Сэр Денис Луис Ласдан,CH, CBE, RA (8 сентября 1914 г., Кенсингтон, Лондон - 11 января 2001 г., Фулхэм, Лондон) выдающийся английский архитектор, сын Натана Ласдуна (1879–1920) и Джули (урожденная Абрахамс); 1884–1963). Вероятно, его самая известная работа - Королевский национальный театр на лондонском в Южном берегу на Темзе, что на Класс II * памятник архитектуры и один из самых ярких примеров бруталистского дизайна в Соединенном Королевстве.
Ласдун учился в Архитектурной школе архитектурной ассоциации в Лондоне, и был младшим специалистом Уэллса Коутса. Как и другие архитекторы-модернисты, в том числе сэр Бэзил Спенс и Питер и Элисон Смитсон, на Ласдуна большое влияние оказали Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ, но было и более мягкое, более классическое влияние от таких людей, как Николас Хоксмур. Ласдун был избран Королевским академиком 29 мая 1991 года.
Сын Ласдуна является автором Джеймс Ласдан.
Дед Ласдуна, табачник из Австралии Луи Абрахамс (1852–1903), был важным покровителем Фредерика МакКуббина, Артура Стритона и других художников, связанных с художественным движением Гейдельбергской школы, также известным как австралийский импрессионизм. Его коллекция произведений искусства была передана Ласдуну.
До и после Второй мировой войны службы в армии, Ласдун работал на некоторое время работал с Бертольдом Любеткиным в Tecton, став партнером. В этот период он также построил один частный дом в Паддингтоне в стиле Ле Корбюзье. После войны Ласдан работал с Линдси Дрейком над Hallfield Estate, который был спроектирован Любеткиным и Тектоном в том же узорчатом, тщательно спланированном идиоме, что и его Spa Green и Priory Green Estates. Школа Холлфилда Ласдана была первым ключом к его зрелому стилю, в котором использовался голый бетон и угловатость, а также его более человечный масштаб.
В 1950-х он был партнером Джейн Дрю, Максвелла Фрая и Линдси Дрейк в Фрае, Дрю, Дрейке и Ласдане. Его оригинальность стала более очевидной в его «кластерных блоках» в Бетнал Грин. Это был ответ на критику многих послевоенных разработок за создание изолирующей среды и обескураживающее сообщество. В многоквартирных домах квартиры сгруппированы вокруг центральной башни, и жильцы должны были выбирать себе квартиры в структуре. Первые кварталы на Уск-стрит в 1954 году были среднего размера, а более поздний квартал Килинг-хаус - многоэтажный. Дом Килинг был продан частному застройщику лондонским районом Тауэр-Хамлетс и теперь представляет собой жилой дом класса люкс. В 1958 году Ласдун совершил экскурсию в частное жилье со своими квартирами в Сент-Джеймс, план которых был частично заимствован из моделей социального жилья, таких как здание Наркомфина.
Здание Королевского колледжа врачей является одним из очень немногих. I- внесен в список пост- Второй мировой войны зданияЛасдун завершил то, что можно считать его революционным шедевром, в здании Королевского колледжа врачей в Риджентс-парк (1964 г.). Вставленный в национально значимую террасу Nash неоклассической формы, RCP проецирует приподнятую линейную форму, перпендикулярную террасе, чтобы создать серию садов и пространств вокруг здания с пристройками для лекционного зала и историческая комната, отделанная деревянными панелями, сохранилась от более ранних колледжей. Используя современные технологии железобетона и очень выразительные структурные методы, объемы заставляют «плавать в пространстве» на тончайших опорах, чтобы растворить пространственные границы между внутренним и внешним пространством. В работе косвенно упоминаются работы «высоких модернистов» от Ле Корбюзье и Миса до «скандинавского модернизма» Аалто, Асплунда и Якобсена как а также современная бруталистская эстетика той эпохи, при этом развивая личную идиому открытых консольных томов, длинных перспектив, триангулированных форм и ясности концепции и структуры, которая полностью принадлежит Ласдуну. Это здание, однако, отделано роскошным белым сицилийским мрамором, мозаичной плиткой из муранского стекла , полированной латуни и черным инженерным кирпичом, и было одним из первых послевоенных зданий, удостоенных степени I в списке национальных и национальных зданий. международное значение и влияние на работу других.
Элементы самого известного стиля Ласдана, сочетающие кубические башни, голый бетон и выступающие фойе, которые некоторые сравнивают с Фрэнком Ллойдом Райтом, можно найти в его первых учебных корпусах, Фитцуильям-колледже в Кембридже и Королевском колледже врачей в Риджентс-парке. последний из них выгодно отличался от окружающих зданий Джона Нэша. Более обширным был его проект для Университета Восточной Англии. Он состоял из ряда классных комнат и лабораторий, соединенных переходами, и застекленных жилых кварталов в форме зиккуратов. Следуя этому известному проекту, Ласдун спроектировал два здания для Лондонского университета, одно для SOAS (1970), а другое для Института образования (1970–1976)., который был особенно противоречивым при его включении в предыдущий план улиц с площадями и террасами, который он пытался воспроизвести в более бруталистской манере. Выраженные лестницы ссылаются на Уэллс Коутс и Луи Кан, а генеральный план Ласдуна создал новую общественную площадь. Здание теперь внесено в список Grade II *.
Самая известная и спорная работа архитектора - его Королевский национальный театр на Южном берегу Лондона. Принц Чарльз сравнил его с атомной электростанцией, но он был популярен среди других традиционалистов: Джон Бетджеман написал Ласдуну письмо, восхваляющее его конструкцию. Ласдун (или его фирма Lasdun, Softley and Partners) спроектировал соседнюю штаб-квартиру IBM (закончил 1985 г.) как продолжение театра. Его Европейский инвестиционный банк в Люксембурге был похож. Последней работой, выполненной фирмой в Лондоне, был офисный блок под названием Милтон-Гейт возле Barbican Estate, который в плане использования остекления в зеленых тонах представлял собой отход от его знакомого стиля голого бетона.
Ласдун был награжден RIBA Королевской золотой медалью в 1977 году. Его рисунки и документы доступны для ознакомления в Коллекции рисунков и архивов RIBA. Несмотря на споры о большей части его работ, большинство сохранившихся зданий Ласдана внесены в список, хотя его универмаг Peter Robinson 1958 года на лондонском Strand был снесен в 1990-х годах.
Ласдун умер 11 января 2001 года в возрасте 86 лет.
National Life Stories провела устное историческое интервью (C467 / 9) с Денисом Ласдуном в 1996-97 годах для коллекции Architects Lives, хранящейся в Британская библиотека.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Денис Ласдун. |