di inferi или dii inferi (лат. «Боги внизу») были темным коллективом древних Римские божества ассоциируются со смертью и подземным миром. Эпитет inferi также дан загадочным Манес, коллективу духов предков. Скорее всего, слово Manes происходит от manus или manis (чаще на латыни как его антоним immanis), что означает «хороший» или «добрый», что было эвфемистическим способом говорить о inferi, чтобы предотвратить их способность причинить вред или вызвать страх.
Варрон (1 век до н.э.) различает di superi («боги наверху»), чьи места для жертвоприношений называются алтарией; ди terrestres («земные боги»), чьи алтари arae ; и di inferi, которым подношения делаются с помощью очагов, «очагов», на земле или в яме. В целом жертвоприношение животных богам верхнего мира обычно приводило к совместной трапезе, при этом приготовленная жертва распределялась между божественными и человеческими получателями. Адские боги, напротив, принимали всесожжения (holocausts ), в которых жертвенные жертвы сжигались дотла, потому что живым запрещалось разделять трапезу с мертвыми. Этот запрет отражен также в погребальных обрядах, где переход умершего в царство мертвых отмечен холокостом к его гривам у его могилы, в то время как его семья возвращается домой, чтобы разделить жертвенную трапезу, на которой он исключение из пира было объявлено ритуалом. После этого он считался частью коллектива Манес, участвуя в принесенных им жертвах.
Таким образом, жертвами общественных жертвоприношений были чаще всего одомашненные животные, которые были нормальной частью римской диеты, а жертвы жертв - Римляне считали несъедобными, например лошадей и щенков, хтонический аспект умилостивления божества, независимо от того, принадлежало ли божество полностью подземному миру. Тайные ритуальные практики, характеризуемые как «магия», часто были холокостами, направленными против богов подземного мира, и щенки были не редкостью, особенно Гекате. Ди инфери часто вызывали с помощью связывающих заклинаний (defixiones ), которые предлагали им личных врагов. Адские боги были также получателями в тех редких случаях, когда человеческие жертвоприношения совершались в Риме. Ритуал Devotio, когда генерал поклялся своей жизнью в качестве жертвы вместе с врагом, был направлен на богов подземного мира под именем Ди Манес.
Религиозные памятники и ритуалы для ди инфери должным образом находились за пределами померия, священной границы Рима, как и гробницы. Скачки вместе с умилостивлением богов подземного мира были характерны для «старых и малоизвестных» римских праздников, таких как Consualia, Октябрьский конь, Таврические игры и сайты на Марсовом поле, такие как Тарент и Тригариум. Таврические игры отмечались специально, чтобы умилостивить ди инфери.
Редкая колесница с тремя лошадьми (трига, от которого тригарий, как общий термин для «поля для конных упражнений» (взял свое название) был священным для ди инфери. Согласно Исидору Севильскому, три лошади олицетворяли три этапа человеческой жизни: детство, юность и старость.
В Этрусская традиция гадания на деревьях, ди инфери были опекунами определенных деревьев и кустарников, в одном списке облепиха, красный кизил, папоротник, черный инжир, «приносящие черную ягоду и черный плод», падуб, лесная груша, метла мясника, шиповник и ежевика. «Древесина этих деревьев, называемая arbores infelices (« неблагоприятные деревья »), имела апотропную силы и использовались для сжигания предметов, считавшихся дурными предзнаменованиями.
ранний христианский поэт Пруденций считал di inferi неотъемлемой частью религии предков Рима, и критиковал гладиаторские игры, проводимые для них как представитель бесчеловечной и ужасающей природы богов подземного мира е. Для Пруденция другие римские боги были просто ложными, их легко объяснить как эвгемеризованных смертных, но акт преданности di inferi составлял поклонение дьяволу, потому что христиане ассимилировали di inferi со своими верования, относящиеся к Аду и фигуре, известной как Дьявол, Сатана или Люцифер.
В следующий список входят божества, которые, как считалось, обитали в подземном мире, или чьи функции помечают их как преимущественно или существенно хтонические или связанные со смертью. Обычно они приносят в жертву ночные жертвы или животных темного цвета. Другие божества могли иметь вторичный или оспариваемый хтонический аспект. Ритуалы, относящиеся к Марсу, особенно в форме, находящейся под влиянием этрусской традиции, предполагают роль в цикле рождения и смерти. Меркурий перемещается между царствами верхнего и нижнего мира как психопомп. У бога земледелия Консуса был подземный алтарь, как у Диса и Прозерпины. Божества, связанные с рождением, часто культивируются как божества смерти, с ночными подношениями, которые предполагают богословский взгляд на рождение и смерть как на цикл.
Перечисленные ниже божества не должны рассматриваться как коллективно образующие di inferi, индивидуальные личности которых неясны.
Римская скульптура Гекаты, основанная на эллинистическом оригинале