Desagüe был гидротехническим проектом по осушению центральной системы озер Мексики с целью защиты столицы от постоянных и разрушительное наводнение. Возникший в шестнадцатом веке и завершенный в конце девятнадцатого века, он был признан «величайшим инженерным проектом колониальной испанской Америки». Историк Чарльз Гибсон идет дальше и считает его «одним из крупнейших инженерных предприятий страны. доиндустриальное общество в любой точке мира ». Периодически происходили наводнения в доиспанской столице ацтеков Теночитлан, месте, которое стало испанской столицей Мехико. Наводнение продолжало представлять угрозу для столицы вице-королевства, поэтому в В начале семнадцатого века корона распорядилась решить проблему, которая повлекла за собой использование огромного количества местных рабочих, которые были вынуждены работать на проекте дренажа. Корона также выделила значительные средства. Тоннель, а затем и наземная дренажная система были отклонены паводковые воды за пределами закрытого бассейна Мексики. Только в конце девятнадцатого века при Порфирио Диас (1876-1911) был реализован проект британского предпринимателя и инженера Уитмана Пирсона с использованием оборудования импортированные из Великобритании и другие технологии стоимостью 16 миллионов песо, огромная сумма в то время. Воздействие на окружающую среду было длительным, с высыханием, навсегда изменившим экологию Мексиканского бассейна.
В период до испанского завоевания столица ацтеков Теночтитлан подверглись затоплению во время продолжительных дождей. За пределами закрытого бассейна естественного дренажа озерной системы не было. В конце 1440-х годов правитель Теночтитлана Моктесума I и правитель союзного королевства Тескоко Незауалькойотль приказал построить дамбу (albarradón), которая была расширена. под властью Ахуицотля. Плотина была на месте, когда испанцы захватили Теночтитлан в 1521 году, но сильное наводнение в 1555-56 годах привело к строительству второй дамбы. Испанцы планировали отвести паводковые воды после этого наводнения, но не предприняли никаких действий. Ущерб окружающему водоразделу после завоевания в результате вырубки деревьев и заиления озера, вероятно, усугубил существующую тенденцию к наводнениям. Наводнение в 1604 и 1607 годах повредило здания в столице, и королевские власти предприняли шаги, чтобы вложить капитал и труд в решение проблемы. Поскольку принудительный труд коренных народов был ресурсом, который могла использовать корона, тысячи мужчин коренных народов были вынуждены рыть туннель для отвода паводковых вод. Операция была похожа на горные работы. Корона также привлекла голландского инженера Адриана Бута для оценки проблемы. Нидерланды были частью Испанской империи Габсбургов, поэтому неудивительно, что в них был задействован голландский опыт. Boot рекомендовал вернуться к дамбе, чтобы контролировать наводнение. Работа была начата на одном, но сильные дожди 1628 года настигли проект. Мехико был в кризисе. Еды было мало. Большая часть населения бежала, здания рухнули. Корона даже предлагала перенести столицу на материк. Тоннель переоборудовали в траншею открытого типа. В десятилетие величайшего кризиса - 1,5 миллиона песо в кроне на Десагуэ, с трудом неисчислимого числа местных рабочих, но определенно исчисляемых десятками тысяч. Корона положила конец принудительному сельскохозяйственному труду, но продолжала использовать принудительный труд для Desagüe. Часть колониальных архивов в Мехико посвящена документации по Desagüe.
С обретением Мексикой независимости от Испании в 1821 году мексиканское государство прекратило принудительный труд местных жителей. Необходимость обслуживания открытого дренажа Desagüe сохранялась и после обретения независимости. Благодаря политической стабильности, достигнутой при президенте Порфирио Диасе, Десагуэ стал центральным элементом движения Мексики к современности. Он был торжественно открыт в 1900 году и был расценен как одно из величайших достижений современной Мексики. Поскольку Мехико расположен в нижней части бассейна Мексики, здесь концентрируются сточные воды, промышленные отходы кожевенных заводов и скотобоен, а также бытовые сточные воды. Осознавая, что такое загрязнение представляет опасность и является серьезным препятствием для проекта модернизации Мексики, найти решение было сложной задачей. Хотя паводковые воды долгое время были физической угрозой для столицы, в конце XIX века они также рассматривались как угроза для городской санитарии и здоровья населения. Младенческая смертность была высокой, как и общая смертность в столице, когда правительство заново занялось проектом дренажа. Первоначально пытались создать сеть дамб и резервуаров для сдерживания избытка воды, но безуспешно. В колониальную эпоху работа выполнялась людьми, вооруженными ручными инструментами, такими как лопаты и кирки, и прогресс был ограничен из-за высокого уровня грунтовых вод, который быстро заполнил дренажную канаву. Большая часть мексиканской модернизации во время Порфириато опиралась на иностранный опыт и капитал. Британский предприниматель Уитман Пирсон, который сыграл важную роль в развитии нефтяной промышленности Мексики, импортировал оборудование британского производства, которое было собрано в Мексике. Механизация земляных работ преодолела предыдущие ограничения. В рамках проекта было построено глубокое и прямое углубление в бассейне Мексики и туннель через восточные горы. Использовался массивный земснаряд длиной 40 метров, сделанный из бревен и стрел, с установленной на палубе паровой машиной. У машины было 40 ведер в линию для выкапывания ила со дна выемки, подъема его на поверхность, а затем выгрузки в вагоны поезда для хранения в другом месте. Протяженность выемки на поверхности составила 47 километров, а туннель через горы - еще 10 километров.