мало. Считается, что он родился в Толедо и, вероятно, умер в Риме, где его след потерян.
Портреты Диего Ортиса из Траттадо де Глоссас (слева) и из второго неизвестного альта-гамбиста Веронезе «Свадьба в Кане» (справа)В 1553 году Ортис жил в Неаполитанском наместничестве. Пять лет спустя третий герцог Альба, Фернандо Альварес де Толедо назначил его маэстро ди капелла из Королевской капеллы Неаполя. В 1565 году Ортис все еще занимал этот пост при вице-короле Педро Афан де Рибера,. Недавнее исследование (Lafarga, Cháfer, Navalón, and Alejano, 2017, 41–59) предполагает, что Диего Ортис мог быть образцом для очень важного персонажа из знаменитой работы Паоло Калиари Веронезе «Свадьба в Кане », основанная на инструментальном ансамбле, представленном художником, дата издания второй книги Ортиса Musices liber primus в Венеции, повторяющиеся беспорядки (Hagen and Hagen 2001, 157) и неправильной атрибуции (Лафарга, Чафер, Навалон и Алехано, 2017, глава 6, таблица I) об этом человеке в литературе вплоть до наших дней, а также поразительное сходство нарисованного персонажа с единственным известным гравированным портретом музыканта.
Недавние открытия показывают, что после его службы перед испанским неаполитанским двором, поскольку маэстро ди Каппелла появился как «famigliare» в суде Колонны в Риме, по крайней мере, с апреля 1572 года по Сентябрь 1576 г. (Моруччи 2018, 22, 37n18).
Ортис опубликовал две музыкальные книги: Trattado de Glosas в 1553 году и Musices liber primus в 1565 году.
The Trattado de Glosas (современное испанское написание Tratado de Glosas ) считается шедевром литературы для виола да гамба. Произведение было опубликовано 10 декабря 1553 г. в Риме под испанским названием Trattado de glossas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones nuevamente puestos en luz. В то же время было опубликовано итальянское издание под названием Glose sopra le cadenze et altre sorte de punti in la musica del violone. Итальянское издание полно латиноамериканцев, что говорит о том, что Ортис сам создал эту версию (Стивенсон 2001).
Ортис опубликовал сборник полифонической религиозной музыки в 1565 году в Венеции. Musices liber primus hymnos, Magnificas, Salves, motecta, psalmos включает шестьдесят девять композиций для четырех-семи голосов, основанных на произведениях plainchant. Они стилистически консервативны для того времени и соответствуют вкусам посвященного, работодателя Ортиса, Педро Афана де Риверы, герцога Алькала и испанского вице-короля в Неаполе. В предисловии к этой публикации Ортис призывает исполнителей сопровождать эти священные полифонические произведения инструментами - практикой, одобренной в то время в Испании, и обещает в будущем публикацию книги масс, которая так и не появилась (Стивенсон 2001).
Викимедиа В Commons есть материалы, связанные с Диего Ортисом. |