Демократия в Китае

редактировать
Обзор политических концепций

Дебаты по поводу определения и применения демократии - Китай был одним из главных полей идеологической битвы в китайской политике с 19 века. Современные китайские лидеры заявляют, что они управляют «социалистической демократией», в которой Коммунистическая партия Китая является центральной властью, которая действует в интересах народа и утверждает, какие политические партии могут работать.. Однако многие зарубежные СМИ описывают Китай как тоталитарный, авторитарный, мягкий авторитарный, как государство слежки или диктатура. Индекс демократии, составленный Economist Intelligence Unit, например, дает Китаю 2,26 балла из 10 и классифицирует его правительство как авторитарное.

Чжэнсю Ван из Университет Фудань в Шанхае написал в отчете 2007 года: «Совершенно очевидно, что общественная поддержка демократии в Китае высока. Опросы общественного мнения показывают, что более 90% китайских граждан считают, что иметь демократию - это хорошо. Но большинство еще не готово к серьезным усилиям по демократизации, потому что они по-прежнему считают экономический рост и социальную стабильность более важными, чем свобода слова, политическое участие и другие демократические права."

Коммунистическая партия Китая генеральный секретарь Си Цзиньпин сказал, что Многопартийная система не сработает для Китая во время визита в Европу в 2014 году. Он сказал, что Китай в прошлом экспериментировал с различными политическими системами, включая многопартийную демократию. cy, предупреждая, что копирование иностранных политических моделей или моделей развития может иметь катастрофические последствия из-за уникальных исторических и социальных условий.

Содержание

  • 1 династия Цин
  • 2 Китайская Республика, 1912 - настоящее время
    • 2.1 Тайвань, 1945 – Настоящее время
  • 3 Китайская Народная Республика, 1949 – настоящее время
    • 3.1 Особые административные районы, 1997 – настоящее время
      • 3.1.1 Гонконг
      • 3.1.2 Макао
  • 4 Народная поддержка
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Династия Цин

Первое введение концепции современной демократии в Китай приписывают китайскому писателю в изгнании Лян Цичао. В 1895 году он участвовал в протестах в Пекине за увеличение народного участия во время последней династии Цин, последней правящей династии Китая. Это был первый в своем роде в современной истории Китая. После побега в Японию после подавления правительством антицинских протестов Лян Цичао перевел и прокомментировал работы Гоббса, Руссо, Локка, Юм, Бентам и многие другие западные политические философы. Он опубликовал свои эссе в серии журналов, которые легко нашли аудиторию среди китайской интеллигенции, жаждущей объяснения того, почему Китай, когда-то собственная грозная империя, теперь оказался на грани расчленения иностранными державами. Интерпретируя западную демократию через призму своего строго конфуцианского опыта, Лян сформировал идеи демократии, которые будут использоваться в течение следующего столетия. Лян выступал за постепенные реформы, чтобы превратить Китай в конституционную монархию с демократией. Целью реформы сотни дней было преобразование Китая в такую ​​систему, но она была быстро обращена вспять в ходе переворота Усу.

. Главным соперником Ляна среди прогрессивных интеллектуалов был доктор Сунь Ят-сен, республиканский революционер. Сунь считал, что демократия невозможна, пока существует монархия Цин. Демократия была частью его платформы, Трех принципов народа (三民主義) - принципа людей под одной нацией (национализм), принципа прав народа (демократия) и принципа благосостояние и благосостояние людей (вежливость, порядочность и уважение). Как и Лян, Сунь согласился с тем, что демократия или, по крайней мере, всеобщее избирательное право не может произойти в одночасье в стране с высоким уровнем неграмотности и отсутствием политического сознания. Sun призвал к периоду «политической опеки», когда люди получат образование до выборов.

В ответ на гражданские неудачи и недовольство Императорский суд Цин отреагировал организацией выборов. Первые современные выборы в Китае были организованы Юань Шикаем в окружной совет Тяньцзинь в 1907 году. В 1909 году в 21 из 22 провинций, за исключением Синьцзян, проводил выборы в провинциальные собрания и муниципальные советы. Требования были строгими; Только те, кто сдал имперские экзамены, работал в правительстве или в армии или владел 5000 юаней собственности, могут голосовать или баллотироваться на посты. Это существенно ограничило электорат до класса дворян. Сотни тысяч проголосовали, и победителями стали подавляющее большинство конституционных монархистов, последователей Лян Цичао. Провинциальные собрания избрали половину из 200 членов национального собрания, другая половина была выбрана регентом принцем Чуном. Все эти собрания стали рассадниками инакомыслия против Цин, поскольку они были защищены свободой слова. В 1909 году правительство Цин провело парламентские выборы.

Китайская Республика, 1912 год - настоящее время

Когда началась революция 1911 года, именно провинциальные собрания придали легитимность повстанцы, объявив о своей независимости от Империи Цин. Национальное собрание также выдвинуло ультиматум цинскому суду. Делегаты провинциальных ассамблей были отправлены в Нанкин, чтобы публично узаконить власть временного правительства Китайской Республики, основанного 1 января 1912 года. Позже они также сформировали временный сенат. Ограниченные акты, принятые этим правительством, включали формальное отречение от династии Цин и некоторые экономические инициативы.

В конце 1912 года общенациональные выборы проводились с расширенным электоратом, хотя и небольшим по сравнению с населением страны. Националистическая партия Сунь доминировала в обеих палатах Национального собрания. Сун Цзяорен, новый премьер-министр-националист, был убит в марте 1913 года перед первым заседанием собрания. Полицейское расследование включало действующего премьер-министра Чжао Бинцзюня, в то время как распространено мнение, что за этим стоял временный президент Юань Шикай. Это привело к провалу Второй революции против Юаня. Победив, Юань заставил Национальное собрание избрать его президентом на пятилетний срок, а затем очистил его от националистов. Без кворума собрание было распущено.

После смерти Юаня в 1916 году Национальное собрание вновь собралось, пока в следующем году не было распущено снова в результате переворота Чжан Сюня, направленного на восстановление Цин. Премьер-министр Дуань Цируй отказался воссоздать Национальное собрание, предпочтя вместо этого провести выборы в новое собрание, более благоприятное для него. В результате осколок старого собрания переместился в Гуанчжоу, чтобы создать конкурирующее правительство на юге Китая. В северном Китае 17 провинций избрали новое собрание, в котором доминировал Клуб Анфу Дуаня в 1918 году. Это новое собрание было распущено после поражения Дуаня в Чжили. –Аньхойская война 1920 года.

Президент Сюй Шичан организовал выборы в третье собрание в 1921 году, но при голосовании только 11 провинций оно никогда не имело кворума и, таким образом, никогда не проводилось. Это была последняя попытка провести общенациональные выборы до 1947 года. Все собрания были распущены после националистов.

Образование националистического однопартийного государства в 1927 году реализовало программу «политической опеки» покойного Солнца, которая запрещала выборы до тех пор, пока люди не будут считаться должным образом образованными. Все другие партии не входили в состав правительства до 1937 года, когда надвигающаяся Вторая китайско-японская война привела к Объединенному фронту и формированию Народного политического совета, в который вошли более мелкие партии. В 1940 году, частично в ответ на напряженность в Объединенном фронте, Мао Цзэдун предложил новую доктрину Коммунистической партии, Новая демократия. Новая демократия была промежуточным этапом, в отличие от западной парламентской избирательной демократии, но еще не коммунизма. После войны «политическая опека» националистов закончилась обнародованием Конституции Китайской Республики. Национальное собрание 1947 года и выборы в законодательные органы 1948 года были бойкотированы коммунистами, которые удерживали большую часть северного Китая. В результате победили националисты и их младшие партнеры по коалиции, Китайская молодежная партия и Китайская демократическая социалистическая партия.

Тайвань, 1945 год - настоящее время

В 1945 году, после капитуляции Японии, управление Тайванем было передано Китайской Республике. Передача Тайваня была оформлена в соответствии с Тайбэйским договором 1952 года. После исхода правительств из материкового Китая на остров Тайвань в 1949 году, после было введено военное положение. 28 февраля Инцидент 1947 года. Период военного положения длился 38 лет и 57 дней с 19 мая 1949 года по 15 июля 1987 года. В течение этого периода Китайская Республика управлялась как однопартийное государство при Гоминьдане.

28 сентября 1986 года Демократическая прогрессивная партия была основана в качестве альтернативной партии Гоминьдана. После отмены военного положения в 1987 году в КР были две основные политические партии: Гоминьдан и Демократическая прогрессивная партия. С тех пор более мелкие партии отделились от двух основных партий и сформировали новые группы, в основном в рамках Пан-голубой коалиции и Пан-зеленой коалиции. До 1996 года Президент Китайской Республики избирался Национальным собранием. В 1996 году в Избирательный кодекс Китайской Республики были внесены поправки, разрешающие прямые выборы президента посредством множественного голосования.

Пан-синяя коалиция состоит из Гоминьдана, Первая народная партия (PFP), Новая партия (CNP) и Минкуотан (MKT). Пан-синие партии традиционно выступают за объединение Китая, но некоторые из них придерживаются позиции, поддерживающей нынешний статус-кво с возможным объединением с Китаем.

Пан-зеленая коалиция состоит из Демократической прогрессивной партии, Тайваньского союза солидарности (TSU), Партии независимости Тайваня (TAIP) и Тайваньской конституционной ассоциации (TCA). Пан-зеленые традиционно выступают за независимость Тайваня.

Китайская Народная Республика, 1949 г. - настоящее время

Китайская Народная Республика изначально была основана на концепции Мао «Новой демократии», а не на непосредственном «диктатура пролетариата ". Однако вскоре Мао призвал к установлению демократической диктатуры народа. Начиная с 1980-х годов, в период Открытия и реформ, правительство организовало деревенские выборы, в которых участвовало несколько кандидатов. Однако каждый кандидат был выбран или одобрен партией. Органы власти более высокого уровня избираются косвенно, а кандидаты проверяются правительством. В результате на высших уровнях власти находятся либо члены Коммунистической партии, их Объединенный фронт союзников, либо сочувствующие им независимые. Оппозиционные партии объявлены вне закона.

Китай постоянно разъясняет демократию с «китайскими особенностями», пытаясь изобразить себя демократической страной, но не либерально-демократической. Дипломат говорит, что руководство Китая желает, чтобы мир признал, что Китай управляется законной системой с целью улучшения благосостояния людей.

Китайцы, которые поддерживали Коммунистическую партию или придерживавшиеся антидемократических взглядов давно выражали скептицизм по отношению к демократии западного типа как несовместимой с традиционалистской китайской культурой. Они считают, что правительство законно не тогда, когда люди влияют на него, а когда оно представляет их высшие интересы. Лидеры реформ после Мао в 1980-е годы утверждали, что результаты партии при Мао были плохими, но что партия реформировалась без принуждения. Американский политолог Эндрю Натан пришел к выводу, что «реформы были направлены на то, чтобы превратить Китай от основанной на терроре тоталитарной диктатуры к« зрелой »управляемой диктатуре постсталинского Советского Союза или Восточноевропейский тип ". «Демократия» подразумевала не выборы или участие в принятии решений, а «верховенство закона », которое основывалось на процедурной регулярности при осуществлении власти.

Весной 1989 г. Студенческие лидеры Китайского демократического движения выражали требования демократии в терминах, которые преднамеренно напоминали требования Движения четвертого мая, которое привело к протестам на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Интеллектуальные лидеры, такие как Лю Сяобо и Фан Личжи, поддержали их призывы к участию в правительстве и процедурам борьбы с коррупцией.

Члены Всекитайского собрания народных представителей на уровне префектур избираются прямым голосованием от населения. Органы более высокого уровня избираются органами более низкого уровня; провинциальный законодательный орган избирается членами органов префектуры, а члены национального конгресса избираются органами провинциального уровня.

Аналитики полагают, что в силу этого факта что люди лучше осведомлены о лидерах, которых они выбирают на местном уровне. Поскольку политика более прямолинейна и потенциальные ошибки причиняют относительно меньший ущерб, местные выборы поощряются.

В декабре 2008 года более 350 интеллектуальных и культурных лидеров, включая Лю Сяобо, издали Хартию 08. В Хартии говорится, что Китай остается единственной крупной мировой державой, которая все еще сохраняет авторитарную систему, которая таким образом нарушает права человека, и «Эту ситуацию необходимо изменить! Политические демократические реформы нельзя больше откладывать. ! "

После того, как Си Цзиньпин сменил генерального секретаря Коммунистической партии Китая в 2012 году, Amnesty International заявила, что права человека в Китае имеют становятся хуже. Нарушения прав человека отвергаются правительством, которое настаивает на том, что страна управляется в соответствии с законом.

Си Цзиньпин сказал, что демократия в Китае - это демократия всего процесса; все основные законодательные решения принимаются только после демократических обсуждений и тщательных процедур, обеспечивающих принятие обоснованных и демократических решений. Эта концепция была объявлена ​​в 2007 г. «Белой книге по системе политических партий Китая » Государственного совета и была консолидирована после 19-го четвертого пленарного заседания ЦК. Тип демократии, при котором существует политическое участие, включая жеребьевку, консультации и обсуждения, а также выборы на более низких уровнях власти, аналитики называют "политической меритократией". Эта политическая система направлена ​​на отбор и продвижение квалифицированных и талантливых государственных чиновников на более низких уровнях власти вместо универсального избирательного демократического метода отбора политических лидеров на высших уровнях правительства.

Гибкая политическая система Китая позволяет легко экспериментировать на местных уровнях. Конституция Китая не исключает строгой власти разделение между правительственной иерархией. Социально-экономические эксперименты сначала проводятся на уровне города и провинций, затем вносятся корректировки, а затем повторяются по всей стране. Например, Особая экономическая зона Шэньчжэня протестировала политику рыночной экономики ; впоследствии это было распространено по всему Китаю. Недавнее тестирование выявило такие инициативы, как набор НПО для предоставления пожилым людям медицинских услуг и прав работников. Стандартный барометр, определяющий, прежде всего, экономический рост, был уменьшен, с такими показателями, как экологическая устойчивость и разрыв в доходах между городом и деревней вместо целевых показателей роста ВВП, реализованных в Ханчжоу и Чэнду соответственно.

Идея внутрипартийной демократии неоднократно подчеркивалась и разъяснялась КПК как альтернатива либерально-демократическим идеалам, характеризующимся многопартийными выборами и конкуренцией.

Избирательная реформа в Гонконге рассматривалась как путь к политической либерализации в Китае; пакет реформы всеобщего избирательного права, который позволил бы жителям Гонконга голосовать за главного исполнительного директора, но исполнительный директор сначала должен был быть одобрен комитетом. Закон не был принят законодательным советом Гонконга, когда пандемократы проголосовали против пакета и большинство пропекинских членов вышли из него.

В то же время партия предупреждает о вреде, который "западная конституционная демократия" может нанести Китаю.

Особые административные районы, 1997 г. - настоящее время

Европейская колонии, обеим было отказано в демократическом правительстве до самого конца колониального периода. Официальные записки лидеров Коммунистической партии Китая с угрозами британскому правительству, если они проведут выборы в Гонконге, неоднократно отправлялись с 1950-х годов. В Гонконге первые выборы прошли в 1980-х, а в Макао - в 1990-х.

И Гонконг, и Макао имеют законодательные органы; 35 из 70 законодателей Гонконга избираются прямым голосованием, как и 14 из 33 депутатов Макао. Кроме того, как и массовые выборы в Китае, Гонконг действительно проводит выборы окружных советников, которые действуют как консультанты правительства.

Гонконг

На первых выборах главного исполнительного директора в 1996 г. он был избран отборочным комитетом из 400 человек, а затем Избирательным комитетом из 800 человек в 2002, 2005, 2007 годах, а затем Избирательный комитет с 1200 членами в 2012 и 2017 годах.

Законодательный совет Гонконга с 1997 по 2004 год имел 60 мест, из которых 24 избирались прямым голосованием, шесть избирались из числа Коллегия выборщиков, состоящая из 800 членов, известная как Избирательный комитет Гонконга, и 30 человек, избираемых от ФК. На выборах 2004 и 2008 годов 30 членов избирались прямым всеобщим голосованием по географическим округам (ОК), а 30 - по функциональным округам (ФК). Начиная с 2012 года Законодательный совет состоит из 70 избираемых членов, 35 членов избираются прямым всеобщим голосованием по географическим округам, а 35 - по функциональным округам.

С момента передачи власти было предпринято много попыток с множеством различных идей ввести всеобщее избирательное право.

В 2014 году Гонконг пережил массовые протесты против пакета реформ правительства Китая по всеобщему избирательному праву, поскольку кандидаты должны были «любить страну и любить Гонконг» и «защищать широкая стабильность Гонконга сейчас и в будущем », чтобы иметь возможность баллотироваться на выборах. Пакет реформы всеобщего избирательного права не прошел Законодательный совет Гонконга, когда большинство проголосовало против пакета.

Макао

В первый Законодательный совет Макао в 1996 году входило 23 члена: восемь из них были избраны прямым голосованием (GC), восемь косвенно (FC) и семь назначены Генеральным директором. В его второй Законодательный совет (2001 г.) входило еще четыре члена: еще два избирались прямым голосованием и еще два косвенно. Его третий и четвертый (2005 и 2009 гг.) Законодательные советы состояли из 29 членов, а пятый (2013 г.) и шестой (2017 г.) - 33.

Первый исполнительный директор Макао был избран отборочным комитетом из 200 членов. в 1999, 2004 и 2009 гг. исполнительный директор избирался Избирательным комитетом в составе 300 человек, а в 2014 и 2019 гг. - Избирательным комитетом в составе 400 человек.

Народная поддержка

Было проведено очень мало всесторонних опросов чтобы понять, что народ поддерживает или против демократии.

Опрос Эндрю Натана и Тяньцзянь Ши в 1990 году показал, что 55% опрошенных согласны с тем, что «Китаю нужно больше демократии сейчас», но 76% согласны с тем, что китайская демократия зависит от о руководстве Коммунистической партии Китая. Они также сообщили, что значительная часть опасается негативных аспектов демократии, 36% согласны с тем, что слишком большое количество партий «вызовет политический хаос».

Опросы, проведенные с помощью Всемирного исследования ценностей и Барометра Восточной Азии в 2001 и 2002 годах, показывают высокую явную поддержку демократии. В ходе опроса 96% ответили «достаточно хорошо» или «очень хорошо» на вопрос «Как вы думаете, наличие демократической политической системы…». Более того, 81% респондентов согласились с утверждением «демократия может иметь проблемы, но она лучше любой формы правления». На вопрос о сравнении авторитаризма и демократии только 5% респондентов ответили, что авторитарное правительство может быть предпочтительнее, а 20% заявили, что это не имеет значения. При выборе из 10 оценок, насколько подходит демократия для Китая, только 2% дали оценку ниже 5, 96% дали оценку 6 или выше, 76% дали 8, 9 или 10. Тем не менее от 60 до 70% респондентов опасались, что некоторые демократические методы могут вызвать негативные последствия. 26% согласны или полностью согласны с утверждениями «в условиях демократии экономические системы работают плохо». 35% согласились с этим утверждением, что «демократии нерешительны и слишком много придираются». 18% согласились с утверждением, что «демократии не умеют поддерживать порядок».

См. Также

  • флаг Китайский портал
  • флаг Тайваньский портал
  • icon Политический портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Натан, Эндрю (1985). Китайская демократия. Нью-Йорк, США: Кнопф. ISBN 978-0-394-51386-7.
  • Дэниэл Белл, Восток встречается с Западом: права человека и демократия в Восточной Азии (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2000).
  • Дэниел Белл, За пределами либеральной демократии: политическое мышление в контексте Восточной Азии (Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, 2006).
  • Эдмунд С.К. Фунг, В поисках китайской демократии: гражданская оппозиция в националистической Китай, 1929–1949 (Кембридж; Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2000. Cambridge Modern China Series). xviii, 407p. ISBN 0-521-77124-2
  • Ху, Шаохуа. Объясняя китайскую демократизацию (Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2000).
  • Лю Цзяньфэй (刘建飞), Демократия и Китай (Пекин: New World Press, 2011). 178 с. ISBN 9787510412240
  • Holbig, Heike, und Günter Schucher (2016), «Тот, кто говорит C, должен сказать D» - попытка Китая стать «крупнейшей демократией в мире» ", GIGA Focus Asia, 02 июня 2016 г.
Последняя правка сделана 2021-05-17 12:38:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте