Руивалк | |
---|---|
Денел Руивалк в полете | |
Роль | Боевой вертолет |
Национальное происхождение | Юг Африка |
Производитель | Denel Aviation |
Первый полет | 11 февраля 1990 г. |
Введение | 1 апреля 2011 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | ВВС ЮАР |
Произведено | 1990–2007 гг. |
Количество построено | 12 |
Стоимость программы | 1 миллиард долларов |
Стоимость единицы | 40 миллионов долларов (2007 г., оценка) |
Разработан на основе | Aérospatiale SA 330 Puma |
Denel Rooivalk (ранее обозначался AH-2 и CSH-2 ) - ударный вертолет , изготовленный Denel Aviation из Южной Африки. Рооивалк - это африкаанс для "Красный Сокол ". Разработка этого типа началась в 1984 г. Atlas Aircraft Corporation, его разработка тесно связана с транспортным вертолетом Atlas Oryx, оба самолета созданы на базе Aérospatiale SA 330 Puma. и одновременно начав разработку.
Разработка Rooivalk затянулась из-за ограниченного бюджета в 1990-е годы и желания создать высокотехнологичный боевой вертолет. Южноафриканские ВВС (SAAF) заказали 12 Rooivalk, обозначенных Rooivalk Mk 1 на вооружении SAAF, первый из них был официально передан в апреле 2011 года. Вертолеты обслуживаются 16-я эскадрилья, базируется на AFB Bloemspruit около Блумфонтейн.
Проект Rooivalk начался в начале 1984 года под эгидой Atlas Aircraft Corporation, предшественницы Denel Aviation. Столкнувшись со все более традиционным характером пограничной войны с Южной Африкой, Силы обороны ЮАР осознали необходимость специального ударного вертолета и начали разработку подходящего самолета. Вертолет должен был сопровождать транспорты вертолетов, наносить удары по позициям ПВО и эффективно противостоять растущему присутствию советских танков; в последней роли он должен был быть оснащен противотанковыми ракетами . В то время Южная Африка находилась под эмбарго на поставки оружия, введенным Резолюцией 418 Совета Безопасности ООН из-за ее политики апартеида, которая не позволяла иностранным боевым вертолетам
Разработка совершенно нового вертолета с нуля потребовала бы проектирования и разработки множества сопутствующих подсистем и компонентов, таких как турбовальные двигатели и динамические системы, такие как главный и хвостовой роторные системы и редукторы. Из-за больших трудностей, связанных с перспективами разработки и производства вертолета чистой конструкции, что существенно увеличило бы стоимость и сроки проекта, было решено базировать боевой вертолет на существующей конструкции. В то время SAAF использовала два основных типа вертолетов - Aérospatiale Alouette III и Aérospatiale SA 330 Puma. Alouette III был небольшим вертолетом, созданным в 1960-х годах; из-за возраста конструкции и недостаточной мощности двигателя он не считался подходящим кандидатом для дальнейших разработок.
Puma была значительно больше и оснащалась более мощными двигателями; оба фактора обеспечили более широкую основу для размещения дополнительного оборудования и потенциального роста. Другим ключевым фактором для его выбора была параллельная разработка локализованной и усовершенствованной модели Puma в Южной Африке, известной как Atlas Oryx. Oryx обладал увеличенной удельной мощностью и улучшенными характеристиками в условиях высокотемпературного климата, в котором типично эксплуатировался; Разработка Oryx шла намного быстрее, чем то, что впоследствии стало Rooivalk, поскольку это была более простая программа. Были обсуждены и другие потенциальные источники, такие как использование силовых элементов Aérospatiale SA 365 Dauphin ; Предполагалось, что внедрение этих компонентов, вероятно, привело к созданию меньшего по размеру и потенциально более экономичного винтокрылого аппарата.
В конечном итоге было решено принять как силовую установку, так и динамические системы Oryx, которые имели значительное сходство с их Puma и предки Aérospatiale AS332 Super Puma - в качестве основы для планируемого ударного вертолета; Общность с системами Oryx упростит логистику и снизит затраты на обслуживание. Это означало, что ударный вертолет будет иметь значительно большой планер, что даст ему большую дальность действия и возможность нести множество датчиков и вооружения. В 1980-е годы оборонные бюджеты Южной Африки были относительно щедрыми, особенно в отличие от более поздних десятилетий, поэтому компания Denel стремилась предоставить винтокрылый аппарат, который был бы среди лучших ударных вертолетов в мире, даже потенциально превосходит их. Вертолет, позже названный Rooivalk, задумывался как маневренный и сложный боевой вертолет, особенно подходящий для борьбы с угрозами ангольского театра военных действий и противодействующими транспортным средствам, таким как танк T-55.
Atlas XH-1 Alpha был первым прототипом, появившимся в рамках программы. Он был разработан на основе планера Alouette III с сохранением двигателя и динамических компонентов этого вертолета; Модификации включали замену оригинальной кабины на ступенчатую тандемную копию, добавление 20-мм пушки на носу и преобразование ходовой части в конфигурацию с хвостовиком. 3 февраля 1985 года XH-1 выполнил свой первый полет. Результаты летных испытаний XH-1 в конечном итоге были достаточно хорошими, чтобы убедить как Atlas, так и SAAF в осуществимости концепции, открыв дверь для продолжения разработки Rooivalk.
Опытный образец впервые поднялся в воздух 11 февраля 1990 года, когда программа потерпела значительный провал. Некоторые из недугов программы были следствием стремления создать лучший в мире боевой вертолет; В то время как более простой самолет, возможно, был завершен в течение 1980-х годов, что позволило ему поступить в эксплуатацию примерно в то же время, что и Oryx, Rooivalk вместо этого пострадал от очень длительного времени разработки. В 1988 году пограничная война подошла к концу, что вскоре привело к существенному сокращению оборонного бюджета. Запланированное приобретение ударных вертолетов было сокращено с 36 винтокрылых до 12, что сильно повлияло на эффект масштаба. В погоне за системой высшего класса стоимость программы по сравнению с более простым ударным вертолетом была увеличена, хотя в период с 1984 по 1990 год это увеличение никогда не превышало выделенный бюджет.
утверждали, что некоторые официальные лица SAAF придерживались точки зрения, что Rooivalk представлял прямую угрозу для самолетов, особенно в свете сокращающегося оборонного бюджета, и требовали его прекращения. Южноафриканская армия в целом поддержала программу Ройвалк, отчасти потому, что присутствие южноафриканских ударных вертолетов уменьшило бы потребность в закупке и техническом обслуживании большого количества танков. Таким образом, армия на какое-то время финансировала программу Rooivalk, помогая ей пережить ужесточение бюджетных ограничений. Задержки и рост стоимости проекта были препятствием не только для его внедрения, но и для его дальнейшей жизнеспособности. К 1998 году, когда первый серийный Rooivalk был доставлен в SAAF, длительное время разработки означало, что винтокрылый аппарат уже страдал от некоторых предполагаемых проблем с устареванием; это был аэродинамически исправный самолет, но авионика, хотя и была усовершенствована для 1980-х годов, была относительно устаревшей, что подорвало экспортный потенциал этого типа.
Тема поддержки винтокрылых машин была еще одним решающим фактором в предполагаемых экспортных продажах. Вне всяких сомнений в отношении долгосрочного будущего Denel и, следовательно, ее способности обеспечить необходимую поддержку производителя для эксплуатации этого типа, Rooivalk широко использует французские технологии, в настоящее время принадлежащие Airbus Helicopters ; поскольку Rooivalk является конкурентом ударного вертолета Eurocopter Tiger, фирма якобы предупредила потенциальных покупателей о том, что необходимая поддержка динамических систем самолета, которую они предоставили, может отсутствовать. Политические факторы были расценены как серьезное препятствие на экспортном рынке, такие как давление, которое якобы оказывалось правительством Соединенных Штатов с целью убедить иностранных заказчиков выбрать вместо этого конкурента Boeing AH-64 Apache.
Были изучены различные потенциальные экспортные возможности, такие как Малайзия, Соединенное Королевство и Турция, однако таких продаж не произошло. 2013. Развитие Rooivalk оказало положительное влияние на развитие авиации и высоких технологий в Южной Африке, что привело к созданию таких фирм, как Aerosud и Advanced Technologies and Engineering (ЕЛ). Утверждается, что промышленное влияние программы Rooivalk позволило южноафриканским оборонным предприятиям участвовать в других аэрокосмических программах, таких как Saab JAS 39 Gripen, BAE Systems Hawk, AgustaWestland AW109 и Airbus A400M Atlas.
В 2016 году Denel, как сообщается, продолжал программу модернизации Mk 1.1 для существующего парка самолетов Rooivalk; Предполагаемые улучшения включают добавление системы предупреждения о приближении ракет и усовершенствования бортовой электроники винтокрылого летательного аппарата. 15 сентября 2016 года было объявлено, что Airbus Helicopters и Denel подписали меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве по программе модернизации SAAF; дополнительные сведения об изменениях включали повышение надежности и живучести, увеличение полезной нагрузки и замену устаревших систем наведения и вооружения.
В сентябре 2014 г. исполнительный директор Denel Group Риаз Салуджи заявил, что в настоящее время фирма изучает возможность их реализации. возобновления работы производственной линии Rooivalk, которая была законсервирована в 2007 году после производства первых 12 самолетов SAAF. Салуджи заявил, что переговоры ведутся; Было высказано мнение, что может быть произведен новый серийный самолет, соответствующий совершенно новой платформе, использующей технологию Rooivalk. В сентябре 2016 года правительство Южной Африки санкционировало межправительственные переговоры по теме возобновления производства Rooivalk. По словам Виктора Хаба, заместителя генерального директора Denel Aerostructures, компании потребуются обязательства в отношении не менее 70 винтокрылых машин, чтобы возобновить сборочную линию, чтобы быть жизнеспособным.
Производство перспективного Rooivalk Mk 2 имеет периодически ставились. В июле 2015 года Салуджи рассказал об усилиях компании по получению поддержки для программы Rooivalk Mk 2, которая будет включать значительную часть новых систем и для которой фирма уже подготовила дорожную карту. В конце 2016 года компания Denel заявила, что ведет серию переговоров по Rooivalk Mk 2 с различными странами, включая Египет, Бразилию, Нигерию, Польша и Индия.
Благодаря многолетнему опыту SAAF в области вертолетов в суровых африканских окружающей среды, Rooivalk был разработан для работы в течение длительных периодов времени без сложной поддержки. Все, что нужно для поддержания полета Rooivalk, - это средний транспортный вертолет, оснащенный базовыми запасными частями и четырьмя наземными экипажами.
Rooivalk несет на себе различное вооружение в зависимости от профиля миссии. Обычно он оснащен 20-мм пушкой, установленной в носу, а также может нести ракеты класса "воздух-воздух", противотанковые ракеты и неуправляемые ракеты. Rooivalk имеет систему управления огнем для обнаружения и сопровождения целей, а также усовершенствованную систему навигации с использованием доплеровского радара и GPS. Также включен комплект электронных средств противодействия в сочетании с раздатчиками соломы и факелов.
Среди примечательных особенностей - тандемная кабина, хвостовой винт правого борта с хвостовым оперением левого борта, неподвижная колесная ходовая часть, а также кусачки над и под кабиной и на ходовой части. Rooivalk способен делать петли и, таким образом, на мгновение «летать вверх ногами». Первым пилотируемым вертолетом, совершившим петлю, был Sikorsky S-52, которым пилотировал Гарольд Э. Томпсон 9 мая 1949 года.
Для Rooivalk предусмотрены следующие типы миссий: разведка, вертолетное сопровождение, непосредственная авиационная поддержка, глубокое проникновение и защита от брони.
К апрелю 2005 года только шесть из 12 самолетов были доступны для эксплуатационных испытаний и оценки, а остальные нуждались в обновления программного обеспечения. Командующий ВВС ЮАР генерал-лейтенант Карло Гаджиано выразил надежду, что вертолеты будут готовы примерно в июне 2007 года, что указывает на «чрезвычайно тревожный фактор времени, которое требуется проекту для достижения зрелости»., объясняя задержки уходом персонала из Denel, а также его финансовыми проблемами. Это вынудило SAAF оценить альтернативных партнеров по оборонному развитию.
Один планер был поврежден и не подлежал ремонту 3 августа 2005 года после «неконтролируемой посадки».
17 мая 2007 года генеральный директор Denel group Шон Либенберг объявил о решении прекратить дальнейшую разработку и финансирование Rooivalk как экспортного продукта после того, как ему не удалось выиграть тендер на турецкий боевой вертолет у Agusta A129 Mangusta.
В ноябре 2007 года министр обороны Мосиуоа Лекота объявили в Парламенте, что SAAF должен инвестировать 962 миллиона рандов (около 137 миллионов долларов США по обменному курсу 2007 года) в вертолет в течение трех лет до 2010/2011, чтобы вывести его на полную мощность. положение дел. Предполагалось, что вертолет будет задействован в миротворческих операциях, как только будет достигнута первоначальная эксплуатационная готовность.
1 апреля 2011 года СААФ получили первые пять из одиннадцати (один из двенадцать самолетов, первоначально поставленных в SAAF, были списаны после аварии) Блок 1F модернизирован Rooivalk. Модернизация включает улучшенные системы наведения и другую авионику, которые позволяют вертолету впервые использовать управляемые ракеты. ПТУР Mokopa ПТУР был квалифицирован как часть процесса обновления. Были улучшены компоненты коробки передач и решены проблемы с охлаждением 20-мм пушки F2. Девятый и десятый ударные вертолеты Rooivalk были поставлены в сентябре 2012 года после их модернизации до первоначального рабочего стандарта Block 1F. Одиннадцатый и последний Rooivalk был доставлен 13 марта 2013 года.
Южноафриканский боевой вертолет Rooivalk над базой FIB в Саке 2014Три боевых вертолета Rooivalk были развернуты с Бригада оперативного вмешательства Организации Объединенных Наций для поддержки Миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго в 2013 году.
4 ноября 2013 года два Руевалька с Бригада оперативного вмешательства ООН обстреляла 70-мм ракетами FFAR FZ 90 по позициям M23 возле Чанзу в Демократической Республике Конго.
Первый прототип Rooivalk XDM, серийный номер 683 SAAF, экспонируется в Музее ВВС Южной Африки, База ВВС Сварткоп, Претория.
Данные Jane's All The World's Aircraft, 2003–2004 гг.
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Сопутствующие разработки
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Денел Руивалк. |