В византийском искусстве, а позже восточно-православном искусстве в целом Деэзис или Деисис (Греческий : δέησις, «молитва» или «мольба») - это традиционное иконическое представление Христа в Величии или Христа Вседержителя : на престоле с книгой в окружении Девы Марии и Св. Иоанн Креститель, а иногда и другие святые и ангелы. Мария и Иоанн, а также любые другие фигуры показаны лицом к Христу с поднятыми руками в мольбе от имени человечества.
В ранних примерах его часто помещали на тамплон в православных церквях или над дверями, хотя он также встречается на иконах и религиозная слоновая кость.
После разработки полного иконостаса экрана появилось место для большего «Деисусного ряда» или «Великого Деисуса» фигур в полный рост, и количество фигур увеличилось в обоих Византия и Русь. Обычно этот ряд находится выше уровня дверей и обычно ниже, иногда выше ряда, изображающего Двенадцать великих праздников. Таким образом, центральный Христос находится на экране над главной дверью. Вскоре семь фигур, обычно по одной на панели, стали стандартными в порядке близости к Христу в центре: слева (справа от Христа) Мария, Архангел Михаил и Святой Петр, а справа Иоанн Креститель, архангел Гавриил и святой Павел. В русских примерах, если позволяет пространство, за ними часто включается ряд святых местного значения. Ряд Андрея Рублева для Успенского собора во Владимире имел высоту 3,14 метра (более десяти футов). В греческой традиции апостолы чаще занимают дополнительные панели.
Присутствие Марии и Иоанна, а также других фигур является одним из отличий от Западного Христа в величии, где Четыре евангелиста и / или их символы чаще встречаются вокруг Христа.. Деисусная композиция также часто встречается на Западе, особенно в тех частях Италии, которые находились под византийским влиянием, а также в остальной Европе. Часто это часть сцены из Страшного суда. В средние века использование изображения постепенно сокращалось, и оно никогда не было таким распространенным, как западные формы Христа в величии.
В изображениях Распятия Иисуса Христос на кресте также очень часто обрамлен Богородицей, стоящей с одной стороны, а Святой Иоанн Богослов с другой а не Иоанн Креститель.
Харбавильский Триптих, середина 10 века, слоновая кость, Константинополь, Лувр
Деисусный пятипанельный ряд (в центре), Иконостас в Благовещенский собор в Московском Кремле работы Феофана Грека, 1405 г. - первый пятирядный иконостас
Большой русский деисусный ряд; Углич Собор
Деисусная мозаика, 13 век, Собор Святой Софии
На Викискладе есть материалы по теме Деисус. |