Девнараян

редактировать

Девнараян
Шри Девнараян БхагванВирГурджар.JPG
СотрудникС сообществом Гурджар
ОружиеМеч, Копье
РегионРаджастан, Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш
ФестивалиДевнараян Джаянти, Макар Сакранти, Дев Экадаши
Личная информация
Родители
  • Шри Савай Бходж ( отец)
  • Сааду Хатана (мать)
КонсортПипалде

Девнараян, воин-гурджар из Раджастхана, Индия, согласно мифологии, он был воплощением Вишну, и ему поклоняются как народному божеству, в основном в Раджастане и северо-западе Мадхья-Прадеша. Согласно традиции, он родился у Шри Савая Бходжа и Садуматы в седьмой день светлой половины (шукла саптами) месяца Мааг по индуистскому календарю в <75 г.>Викрам Самват 968 (911 год нашей эры). Согласно одной точке зрения, исторический Девнараян принадлежал к 10 веку Викрама Самвата, по другой - он жил между 1200-1400 годами (эпоха Викрама Самвата). Вторая точка зрения поддерживается многими учеными.

Эпос о Девнараяне - одно из самых длинных и популярных религиозных устных рассказов Раджастана. Эпос Девнараяна был отнесен к категории «воинственные эпосы».

Содержание

  • 1 Повествование о Девнараяне
    • 1.1 Багарават Бхарат
    • 1.2 Шри Девнараян Катха
  • 2 Девнарайские святилища и пхад
    • 2.1 Девнараян пхад
  • 3 Признание
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Повествование Девнараяна

Сааду Маата Гурджари с ее сыном Шри Девнараян Бхагван, когда он воплощался в лотосе лист в Маалашери.

Устный эпос Девнараяна состоит из ряда эпизодов, связанных с повествованием Девнараяна. Этот эпос поется бхопами, традиционными певцами-священнослужителями Девнараяна по ночам месяцев с ноября по июль в деревнях Раджастхана и малва.

Повествование начинается с воззвания ряда божеств, изображения которых изображены в phads. Вызываемые божества: Шарада, Ганеша, Сарасвати, Мачча, Каччап, Вараха, Нарасимха, Ваман, Парашурам, Рам и Кришна Аватары Вишну, Бхайрунатха, Рамдев, Шани, Сурья и Чандрама. Первая часть, названная Багарават Бхарат, повествует о героических подвигах 24 братьев Гурджаров, которые родились сыновьями человека-льва Багджи Гурджара. 24 брата умирают после назначенного периода в 12 лет в битве против вождя города Ран. Вторая часть - о воплощении Багавана в образе Девнараяна, чудесах, которые он совершает, и о мести, которую он и его кузены в конечном итоге берут на вождя города Ран. Мать Девнараяна - Саду Мата, а его отец Савай Бходж, самый отважный из 24 багараватов. В то время как первая часть обычно отмечена страданием (дух), болью и смертью, вторая отмечена воссоединением, чудесами и божественным свидетельством (парсио). Вторая часть, таким образом, влечет за собой инверсию первой части: за смертью и поражением следуют рождение и творение, что в конечном итоге приводит к установлению культа Девнараяна среди его последователей.

Багарават Бхарат

Статуя Гурджара Шри Савай Бходж Багарават, один из братьев Багарават и отец Девнараяна Бхагавана

Повествование начинается с прелюдии в то время (Сатья Юга ), когда Брахма совершал ведическое жертвоприношение (кувшин) в Пушкарь. Брахма пригласил всех богов и Риши на свою жертву. Среди них - группа из двадцати четырех риши, живущих в Наг Пахаде, горной цепи, идущей параллельно Пушкару. Риши были учениками Санкара (Шанкара ). Санкар запретил им присутствовать на жертвоприношении, но они настояли на своем, потому что получили приглашения от Брахмы. Внезапно Санкар сильно проголодался. Риши предложили есть фрукты, растущие в лесу, которыми они зарабатывают себе на жизнь. Но Санкар сказал, что это его не удовлетворит. Он хотел большего, чем простые фрукты. Но в лесу ничего другого не было. Не было ни каши, ни зерна. Итак, он обратился к своим ученикам и начал есть их одного за другим. Съев их и утолив голод, он сам пошел навестить жертву Брахмы. Жертвоприношение было остановлено из-за греха, совершенного Санкаром. Он спрашивает Брахму, как ему искупить свой грех, после чего Брахма сообщил ему, что единственным способом будет предложить риши его собственное тело в будущем существовании, в котором риши должны родиться как двадцать четыре сына одного человека. отец. Эта прелюдия обычно произносится, а не поется.

Затем повествование переносится в более историческое время (Кали-юга ). Во время правления Вишала Дев Чаухана население терроризируется тигром, который каждую ночь питается одним человеком. Однажды ночью Харирам Гурджар предлагает занять место мальчика, чья очередь быть съеденным тигром. Он ставит ловушку для тигра и обезглавливает его. Затем, чтобы смыть кровь со своего меча и очиститься от греха резни, как это было традицией у гурджаров, он идет к священному озеру Пушкарь, неся на плече львиную голову. Это ночь полнолуния (пурнима ). Ровно в то же время на противоположном берегу озера Пушкар, дочь гурджарского царя Джагджана, Лила Севри, поклявшаяся никогда не видеть лицо мужчины, совершает омовение и купается в озере. Во время купания она видит отражение мужского тела с головой тигра на поверхности озера и зачать ребенка.

Затем Джагджан разрешил жениться и подарил половину своего королевства Харираму Гурджару. Через девять месяцев у них родился сын. У него голова тигра и тело человека, и его зовут Багджи. Позже из-за его необычной и устрашающей внешности никто не желает выдавать ему дочь замуж. Он живет один в саду, который сопровождает повар-брахман. Однажды, в день праздника саван тидж (качелей), несколько молодых девушек из разных гурджаров готр пришли в сад, привлеченные шелковыми качелями Багджи. Брахман позволяет им использовать качели при условии, что каждый из них будет обходить Багджи. Пока они это делают, Брахман выполняет необходимые обряды помолвки. Неосознанно они помолвлены с Багджи.

Позже Багджи Гурджар женится на двенадцати из них, а именно Канта Калас, Ганиянванти Калас, Лакмаде Ратод, Джьянта Сарадана, Лали Сарадана, Балма Сарадана, Барнаванти Чад, Биндка Чад, Дханвантари Чечи, Гаури Чечи, Рама Авана и Бинд. Калас, Ратод, Сарадана, Чад, Чечи и Авана - все это Кланы Гурджаров (или Готрас ). Каждая из его жен рожает двух сыновей, которых все вместе называют Багараватами.

Согласно письменной литературе анандарам пхагна Багджи (отец Багараватов) принадлежал Чхатрапатти Чаухану готре из Гурджаров. Савай Бходж - самый известный и отважный из двадцати четырех багараватов. Каждый день Савай Бходж берет стада крупного рогатого скота Багарават, чтобы пасти его на склонах Наг Пахада. Одна из коров регулярно покидает стадо и к вечеру возвращается самостоятельно. Однажды Савай Бходж следует за коровой и обнаруживает, что ее доит джоги (аскет) Рупнатх. В качестве компенсации за доение коровы Рупнатх дает Савай Бходжу полный мешок зерна. Но братьям не нужно небольшое количество зерна, поэтому они скармливают его птицам. На следующее утро Неваджи, один из самых младших братьев, обнаруживает, что несколько зёрнышек, оставшихся прилипшими к шву мешка, превратились в драгоценные камни. Они осознают свою глупость, и Савай Бходж возвращается в Рупнатх, чтобы стать его учеником.

Однажды, получив наставления от Рупнатха, Савай Бходж нагревает котел с маслом и кружит вокруг него, а Рупнатх следует за ним. Пока они кружат над котлом, Рупнатх пытается толкнуть Савай Бходж в кипящее масло, но Савай Бходж прыгает с помощью своего пастушьего посоха. В следующем раунде Савай Бходж следует за Рупнатхом и толкает его в котел. Не такой ловкий, Рупнатх падает в кипящее масло. Мгновенно его тело превращается в цельный золотой самородок. Пока Савай Бходж раскаивается в своем преступлении, джоги снова появляется в обители, как будто ничего не произошло. Он объясняет, что золотой самородок - это дар, который подарит Багараватам бесконечное богатство на период в двенадцать лет, после чего и богатство (майя), и жизнь (кайя) придут к концу. Он также дает Савай Бходжу дары в виде кобылы-бавли, коровы-сурематы и слона-джаймангалы, все из которых обладают особыми способностями. Савай Бходж возвращается в свой дом. Братья спрашивают Теджаджи, старшего из них, что им делать со своим недавно приобретенным богатством. Теджаджи советует им закопать деньги в землю и услышал это. Но Неваджи предлагает им делать добрые дела с деньгами, например строить колодцы и храмы, распределять богатство и делать себе имя, поскольку и богатство, и их жизни закончатся через двенадцать лет. Братья выбирают последний вариант. Вскоре их слава распространяется повсюду. Со временем они встречают своего будущего врага, Дурджансала, царя Рана (или Равджи) (правителя) Ран-Сити.

Рана и Багараваты становятся братьями Дхарам. Во время продолжительной питьевой сессии в саду под названием наулаха багх возле города Ран они переворачивают кувшины с вином на склон холма, затопляя землю до такой степени, что вино фактически стекает в королевство Башак Наг (Васуки ), повелитель змей преисподней, держащий землю на своем капюшоне. Возмущенный, царь Башак временно кладет землю на рога быка и идет в суд Багавана (Вишну ), чтобы пожаловаться на Багараватов. Но ни Басак, ни Хануман, ни Бхагаван ничего не могут сделать, чтобы исправить ситуацию, потому что Багараваты настолько могущественны. Наконец, Багаван принимает форму нищего (джоги) и посещает Саду Мата, жену Савая Бходжа, прося милостыню. Саду, которая только что завершила омовение и омовение, появляется перед нищей, покрытой только своими длинными локонами. Пораженный ее преданностью, нищий (Бхагаван) дает ей дар. Саду желает, чтобы Бхагаван был ее сыном. Багаван обещает родиться ее сыном на 13-й день после убийства Багараватов.

После своего возвращения Багаван просит Шакти (Дурга или Бхавани ), который соглашается отправиться на Землю, чтобы выполнить задание по уничтожению Багараватов. Она проявляет себя как маленькая девочка (позже известная как Джаймати) в лесу, где ее обнаруживает король Бхуала, который ее усыновляет. Ровно в момент ее рождения рождается ее служанка Хира. Джаймати растет необычайно быстро. И вскоре брахманы отправляются искать для нее подходящего жениха. Она настаивает, чтобы они нашли кого-нибудь из семьи, в которой один отец имеет 24 сына. После долгих и разочаровывающих поисков брахманы находят Багараватов. Они договариваются о свадьбе королевы с Савай Бходж. Но поскольку они уже поженились, Багараваты предполагают, что королева замужем за их братом-дхарамом, Рана. Таким образом, Рана должна выйти замуж за Джаймати. Когда начинается свадебная процессия, ее возглавляет Савай Бходж вместо Раны. Тем временем Джаймати приказывает повесить торана на высоком месте, до которого 120-летний Рана не может дотянуться. Вместо Раны Савай Бходж наносит удар по торану.

Когда прибывает свадебная процессия, королева делает вид, что у нее высокая температура. Она просит свою служанку принести меч Савая Бходжа, который, как предполагается, обладает целительной силой. Затем во внутренних покоях дворца она кружит вокруг меча, тем самым тайно выходя замуж за Савай Бходжа. Однако на публике она выходит замуж за Рану. В конце церемоний, когда она должна сопровождать Рану в свой новый дом, она настаивает на том, чтобы остаться с Багараватами. Багараваты уговаривают ее пойти с Рана, обещая забрать ее через шесть месяцев. Однако по прибытии во дворец Раны королева говорит, что не будет играть в кости с Рана, пока он не построит для нее новый дворец. Строительство дворца, конечно, занимает много времени, и скоро закончатся полгода. Тем временем багараваты - даже вопреки советам своих жен - готовятся привести царицу. Королева сбегает с Багараватами. Рана терпелив и по-братски советует Багараватам отослать к нему королеву. Но Багараваты придерживаются своего решения. Наконец, Рана собирает войска в пятидесяти двух фортах на берегу реки Кхари.

Джаймати, которая теперь приняла свою истинную форму, Бхавани обещает сопровождать Багараватов только при условии, если они будут сражаться с армией Раны по одному. Она также требует, чтобы братья предлагали ей свои головы. Багараваты охотно соглашаются на ее гротескные требования. Ведется Бхарат (великая война). В битве некоторые из братьев продолжают сражаться даже после того, как их головы были отрублены диском Богини. Но в конце концов все они убиты, и Рана побеждает. Богиня принимает свой Вират Руп (устрашающая, устрашающая форма). Среди трупов убитых воинов она сидит на корточках на поле битвы, истекая кровью, нанизывая ожерелье из отрубленных голов Багараватов. После смерти жены Багараватов, за исключением жены Савая Бходжа, Саду Мата, совершают сати (самосожжение).

Шри Девнараян Катха

Шри Девнараян

Эта половина повествования начинается с суровым тапасом Саду Маты (аскезой) на холме недалеко от поля битвы. Спустя одиннадцать дней, когда ее честь и жизнь оказались под угрозой со стороны Раны, она взывает к Багавану, который обещал родиться ее сыном. Девнараян, который в то время играет в кости с царем Басаком, поднимается на поток воды, разделяющий скалу, на которой сидит Саду. Несущийся на струе воды в цветке лотоса младенец Девнарайан падает на колени Саду Мате.

Под угрозой со стороны раны Саду Мата решает бежать в свой родной дом в малва. Девнараян проводит там детство, не зная о событиях прошлого. Спустя одиннадцать лет однодневный Чочу Бхат, бард и специалист по генеалогии 24 братьев Багарават, приезжает в малву в поисках Девнараяна. Саду Мата, который знает о его намерениях, пытается убить его отравлением, но Девнараян оживляет его. Затем Чочу Бхат сообщает ему о битве между Багараватами и Рана. Затем Девнараян решает против воли своей матери вернуться на землю предков своих отцов и отомстить Ране. Вернувшись в регион Бхилвара и его столицу Каусла Кхеда, Девнарайан женится на трех принцессах, одна - дочери дет (даитья ), другая - племяннице царя змей преисподней, а третья - дочери гурджарского правителя Удджайна -Пипалде. По возвращении Девнараян также встречается со своими четырьмя двоюродными братьями, Мендуджи, Маданджи, Канх Бханги и Бхунаджи, которые также выросли, не подозревая о существовании друг друга. В то время как Мендуджи находился под защитой союзника Багаравата, царя Аджмера, Бханги вырос как натх-джоги в компании гуру Багаравата Баба Рупнатха.

Маданджи рос со своим отцом Теджаджи Гурджаром. Бхунаджи, имя которого было изменено на Кхандерав, был усыновлен самим Рана. Но как только кузены осознают свое истинное происхождение, они объединяются с Девнараяном, чтобы начать нападение на Рана. Перед финальной схваткой Девнараян выпускает свое стадо из 980 000 коров и буйволов на королевские поля, чтобы уничтожить посевы Раны. В конце концов, кузены догоняют Рана, которая пытается сбежать. Он обезглавлен тетивой Девнараяна. Но когда Девнараян видит, что Бхунаджи опечален смертью своего приемного отца, он воскрешает Рана только после того, как Чочу Бхат извлек месть Багараватов из желудка Раны. После этого Девнараян поручает возрожденному Рану основать город Удайпур, который, согласно повествованию, назван в честь одного из имен Девнараяна, Уд Бхагваан Дев Нараян родился на Шаниваре, Саптами Шукла Пакш месяца Мааг и Год был Викрами Самват 968 (911 г.). Бхагваан Дев Нараян прожил на Земле очень короткую жизнь - 31 год. Он отправился в Байкунтхаам на Акшья Трития Шукла Пакш месяца Байсак в Викрами Самват 999 (942 г.). Это было время, когда Самрат Махедра Пал разделил свою огромную Империю между двумя своими сыновьями, и лояльность гурджарских феодатов, таких как Гурджар Чауханс, Гурджар Пармарс, Гурджар Чандиллас и т. Д. Разделилась.

В конце концов, около 915 года нашей эры Самрат Махи Пал утвердился на троне Гурджарской Империи, но великий клан Багарават Чауханов из Гурджаров уже был принесен в жертву из-за разделения лояльности различных феодальных королей и их вассалов этим двум Гурджар Пратихар князья.

После того, как Девнараян отомстил Ране, он решает отправиться на Байкунт (рай). Но его королева Пипальде просит его не оставлять ее бездетной. У нее родились мальчик Била и девочка Били. Били быстро осознает божественность своего отца. Но Била упряма и отказывается признавать авторитет отца. После многих несчастных случаев, включая поражение проказой, Била начинает осознавать божественную силу своего отца. Затем он соглашается заботиться о самом первом святилище Девнараяна и стать первым священником Девнараяна, от которого следует линия священников. Затем, основав место поклонения, род священников и сообщество преданных, Девнараян наконец возвращается на своей небесной колеснице в Байкунт.

Согласно эпосу, младенца Девнараяна кормила львица. Отсюда возникла знаменитая раджастанская пословица Гурджари Джаян, Нахари Джаян, что в переводе означает «Сын Гурджар - не что иное, как Лев.

Девнарайские святыни и пхад

Главная святыня Девнаряна находится в Савай Бходж около города Асинд, поля битвы при Баграват Бхарате. Другие важные святыни находятся в Демали, который считается самой ранней святыней, основанной самим Девнараяном и Маласари, где родился Девнараян. Девнараяну поклоняются в этих святынях в виде вертикального ряда из кирпичей большого размера. Кирпичи часто остаются голыми, но иногда их оклеивают разноцветной мишурой.

Другая значимая святыня Девнараяна находится в Джодхпурия недалеко от плотины Маши в Тонкском районе. Рядом с этой святыней ежегодно проходят две ярмарки.

Махарана Шанга из Мевара был великим приверженцем Шри Девнараяна, и он, как говорят, построил храм в память о Деоджи.

Девнараян пхад

Девнараяну также поклоняются Бхопы, священники-певцы с помощью свитка, известного как пхад, изображающего различные эпизоды повествования о жизни Девнаряна. Этот свиток, Девнарайан пхад, используется как передвижной храм, и бхопы несут его с собой. Семьи Джоши из Бхилвары и Шахпура - традиционные художники фадов Девнараяна. Пхад состоит из изображения Девнараяна в одежде царя, восседающего на своем «питоновом» троне во дворе, лицом к лицу с царем змей Басаком и его четырьмя кузенами в центре. Весь пхад расписан различными сценами, относящимися к повествованию Девнараяна по традиционной схеме. Свободных мест нет. Эти фады обычно имеют длину около 30 футов. Один из самых ранних из сохранившихся пхад Девнараяна находится в коллекции Рупаяна Санстхана, Института фольклора Раджастана в Джодхпуре. Этот пхад подписан Сураджмалом и Багтаварчандом и датирован Викрамом Самватом 1924 г. (1867 г.).

Бхопа обычно устанавливает пхад вскоре после наступления темноты в деревнях, куда его приглашают спеть различные эпизоды из эпического повествования Девнараяна. перед пхадом во время джагарана (ночного бодрствования). Перед началом представления земля под ним очищается, возжигается благовония и перед пхадом совершаются подношения зерна и денег. Во время исполнения исполняется джантар (разновидность ладной вины с двумя резонаторами из тыквы или дерева) для сопровождения песен. Обычно эпос читают два бхопа: один - главный бхопа, Патави, а другой - его помощник, Дияла. Когда Патави Бхопа поет определенный эпизод эпоса, его младший партнер, Дияла Бхопа держит масляную лампу, чтобы осветить определенную часть пхада, где изображен конкретный эпизод, который поется. Он также поет вместе со своим старшим партнером некоторые части эпизодов. Фад девнарайан джи выпускает почтовый билет 2 сентября 1992 года.

Признание

Памятная марка была выпущена почтой Индии 2 сентября 1992 года номиналом 5 индийских рупий.

См. Также

Ссылки

  1. ^Взгляд нектара и ядовитое дыхание: анализ и перевод Раджастхани Адитья Малик, Интерпретации (страницы 102–104). издательство оксфордского университета.
  2. ^ «Раджастханский устный рассказ о Девнараяне - режим презентации, краткое содержание эпоса, тематическое содержание». Национальный центр искусств им. Индиры Ганди.
  3. ^ "Раджастханский устный рассказ о режиме Девнараяна-презентации, введение". Национальный центр искусств Индиры Ганди.
  4. ^Амареш Датта (2006). Энциклопедия индийской литературы (Том первый (A To Devo), том 1. Sahitya Akademi. Стр. 322. ISBN 8126018038, ISBN 978-81-260-1803-1.
  5. ^О клоунах и богах, брахманах и бабу: юмор в южноазиатской литературе, Кристина Остерхельд, Клаус Питер Золлер, стр. 157
  6. ^Способы умирания: смерть и его значения в Южной Азии, Элизабет Шембухер, Клаус Петер Золлер, стр. 234
  7. ^Амареш Датта (2006). Энциклопедия индийской литературы (Том 1 (A To Devo), Том 1. Sahitya Akademi. стр. 322. ISBN 8126018038, ISBN 978-81-260-1803-1. Быть сыном Багджи Баграо, вместе они были известны как багарават. Они были гурджарами по касте.
  8. ^Элизабет Шембухер; Клаус Петер Золлер (1999). Способы умирания: смерть и ее значение в Южной Азии. Издатели и дистрибьюторы Manohar. Стр. 235. ISBN 8173042438, ISBN 978-81-7304-243-0.
  9. ^Анандарам Пхагна. Девнараян Ки Катха-Багарават Бхарат. Арчана Пракашан Аджмер. п. 38.
  10. ^(республиканское) Управление Генерального регистратора, Индия (1972 г.). Перепись Индии, 1961, Том 14, Выпуск 5. Менеджер публикаций. п. 36.
  11. ^Смит, Джон Д. (2005). The Epic of Pabuji, New Delhi: Katha, ISBN 81-87649-83-6, p.39
  1. Anandaram Phagana (1971, в месяце хинди Falgun Vikram Самват, 2027). Баграват Бхарат-Вир Гурджар Утпатти, Арчана Пракашан, Аджмер.
  2. Борана, Рамеш (2004). Баграват Махабхарат, Раджастхан Сангит Натак Академия, Джодхпур.
  3. Чундават, Лакшмикумари (1977). Баграват Девнараян Махагатха, Раджкамал Пракашан, Нью-Дели.
  4. Малик, Адитья (1993). Раджастани Устный эпос Девнараяна, Нью-Дели.
  5. Малик, Адитья (2005). Nector Gaze и Poison Breath: анализ и перевод устного рассказа Раджастани Девнараяна, Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 0-19-515019-8.
  6. Миллер, Джозеф Чарльз младший (1994). Двадцать четыре брата и лорд Девнараян: история и исполнение народного эпоса о Раджастане, Индия, Пенсильванский университет, Пенсильвания.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Девнараяном.
Последняя правка сделана 2021-05-17 03:46:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте