Модель диатеза-стресса

редактировать
Схема модели диатеза-стресса

модель диатеза и стресса - это психологическая теория, которая пытается объяснить расстройство или его траекторию как результат взаимодействия между предрасположенной уязвимостью, диатезом и стрессом, вызванным жизненный опыт. Термин диатез происходит от греческого термина (διάθεσις), обозначающего предрасположенность или чувствительность. Диатез может принимать форму генетических, психологических, биологических или ситуационных факторов. Существует большой диапазон различий между уязвимостью людей к развитию расстройства.

Диатез, или предрасположенность, взаимодействует с последующей стрессовой реакцией человека. Стресс - это жизненное событие или серия событий, которые нарушают психологическое равновесие человека и могут катализировать развитие расстройства. Таким образом, модель диатеза-стресса служит для изучения того, как биологические или генетические признаки (диатезы) взаимодействуют с факторами окружающей среды (стрессорами), вызывая такие расстройства, как депрессия, тревога или шизофрения.

Модель диатеза-стресса утверждает, что если сочетание предрасположенности и стресса превышает пороговое значение, у человека разовьется расстройство.

Использование термина диатез в медицине и психиатрии восходит к 1800-м годам; однако модель диатеза-стресса не была представлена ​​и использовалась для описания развития психопатологии, пока не была применена для объяснения шизофрении в 1960-х годах Полом Милом.

Модель диатеза – стресса используется во многих областях психологии, в частности, для изучения развития психопатологии. Это полезно для понимания взаимосвязи природы и воспитания в предрасположенности к психологическим расстройствам на протяжении всей жизни. Модели диатеза и стресса также могут помочь определить, у кого разовьется заболевание, а у кого нет. Например, в контексте депрессии модель диатеза-стресса может помочь объяснить, почему человек A может впасть в депрессию, а человек B - нет, даже при воздействии тех же факторов стресса. Совсем недавно модель диатеза и стресса использовалась для объяснения того, почему некоторые люди более подвержены риску развития расстройства, чем другие. Например, дети, которые в семейном анамнезе страдали депрессией, обычно более уязвимы к развитию депрессивного расстройства. Ребенок, в семейном анамнезе депрессивный и подвергавшийся определенному стрессору, например исключение или неприятие со стороны сверстников, с большей вероятностью заболеет депрессией, чем ребенок с семейным анамнезом депрессии, которая имеет в остальном позитивную социальную сеть сверстников.

Модель диатеза-стресса также оказалась полезной для объяснения других неблагоприятных (но неклинических) результатов развития.

Защитные факторы, такие как позитивные социальные сети или высокая самооценка, могут противодействовать воздействию стрессоров и предотвращать или сдерживать последствия расстройства. Многие психологические расстройства имеют период уязвимости, в течение которого у одного человека больше шансов развить расстройство, чем у других. Модели диатеза и стресса часто концептуализируются как модели развития с множеством причин, которые предполагают, что множественные факторы риска в ходе развития взаимодействуют со стрессорами и защитными факторами, способствующими нормальному развитию или психопатологии. Гипотеза дифференциальной восприимчивости - это недавняя теория, основанная на модели диатеза и стресса.

Содержание

  • 1 Диатез
  • 2 Стресс
  • 3 Генетика
  • 4 Защитные факторы
  • 5 На протяжении всей жизни
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Диатез

Аналогия чашки, демонстрирующая при том же количестве стрессоров, что человек 2 более уязвим, чем человек 1, из-за его / ее предрасположенности.

Термин «диатез» является синонимом уязвимости, а такие варианты, как «уязвимость-стресс», распространены в психологии. уязвимость делает более или менее вероятным, что человек поддастся развитию психопатологии, если столкнется с определенным стрессом. Считается, что диатезы присущи человеку и обычно считаются стабильными, но не неизменными на протяжении всей жизни. Их также часто считают латентными (т. Е. Неактивными), поскольку их труднее распознать, если они не вызваны стрессорами.

Под диатезами понимаются, биологические, физиологические, когнитивные и личностные факторы. Некоторые примеры диатеза включают генетические факторы, такие как аномалии некоторых генов или вариации нескольких генов, которые взаимодействуют друг с другом для повышения уязвимости. Другие диатезы включают переживания в раннем возрасте, такие как потеря родителей или высокий невротизм. Диатезы также можно рассматривать как ситуативные факторы, такие как низкий социально-экономический статус или наличие у одного из родителей депрессии.

Стресс

Стресс можно концептуализировать как жизненное событие, которое нарушает равновесие в жизни человека. Например, человек может быть уязвим перед депрессией, но не разовьется депрессией, если он или она не подвергнется определенному стрессу, который может вызвать депрессивное расстройство. Стрессоры могут принимать форму отдельного события, такого как развод родителей или смерть в семье, или могут быть более хроническими факторами, такими как наличие долгосрочного болезнь, или продолжающиеся семейные проблемы. Стрессы также могут быть связаны с ежедневными хлопотами, такими как крайние сроки поступления в школу. Это также соответствует популярному (и техническому) использованию стресса, но обратите внимание, что в некоторой литературе стресс определяется как ответ на стрессоры, особенно там, где его использование в биологии влияет на нейробиологию.

Давно признано, что психологический стресс играет важную роль в понимании того, как психопатология развивается у людей. Однако психологи также установили, что не у всех людей, находящихся в состоянии стресса или переживающих стрессовые жизненные события, развивается психологическое расстройство. Чтобы понять это, теоретики и исследователи изучили другие факторы, влияющие на развитие расстройства, и предположили, что у некоторых людей, находящихся в состоянии стресса, расстройство развивается, а у других - нет. Таким образом, некоторые люди более уязвимы, чем другие, для развития расстройства после перенесенного стресса. Это привело к формулировке модели диатеза – стресса.

Генетика

Чувствительность обработки сенсорной информации (SPS ) - это характерная черта или черта характера, связанная с «повышенной чувствительностью центральной нервной системы. и более глубокая когнитивная обработка физических, социальных и эмоциональных стимулов ». Эта черта характеризуется «тенденцией« делать паузы для проверки »в новых ситуациях, большей чувствительностью к тонким стимулам и использованием более глубоких стратегий когнитивной обработки для использования совладания с ситуацией, все это обусловлено повышенной эмоциональной реактивностью, как положительной, так и положительной. отрицательный ».

Чувствительность обработки сенсорной информации отражает чувствительность к окружающей среде в виде наследуемого, эволюционно сохраняемого признака, связанного с усилением обработки информации в мозге. Снижение чувствительности к окружающей среде в лучшую и в худшую сторону. Взаимодействие с негативным опытом увеличивает риск психопатологии. В то время как взаимодействие с положительным опытом (включая вмешательства) увеличивает положительные результаты. Тучные клетки являются долгоживущими тканевыми резидентными клетками, играющими важную роль во многих воспалительных процессах, включая защиту хозяина от паразитарной инфекции и аллергических реакциях. Известно, что стресс является активатором тучных клеток.

Имеются данные о том, что дети, подвергшиеся пренатальному стрессу, могут испытывать устойчивость, обусловленную взаимодействием на уровне всего эпигенома ». Взаимодействие стресса в раннем возрасте с эпигеномом демонстрирует потенциальные механизмы, определяющие уязвимость к психическим заболеваниям. наследственный стресс изменяет траектории психического здоровья на протяжении всей жизни посредством эпигенетической регуляции.

Носители врожденной гиперплазии надпочечников имеют предрасположенность к стрессу из-за уникальной природы этого гена. Истинные показатели распространенности неизвестны, но общие генетические варианты гена стероидной 21-гидроксилазы человека (CYP21A2 ) связаны с различиями в уровнях циркулирующих гормонов в популяции.

Психологические расстройства - это известная особенность генерализованного сустава гипермобильность (gJHM), а также ее наиболее распространенное синдромное проявление, а именно синдром Элерса-Данлоса, тип гипермобильности (также известный как синдром гипермобильности суставов - JHS / EDS-HT) и значительный вклад свидетельствует о качестве жизни пострадавших людей. Интересно, что помимо подтверждения тесной связи между тревогой и gJHM, были также обнаружены предварительные связи с депрессией, синдромом дефицита внимания (и гиперактивности), расстройствами аутистического спектра и обсессивно-компульсивным расстройством личности.

Защитный факторы

ВремяПорогСимптомСтрессРезультатРесурсПредрасположенность Обладая дополнительными ресурсами, эффект от различных факторов жизненного стресса буферизируется

Защитные факторы, хотя и не являются неотъемлемым компонентом модели диатеза-стресса, имеют важное значение при рассмотрении взаимодействия диатеза и стресса. Защитные факторы могут смягчать или служить буфером против воздействия основных факторов стресса, предоставляя человеку адаптирующиеся к развитию выходы для борьбы со стрессом. Примеры защитных факторов включают положительные родительско-детские отношения привязанности, поддерживающую сеть сверстников и индивидуальную социальную и эмоциональную компетентность.

на протяжении всей жизни

Многие модели психопатология обычно предполагает, что все люди имеют определенный уровень уязвимости по отношению к определенным психическим расстройствам, но постулирует широкий диапазон индивидуальных различий в точке, в которой у человека разовьется определенное расстройство. Например, человек с личностными качествами, способствующими развитию отношений, такими как экстраверсия и уступчивость, может вызвать сильную социальную поддержку, которая впоследствии может служить защитным фактором при возникновении стрессовых факторов или потерь, которые может задержать или предотвратить развитие депрессии. И наоборот, человек, которому трудно развивать и поддерживать поддерживающие отношения, может быть более уязвим к развитию депрессии после потери работы, потому что у него нет защитной социальной поддержки. Порог индивидуума определяется взаимодействием диатеза и стресса.

Считается, что окна уязвимости для развития конкретных психопатологий существуют на разных этапах жизни. Более того, разные диатезы и стрессоры связаны с разными расстройствами. Например, расставания и другие серьезные или травмирующие жизненные факторы стресса вовлечены в развитие депрессии. Стрессовые события также могут вызвать маниакальную фазу биполярного расстройства, а стрессовые события могут затем помешать выздоровлению и вызвать рецидив. Наличие генетической предрасположенности к зависимости и последующее употребление запоя в колледже причастны к развитию алкоголизма. Семейный анамнез шизофрении в сочетании со стрессовым фактором, связанным с воспитанием в неблагополучной семье, повышает риск развития шизофрении.

Модели диатеза и стресса часто концептуализируются как модели мульти-причинного развития, которые предполагают, что множественные факторы риска в процессе развития взаимодействуют со стрессорами и защитными факторами, способствующими нормальному развитию или психопатологии. Например, ребенок с семейным анамнезом депрессии, вероятно, имеет генетическую предрасположенность к депрессивному расстройству. Этот ребенок также подвергался воздействию факторов окружающей среды, связанных с родительской депрессией, которые также увеличивают его или ее уязвимость к развитию депрессии. Защитные факторы, такие как сильная сеть сверстников, участие во внеклассных мероприятиях и позитивные отношения с родителем, не страдающим депрессией, взаимодействуют с уязвимостями ребенка, определяя прогрессирование психопатологии по сравнению с нормативным развитием.

Некоторые теории разветвляются. из модели диатеза-стресса, такой как гипотеза дифференциальной восприимчивости, которая расширяет модель, чтобы включить уязвимость к положительной окружающей среде, а также к отрицательной среде или стрессу. У человека может быть биологическая уязвимость, которая в сочетании со стрессором может привести к психопатологии (модель диатеза-стресса); но тот же человек с биологической уязвимостью, если он попадет в особенно благоприятную среду, может иметь лучшие результаты, чем человек без уязвимости.

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с моделью диатеза – стресса на Викискладе
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:47:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте