HMS Argonaut в камуфляже военного времени, ноябрь 1943 г., сразу после ремонта на верфи Филадельфии | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя: | Класс Dido |
Операторы: | |
Предыдущий: | класс Arethusa / Городской класс |
Преемник: | Класс колонии Короны |
Подклассы: |
|
Построен: | 1937–1943 |
В эксплуатации : | 1940-1966 |
Выполнено: | 16 |
Утеряно: | 5 |
Списано: | 11 |
Общие характеристики | |
Тип: | Легкий крейсер |
Водоизмещение: |
|
Длина: | 512 футов (156 м) в целом |
Ширина: | 50 футов 6 дюймов (15,39 м) |
Осадка: |
|
Силовая установка: |
|
Скорость: | 32,25 узла (59,73 км / ч; 37,11 миль / ч) |
Диапазон: |
|
Дополнение: |
|
Вооружение: |
|
Dido class был классом из шестнадцати легких крейсеров, построенных для британского Королевского флота. На конструкцию повлияли межвоенные лёгкие крейсеры типа Arethusa. Первая группа из трех кораблей была введена в строй в 1940 году, вторая группа (шесть кораблей) и третья группа (два корабля) - в 1941–1942 годах. Четвертая группа, также описываемая как Improved Dido или класс Bellona (пять кораблей), была введена в эксплуатацию между 1943 и 1944 годами. Большинству членов этого класса были даны имена, взятые из классическая история и легенда. Группы различались по вооружению, а для «Беллоны» - по функциям. Класс Dido был спроектирован как небольшие крейсеры торговой защиты и был разработан с пятью башнями, каждая с двумя орудиями 5,25 в многоугольных установках, гораздо более современной по конструкции, чем предыдущие башни легких крейсеров, и предлагала эффективную загрузку до 90 градусов, чтобы дать некоторые возможность двойного назначения. В то время как некоторые повреждения первоначально были получены в экстремальных условиях Северной Атлантики, изменение управления позволило избежать этой проблемы. Установка трех турелей вперед в положениях A, B и C зависела от некоторого использования алюминия в конструкции, и отсутствие алюминия после Дюнкерка было одной из причин того, что только четыре башни были установлены в первую группу из трех, в то время как Третья группа имела четыре башни со спаренными 4,5 орудиями. С самого начала «Беллона» проектировались с четырьмя башнями, но с орудиями с радиолокационным наведением, и несли увеличенное легкое зенитное вооружение.
Судя по первоначальным испытаниям головного корабля этого класса, Bonaventure, новые легкие крейсеры считались значительным достижением, а позже, в ходе боевых действий, они оказались на удивление эффективными в защите важных конвоев для Мальта и сумел провести гораздо более крупные корабли итальянского королевского флота. Пушка 5,25 дюйма (133 мм) была в первую очередь надводным орудием, но она предназначалась для стрельбы самым тяжелым снарядом, подходящим для противовоздушной обороны, и насчитывала около 23 самолетов, а отпиливала гораздо больше. Четыре оригинальных корабля класса Dido были потеряны во время войны: HMS Bonaventure, HMS Charybdis, HMS Hermione и HMS Naiad. Первоначальный корабль этого класса, HMS Dido, был законсервирован в 1947 году и списан десятью годами позже. HMS Euryalus был последним оставшимся в эксплуатации кораблем первоначального класса, выведенным из эксплуатации в 1954 году и списанным в 1959 году.
Класс Bellona (а также четыре восстановленных корабля Dido) в основном состоял из предназначенные как корабли-дозоры для морских десантных операций, для поддержки авианосцев Королевского флота и ВМС США в Тихом океане. HMS Spartan был единственным кораблем этого подкласса, который был потоплен, его сбил немецкий Fritz X при поддержке высадки на Анцио.
Два корабля должны были быть модифицированы быть командирскими кораблями авианосных и крейсерских групп, предназначенных для действий против немецких линейных крейсеров. Первоначально это были Сцилла и Харибда из третьей группы, но после потери Харибды в 1943 году был выбран Роялист из четвертой группы / Беллоны: эти двое также были известны как Модифицированная Дидона .
Предложения по послевоенной модернизации были ограничен жесткой конструкцией на случай военных действий, которая предусматривала недостаточное пространство и вес для управления огнем и магазинов для четырех или пяти 3-дюймовых двух 70-дюймовых турелей в сочетании с тем, что тяжелые в обращении 5,25-дюймовые снаряды, установленные при постройке крейсеров, имели большой импульсный удар, который сделал их более эффективным зенитным оружием высокого уровня, чем послевоенные 4,5-дюймовые пушки RN. HMS Royalist был перестроен для возможных действий вместе с HMS Vanguard против послевоенных Советских крейсеров типа «Свердлов» и Сталинград- линейные крейсеры класса. В 1956 году «Роялист» был передан в аренду Королевскому флоту Новой Зеландии (RNZN), с которым он служил до 1966 года.
Класс предназначался для вооружения десятью 5,25-дюймовыми (133-мм) орудиями в пяти сдвоенных башнях, которые имели ту же круглую форму, что и вторичное вооружение в King George V- класс линкоры. Нехватка орудий из-за трудностей с их изготовлением привела к тому, что первая группа была вооружена только восемью 5,25-дюймовыми орудиями в четырех спаренных башнях. Пятая сдвоенная башня была добавлена позже только к Dido. Первая группа также была вооружена 4-дюймовым (102-мм) орудием для стрельбы звездным снарядом и двумя четырехстворчатыми QF 2-фунтовыми (40-мм) «помпонами»..
Вторая группа имела пять спаренных 5,25-дюймовых пушек, но не имела 4-дюймовой пушки. Вооружение третьей группы было изменено из-за нехватки 5,25-дюймовых орудий, вместо этого они были вооружены восемью 4,5-дюймовыми (113-мм) орудиями QF в четырех спаренных башнях. 4,5-дюймовая пушка лучше подходила для основной зенитной роли класса Dido. Передние 4,5-дюймовые башни A и B были установлены на вершине соединенных рубок, расширяя надстройку, чтобы два крейсера могли играть ведущую роль с большим количеством жилых помещений и радиолокационных помещений. Высокая установка 4,5-дюймовых турелей предвещает высокий надводный борт и надстройку двойной 4,5-дюймовой установки A и B на эсминцах типа County 20 лет спустя. Высокая скорострельность башен 4,5 и уникальное для британского крейсера расположение снаряда и заряда, загружаемых в комбинированном корпусе, вместе с более простым двойным DCT DP (красный DCT для A и B и синий для X и Y), означало, что Сцилла и Харибда были, возможно, единственными членами класса Дидона, которые были настоящими крейсерами АА. Также была установлена 4-дюймовая пушка, а двухфунтовое вооружение увеличено с восьми до десяти.
Подкласс Bellona внешне несколько отличался от своих предшественников. У них было восемь 5,25-дюймовых орудий RP10 MkII в четырех спаренных башнях и значительно улучшенное зенитное вооружение с двенадцатью 2-фунтовыми орудиями и двенадцатью 20-мм пушками Oerlikon. Мостик класса Bellona был опущен на одну палубу по сравнению с предыдущими тремя группами, что позволило установить полный радиолокационный контроль для 5,25-дюймовых турелей и 2-фунтовых пушек из-за меньшего верхнего веса. На этих кораблях использовалась система управления огнем под большим углом HACS. Две воронки были более вертикальными, чем гребенчатые в оригинальном классе Dido.
В Второй мировой войне класс Dido участвовал в большом количестве действий, включая битву у мыса Матапан, Вторую битву Сирта, Операция Факел, Операция Оверлорд и Битва за Окинаву, а также многие другие обязанности в Тихом океане. Во время войны было потеряно пять кораблей: Бонавентура, Харибда, Гермиона, Наяд и Спартанец ). Сцилла был сильно поврежден морской миной и объявлен конструктивным полным ущербом. Выжившие после войны продолжали службу; все были списаны к 1960-м годам. Беллона, Черный принц и Роялист были одолжены Королевскому флоту Новой Зеландии после Второй мировой войны. В 1956 году Диадема была продана Пакистану и переименована в Бабур.
Bonaventure укомплектован только четырьмя сдвоенными 5,25-дюймовыми башнями из-за нехватки и получил 4-дюймовую звездообразную пушку в "X". " позиция. Она получила радар до октября 1940 года, но в остальном не изменилась.
Наяда в комплекте с пятью турелями. В сентябре 1941 года она получила пять одноместных 20-мм РЛС Тип 279.
Фиби укомплектована четырьмя башнями и оснащена 4-дюймовым орудием в позиции «С» перед мостиком. Последний приземлился во время переоборудования в период с ноября 1941 по апрель 1942 года в Нью-Йорк вместе с 0,5-дюймовыми пулеметами и радаром Type 279, в то время как четырехстворчатый 2-фунтовый пулемет заменил 4-дюймовую пушку и Было установлено одиннадцать одиночных 20-мм орудий. Радары теперь были Типа 281, 284 и 285. Башня "А" была временно удалена в конце 1942 года после повреждения торпедой. Во время ремонта в первые шесть месяцев 1943 года были высажены все три счетверенные 2-фунтовые установки, а также семь одиночных 20-мм пушек, которые были заменены на три четверных 40-мм орудия Bofors и шесть спаренных 20-мм пушек. Также была установлена РЛС Тип 272. В июле 1943 года была заменена башня. Ее легкое зенитное вооружение в апреле 1944 года составляло двенадцать 40 мм (3 × 4) и шестнадцать 20 мм (6 двойных, 4 одиночных).
У Дидоны было четыре башни и 4-дюймовая пушка, как у Фиби. 4-дюймовые и пулеметы были сняты во второй половине 1941 г. на Бруклинской военно-морской верфи, когда была поставлена 5,25-дюймовая башня в позиции Q и установлены пять одиночных 20-мм пулеметов. В начале лета 1943 года три одиночных 20-мм машины были заменены на четыре двойных 20-мм, а радиолокационная установка была изменена добавлением типов 272, 282, 284 и 285. Списки апреля 1944 года показывают только восемь 20-мм.
Крейсеры Эдинбург, Гермиона и Эуриал, идя в шеренгу, сопровождая конвой (не виден) в рамках операции «Алебарда» по пополнению запасов на МальтеЭуриал укомплектован разработанным ею вооружением. В сентябре 1941 г. были приземлены пулеметы калибра 0,5 дюйма и установлены пять одиночных 20-мм пулеметов. К сентябрю 1942 года были добавлены еще два. К середине 1943 года два одиночных 20-мм орудия были сняты и четыре двойных 20-миллиметровых отправлены. РЛС типа 279 был заменен на типы 272, 281, 282 и 285. В ходе длительного переоборудования с октября 1943 по июль 1944 года башня C была заменена на четырехстворчатую 2-фунтовую станцию и две спаренные 20-мм. Радары 271 и 272 были сняты и установлены типы 279b, 277 и 293.
Гермиона тоже была пятибашенным кораблем. В октябре / ноябре 1941 г. с нее сняли пулеметы 0,5 дюйма и получили пять одиночных 20-мм пулеметов.
Sirius комплектовался пятью турелями и пятью 20-мм. К середине 1943 года она получила еще два 20-мм. Один из них приземлился в Massawa в конце 1943 года, и на него были установлены два 40-мм Bofors Mk III. В апреле 1944 года у нее было всего семь 20-мм зенитных орудий. К апрелю 1945 года на ней было установлено два 40-мм зенитных орудия Mk III и две одиночные 20-мм.
«Клеопатра» в 1942 году была укомплектована двумя 2-фунтовыми орудиями вместо пулеметов 0,5 калибра, но в середине года они были сняты и заменены пятью 20-мм орудиями. Шестой 20-мм был добавлен в середине 1943 года. Во время ремонта с ноября 1943 года по ноябрь 1944 года была снята башня Q, а также два счетверенных 2-фунтовых и пять 20-мм. Были установлены три четверных 40-миллиметровых Bofor и шесть двухместных 20-миллиметровых, а синглов было четыре. В 1951 году четырехместные Bofors и Oerilikon американского производства были заменены на три двухместных MK 5 Bofors и восемь одноместных Mk 7.
Argonaut был укомплектован четырьмя одиночными 20-мм пулеметами вместо пулеметов.5 в MG. У нее была удалена башня Q во время ремонта в 1943/44 году, и она потеряла четыре одиночных 20-мм. Вместо 5,25 дюйма она получила четверной 2-фунтовый турбонаддув и установила пять двойных 20-миллиметровых. К апрелю 1944 года ее легкие зенитные орудия состояли из трех четырехкамерных 2-фунтовых, шести двухцилиндровых 20-мм автоматов и пяти одноместных. К концу войны с Японией она получила пять 40-мм Bofors и три одноместных 40-мм Bofors Mk III.
Сцилла была укомплектована четырьмя двойными 4,5 в Mk III в UD MK III из-за нехватки 5,25 в креплениях. Носовая надстройка была значительно изменена, чтобы учесть это, а также увеличить пространство для экипажа. Ее легкая зенитная артиллерия по комплектации составила восемь одиночных 20 мм. В конце 1943 года было добавлено шесть двойных 20-миллиметровых двигателей.
Charybdis также была укомплектована четырьмя двойными 4,5-дюймовыми, и, кроме того, имела один 4-дюймовый Mk V перед X-образной установкой. Ее легкие зенитные орудия по комплектации были четыре одиночных 20-мм и два одиночных 2-фунтовых. 4-дюймовая звездчатая пушка и два одиночных 2-фунтовых пистолета были удалены и заменены двумя спаренными и двумя одинарными 20-мм, вероятно, в 1943 году.
Spartan получил Насколько известно, изменений нет.
Роялист был преобразован в флагман эскадрильи авианосца сразу после завершения, когда были установлены еще два двухместных 20-миллиметровых и четыре одиночных 20-миллиметровых. Он был единственным кораблем, получившим заказ на обширную послевоенную модернизацию для RN, но позже был продан Новой Зеландии. Были составлены планы полной модернизации четырех улучшенных Didos с четырьмя спаренными 3-дюймовыми пушками L70 или 4,5-дюймовыми пушками Mk 6. Однако для этого потребовалось бы построить новые Дидоны с широкими балками (как это всерьез рассматривалось в 1950–54). Это было связано с тем, что магазины типа «Роялист» могли вмещать только 3-дюймовые боеприпасы на 3 минуты 20 секунд непрерывной стрельбы. Ремонт Royalist был сокращен, а ремонт Diadem заброшен, потому что новые паровые турбины считались необходимыми и недоступными. Реконструкция роялистов, как и реконструкция Ньюфаундленда, вобрала в себя большую часть взглядов RN конца 1940-х и начала 1950-х годов на желанный крейсер. 5,25-дюймовое вооружение Royalist получило некоторые улучшения по сравнению с окончательными 5,25-дюймовыми креплениями, построенными для Vanguard, но не лишилось дополнительного пространства или силового тарана. Также было добавлено дополнительное вооружение из трех 40-мм автоматических спаренных машин STAAG, новые радары 293, 960М и тип 275 (2 комплекта) ДП для орудий 5,25 и решетчатая мачта. (Роялист был отдан в аренду RNZN в 1956 году в обмен на Bellona).
К апрелю 1944 года у Bellona было четыре сингла 20 мм, а к апрелю 1945 года - еще восемь синглов 20 мм. (Она была одолжена в RNZN после войны и начала эксплуатации 1946–1952 годов, двойные Oerlikons были заменены на 6 одиночных MK3P 40 мм в уникальном кронштейне RNZN с электрическим приводом киви, но Bellona никогда не оснащалась 6 стандартными тахиметрическими директорами, которые требовались RNZN для управления Bofors. одиночные эрликоны на ХМНЗС Беллона.).
Black Prince и Diadem также получили восемь одиночных 20-миллиметровых и еще два двойных 20-миллиметровых к началу 1945 года.
После войны в расширенной программе чрезвычайных ситуаций в Корее в 1951 году широколучевой класс Bellona, вооруженный четырьмя спаренными орудиями Mk 6 4.5, рассматривался как вариант крейсера наряду с классом Minotaur 1951 года и классом Tiger с двумя 6-дюймовыми башнями Mk 24 и четыре двухместных Mk 6 4.5.
«Черный принц» был отдан в распоряжение RNZN после войны и некоторое время работал в 1947 году, прежде чем часть его экипажа взбунтовалась и была уволена, а также после переоборудования в 1952 году восьми одиночных Mk3P 40 мм с электрическим приводом, как и RN Mk 9 и 6 одноместные Oerlikon и эксплуатировались до 1955 года, включая посещение Флотского обозрения 1953 года в Спитхеде. Диадема (переименованная в Бабур ) была продана Пакистану в 1956 году после скромного переоборудования с РЛС 293 и 281 и стандартизированными 40-мм спаренными и одиночными легкими зенитными орудиями. Babur стал курсанским учебным кораблем в 1962 году, но был введен в эксплуатацию, и его 5,25-дюймовые орудия использовались в ограниченных морских действиях во время индо-пакистанской войны 1965 года.
Имя | Вымпел | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Группа дидонов | ||||||
Дидона | 37 | Каммелл Лэрд, Биркенхед | 26 октября 1937 г. | 18 июля 1939 г. | 30 сентября 1940 г. | Распался в Барроу-ин- Фернесс, 1957 |
Аргонавт | 61 | 21 ноября 1939 г. | 6 сентября 1941 г. | 8 августа 1942 г. | Ньюпорт, 1955 год | |
Харибда | 88 | 9 ноября 1939 года | 17 сентября 1940 года | 3 декабря 1941 года | Потоплен Битва при Септ-Айлес, 23 октября 1943 г. | |
Фиби | 43 | Фэрфилд, Гован | 2 сентября 1937 г. | 25 Март 1939 г. | 27 сентября 1940 г. | Распалась в Блит, 1956 |
Гермиона | 74 | Ал exander Stephen and Sons, Глазго | 6 октября 1937 г. | 18 мая 1939 г. | 25 марта 1941 г. | Торпедирован немецкой подводной лодкой U-205, 16 июня 1942 г. |
Бонавентура | 31 | Скоттс, Гринок | 30 августа 1937 г. | 19 апреля 1939 г. | 24 мая 1940 года | Торпедирована итальянской подводной лодкой Ambra, 31 марта 1941 года |
Scylla | 98 | 19 апреля 1939 года | 24 Июль 1940 | 12 июня 1942 | Распался в Барроу-ин-Фернесс, 1950 | |
Найад | 93 | Боярышник Лесли, Хебберн | 26 августа 1937 г. | 3 февраля 1939 г. | 24 июля 1940 г. | Торпедирован немецкой подводной лодкой U-565, 11 марта 1942 г. |
Клеопатра | 33 | 5 января 1939 г. | 27 марта 1940 г. | 5 декабря 1941 г. | Распался в Ньюпорте, 1958 г. | |
Сириус | 82 | Портсмутская верфь, Портсмут | 6 апреля 1938 | 18 сентября 1940 года | 6 мая 1942 года | Распалась в Блите, 1956 |
Эуриал | 42 | Верфь Чатема | 21 октября 1937 г. | 6 июня 1939 г. | 30 июня 1941 г. | Распалась в Блите, 1959 г. |
Беллона группа | ||||||
Беллона | 63 | Фэрфилд, Гован | 30 ноября 1939 г. | 29 сентября 1942 г. | 29 октября 1943 г. | Распался в Барроу-ин-Фернесс, 1959 |
Роялист | 89 | Скоттс, Гринок | 21 марта 1940 года | 30 мая 1942 года | 10 сентября 1943 г. | Распался в Осаке, 1968 г. |
Диадема | 84 | Боярышник Лесли, Хебберн | 15 декабря 1939 г. | 26 августа 1942 г. | 6 января 1944 г. | Передан в Пакистан, 1956. Переименован в Бабур. Исключен в 1985 году. |
Черный принц | 81 | Харланд и Вольф, Белфаст | 2 ноября 1939 г. | 27 августа 1942 г. | 20 ноября 1943 г. | Распался в Осаке, 1962 г. |
Спартанец | 95 | Викерс-Армстронг, Барроу-ин-Фернесс | 21 декабря 1939 г. | 27 августа 1942 года | 10 августа 1943 года | Потоплен самолетом, 29 января 1944 года |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с крейсером класса Dido. |