Демократия и тоталитаризм (1968) - это книга французского философа и политолога Раймона Арона. В нем сравниваются политические системы Советского Союза и демократических стран Запада.
Основой книги послужил цикл лекций, прочитанных Ароном в 1957 и 1958 годах в Университете Сорбонны. Он регулярно переиздается в Франции и был переведен на многие языки, включая русский (1993).
Арон разделил историю Коммунистической партии Советского Союза на пять этапов:
Демократически избранное Учредительное собрание было распущено большевиками после его первого собрания, потому что значительное большинство его членов были враждебны большевикам. Купцы, священники и землевладельцы были лишены избирательных прав в соответствии с конституцией Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года. По словам Арона, эта Советская Конституция не имела значения, поскольку реальная власть принадлежала Коммунистическая партия.
Арон утверждал, что в соответствии с Конституцией 1936 года не делалось никаких различий между городами и деревнями. В этом не было необходимости, потому что были широкие возможности подтасовывать результаты выборов. По официальным данным за коммунистов проголосовало 99,9% избирателей. Коммунисты сочли отказ от голосования протестом против правительства.
Заседания Верховного Совета России превратились в выступления для выражения одобрения действий правительства.
Граждане определили гражданские права в соответствии с советской Конституцией 1936 года, но эти права могли игнорироваться «в соответствии с интересами трудящихся». Эта статья допускала произвольные действия властей. По словам Арона, Конституция Советского Союза была шоу на благо Запада.
Арон отмечает, что большевики оправдывали себя идеей временной диктатуры. О делах большевиков можно сказать: «Люди делают историю, но люди не понимают историю, которую они создают». Иначе и быть не могло, ведь в советское время были запрещены свободные дискуссии, была установлена цензура, и власти безжалостно уничтожали всех критиков планов партии. Арон пришел к выводу, что планы и результаты деятельности коммунистов не совпадают.
Согласно большевистской теории, Октябрьская революция стала символом победы мирового пролетариата. По словам Арона, Октябрьская революция на самом деле была примером важной роли небольших политических групп в истории человечества. Арон указывает на мнимые выборы и лицемерные приветственные возгласы на съездах и демонстрациях как на символы власти советской правящей клики.
Арон отмечает, что Ленин не полагался на «объективный ход истории» в своих действиях и часто нарушал как теорию Маркса, так и свои собственные прежние утверждения. Отмечая роль государственного террора в СССР, Арон отметил, что и Оливер Кромвель, и Максимилиан де Робеспьер использовали террор. Как пример государственного террора Арон, более половины делегатов XVII съезда КПСС (1934 г.) были объявлены «врагами народа» в годы «большого террора». Практически все ветераны партии были уволены во время массовых «чисток» 1936-1938 годов. Большинство этих ветеранов были казнены или отправлены в ГУЛАГ. Они признали свою «вину» во время «московских процессов », часто после пыток.
Арон процитировал слова Монтескье о деспотизме : «Страх охватывает незаметно всех людей в обществе, кроме одного тирана». В этой связи Арон цитирует Хрущева, который писал, что на встрече со Сталиным Хрущев никогда не знал, хочет ли Сталин посоветоваться с ним или арестовать его. Арон пришел к выводу, что страх был частью коммунистического эксперимента.
Арон выделил три вида террора в СССР:
Арон назвал пять основных признаков тоталитаризма :
Арон утверждал, что, согласно Марксу, власть принадлежит пролетариату. при социализме. Пролетариат составлял меньшинство населения России до 1917 года Октябрьской революции. Арон пришел к выводу, что «власть принадлежит пролетариату», таким образом, демагогия, потому что она исключает большинство. На практике, по словам Арона, власть принадлежала правящей группе Партии аппаратчиков в СССР. Социал-демократы (так называемые «меньшевики ») предупреждали в 1917 году, что социалистическая революция обрекает рабочих на деспотизм на полвека. Лидер Второго Интернационала Карл Каутский заявил после Октябрьской революции: «Октябрьская революция - это не диктатура пролетариата, а Октябрьская революция - это диктатура. Коммунистической партии над пролетариатом ». Троцкий оправдал захват власти в 1917 году, но критиковал советскую бюрократию. Однако, как указывает Арон, бюрократия необходима для управления плановой экономикой : к августу 1920 года количество чиновников превысило количество промышленных рабочих более чем в два раза: 4 миллиона чиновников против 1,7 миллиона промышленных рабочих.
Советская бюрократия хотела видеть Сталина своим лидером вместо Троцкого с его теорией «перманентной революции »; бюрократии не потребовалась еще одна революция. Троцкий начал сомневаться в истинности марксизма в конце своей жизни.
немецкий национал-социализм и Советский коммунизм - это две версии тоталитаризма. По словам Арона, одним сходством нацизма и советской системы является использование террора. Цели и оправдания террора были разными.
Арон перечислил и сравнил другие сходства нацизма и советской системы:
Арон ссылается на Карла Августа Виттфогеля. Работа Восточный деспотизм: сравнительное исследование тотальной власти. Маркс перечислил различные способы производства в книге «Вклад в критику политической экономии». Маркс назвал азиатский способ производства (Русский) в отличие от древнего, феодального и капиталистического способа производства.
«В общих чертах азиатский, древний, феодальный и современный буржуазный способы производства могут быть обозначены как эпохи, знаменующие прогресс в экономическом развитии общества ».Карл Маркс« Вклад в критику политической экономии », с. 8.
Особенности азиатского способа производства:
Марксизм - это теория восточного деспотизма. Российская империя была наполовину азиатской до 1917 года. Азиатский способ производства был установлен в Древнем Египте и Древнем Китае. Арон пришел к выводу, что азиатский способ производства был построен в СССР.