Денис Фонвизин | |
---|---|
Родился | Денис Иванович Фонвизин. (1745-04-14) 14 апреля 1745. Москва, Российская империя |
Умер | 12 декабря 1792 (1792-12- 12) (47 лет). Санкт-Петербург, Российская Империя |
Место упокоения | Лазаревское кладбище, Санкт-Петербург |
Род занятий | Писатель, драматург, переводчик |
Национальность | Русский |
Alma mater | Императорский Московский университет |
Супруга | Екатерина Ивановна Роговикова (1774–1792) |
Денис Иванович Фонвизин (Русский : Денис Иванович Фонвизин; 14 апреля [OS 3 апреля] 1745—12 декабря [OS 1 декабря] 1792) был драматург и писатель русского просвещения, один из основоположников литературной комедии в России. Его главные произведения - две сатирические комедии, одна из которых Молодой невежда, которая высмеивает современную русскую шляхту и ставится до сих пор.
Денис Фонвизин родился в Москве в дворян русская православная семья, первый из восьми детей. Его мать Екатерина Васильевна Фонвизина (урожденная Дмитриева-Мамонова) (род. 1718) принадлежала к ветви Смоленских Рюриковичей по отцовской линии и к семье Грушецких по ее линии. со стороны матери; она приходилась двоюродной сестрой Царицы Агафьи Грушецкой и тетей Александра Дмитриева-Мамонова, который, как известно, был любовником Екатерины Великой.
Его отец Иван Андреевич Фонвизин (1705–1785) сначала был армейским офицером, затем служил в Счетной коллегии, а в 1783 году стал статским советником. Его предок барон Берндт фон Визен принадлежал к Ливонскому ордену, попал в плен во время Ливонской войны и стал натурализованным гражданином России; его потомки русифицировали, фамилия с годами трансформировалась, но именно Иван Андреевич начал писать ее как Фонвизин.
Денис Фонвизин получил хорошее образование в Императорском Московском университете И очень рано начал писать и переводить. Он поступил на государственную службу, став секретарем графа Никиты Панина, одного из великих дворян царствования Екатерины Великой. Благодаря покровительству Панина Фонвизин мог писать критические пьесы, не опасаясь ареста, а в конце 1760-х годов он выпустил первую из двух своих знаменитых комедий - «Бригадный генерал».
Человек со средствами, он всегда был дилетантом, а не профессиональным писателем, хотя и стал заметным в литературных и интеллектуальных кругах. В 1777-78 гг. Он путешествовал за границу, основной целью поездки был медицинский факультет Монпелье. Он описал свое путешествие в своих письмах из Франции - одном из самых элегантных образцов прозы того времени и наиболее ярком документе того антифранцузского национализма, который в русской элите времен Екатерины шел рука об руку с полная зависимость от французского литературного вкуса.
В 1782 году появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина «Минор», определенно причисляющая его к числу ведущих русских драматургов. Последние годы его жизни прошли в постоянных страданиях и поездках за границу, чтобы поправить здоровье. Он умер в Санкт-Петербурге в 1792 году.
Репутация Фонвизина почти полностью основана на двух его комедиях, которые, несомненно, являются самыми популярными русскими пьесами до этого Александра Грибоедова Горе от ума. Они оба в прозе и придерживаются канонов классической комедии. Однако основной моделью Фонвизина был не Мольер, а великий датско-норвежский драматург Людвиг Хольберг, которого он читал на немецком языке и некоторые пьесы которого он переводил.
Обе комедии - пьесы социальной сатиры с определенными точками зрения. Бригадный генерал - это сатира против модного французского полуобразования петит-мэтров. Он полон отличного веселья, и хотя он менее серьезен, чем «Минор», он лучше построен. Но «Минор», хотя и несовершенный по драматургии, - произведение более замечательное и по праву считается шедевром Фонвизина.
Суть сатиры в «Малом» направлена против грубой и эгоистичной грубости и варварства необразованных деревенских дворян. Главный герой, Митрофанушка, представляет собой совершенный тип вульгарного и жестокого эгоизма, не искупленный ни одной человеческой чертой - даже его нежно любящая мать ничего не получает от него за свои старания. Диалог этих порочных персонажей (в отличие от высокопарной речи влюбленных и их добродетельных дядей) правдив и тонко индивидуализирован; и все они - шедевры описания - достойное введение в великую портретную галерею русской художественной литературы.
В качестве меры его популярности несколько выражений из «Минора» были превращены в пословицы, и многие авторы (среди которых Александр Пушкин ) регулярно цитируют эту пьесу или, по крайней мере, намекают на нее. это путем упоминания имен персонажей.
Эта статья включает текст из D.S. Мирского "История русской литературы" (1926-27), издание сейчас находится в общественном достоянии.