Deep Blue против Гарри Каспарова

редактировать
Шахматные матчи между Deep Blue и Каспаровым

Шахматы klt45.svg Deep Blue против Каспарова Deep Blue. IBM шахматный компьютер Гарри Каспаров. чемпион мира по шахматам Первый матч
  • 10 февраля 1996 года: состоялся в Филадельфии, Пенсильвания
  • Результат: Каспаров –Deep Blue (4–2)
  • Набор рекордов: первая компьютерная программа, победившая чемпиона мира в классической игре. в соответствии с правилами турнира

Второй матч (матч-реванш)

  • 11 мая 1997 г.: проведен в Нью-Йорке, Нью-Йорке
  • Результат: Deep Blue - Каспаров (3½ – 2½)
  • Набор рекордов: первая компьютерная программа, победившая чемпиона мира в матче по регламенту турнира

Deep Blue против Гарри Каспарова была парой из шести игр шахматы - матчи между чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и суперкомпьютером IBM под названием Deep Blue. Первый матч был сыгран в Филадельфии в 1996 году и выиграл Каспаров. Во второй разыграли в Нью-Йорке в 1997 году и выиграли Deep Blue. Матч 1997 года стал первым поражением действующего чемпиона мира по шахматам от компьютера в условиях турнира.

Матч 1997 года стал предметом документального фильма «Человек против машины».

Содержание

  • 1 Символическое значение
  • 2 Резюме
  • 3 Матч 1996 года
    • 3.1 Игра 1
    • 3.2 Игра 2
    • 3.3 Игра 3
    • 3.4 Игра 4
    • 3.5 Игра 5
    • 3.6 Игра 6
  • 4 матч-реванш 1997 г.
    • 4.1 Игра 1
    • 4.2 Игра 2
    • 4.3 Игра 3
    • 4.4 Игра 4
    • 4.5 Игра 5
    • 4.6 Игра 6
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Дополнительная литература

.

Символическое значение

Победа Deep Blue была расценена как символически значимая, признак того, что искусственный интеллект догоняет человеческий интеллект и может победить одного из великих интеллектуальных чемпионов человечества. Более поздний анализ имел тенденцию преуменьшать проигрыш Каспарова в результате нехарактерно плохой игры со стороны Каспарова и преуменьшать интеллектуальную ценность шахмат как игры, которую можно победить грубой силой.

В декабре 2016 г., обсуждая В подкасте с нейробиологом Сэмом Харрисом Каспаров сообщил о перемене взглядов на этот матч. Каспаров заявил: «Во время написания книги я провел много исследований - проанализировал игры на современных компьютерах, а также изучил себя - и изменил свои выводы. Я не пишу никаких любовных писем в IBM, но я уважаю Deep Blue. команда выросла, и мое мнение о моей собственной игре и игре Deep Blue упало. Сегодня вы можете купить шахматный движок для своего ноутбука, который довольно легко победит Deep Blue ».

Победа Deep Blue поменяла ход игры. канонический пример игры, в которой люди превзошли машины, по сравнению с древней китайской игрой Го, игрой с простыми правилами и гораздо большим количеством возможных ходов, чем шахматы, которая требует большей интуиции и менее восприимчива к грубой силе. В го широко играют в Китае, Южной Корее и Японии, и он считался одним из четырех искусств китайского ученого в древности. Программы го могли побеждать только игроков-любителей до 2015 года, когда программа Google DeepMind AlphaGo неожиданно победила Ли Седола в матче AlphaGo против Ли Седола. В то время как Deep Blue в основном полагался на грубые вычисления для оценки миллионов позиций, AlphaGo также полагалась на нейронные сети и обучение с подкреплением.

Резюме

Матч 1996 года
Игра №БелыйЧерныйРезультатКомментарий
1Deep BlueКаспаров1–0
2КаспаровDeep Blue1–0
3Deep BlueКаспаров½ – ½Ничья по взаимному согласию
4КаспаровDeep Blue½ – ½Ничья по обоюдному согласию
5Deep BlueКаспаров0–1Каспаров предложил ничью после 23-го хода.
6КаспаровDeep Blue1–0
Результат: Каспаров – Deep Blue: 4–2
Матч-реванш 1997 года
Игра №WhiteЧерныйРезультатКомментарий
1КаспаровDeep Blue1–0
2Deep BlueКаспаров1–0
3КаспаровDeep Blue½ – ½Рисовать по взаимному согласию
4Deep BlueКаспаров½ – ½Ничья по взаимному согласию
5КаспаровDeep Blue½ – ½Ничья по взаимному согласию
6Deep BlueКаспаров1–0
Результат: Deep Blue – Каспаров: 3½ – 2½

матч 1996 года

Игра 1

Deep Blue – Каспаров, 1996, rd 1
abcdefgh
8Chessboard480. svg h7 белая ладья f6 черный ферзь h6 черный король d5 белый ферзь белый конь g5 черная пешка d4 белая пешка a3 b3 белая пешка f3 черная пешка белая пешка g3 белая пешка h3 f2 черный конь h2 белый король черная ладья e1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция после 37.Rxh7 +

10 февраля. Первая партия матча 1996 года была первой игрой, выигранной шахматным компьютером против правящего чемпион мира в условиях обычного шахматного турнира, и в частности классический контроль времени.

Deep Blue против Каспарова. 1.e4 c5 2.c3 d5 3. exd5 Qxd5 4.d 4 Nf6 5.Nf3 Bg4 6.Be2 e6 7.h3 Bh5 8.0-0 Nc6 9.Be3 cxd4 10.cxd4 Bb4 11.a3 Ba5 12.Nc3 Qd6 13.Nb5 Qe7 14.Ne5 Bxe2 15.Qxe2 0-0 16. Rac1 Rac8 17.Bg5 Bb6 18.Bxf6 gxf6 19.Nc4 Rfd8 20.Nxb6 axb6 21.Rfd1 f5 22.Qe3 Qf6 23.d5 Rxd5 24.Rxd5 exd5 25.b3 Kh8 26.Qxb6 Rg8 27.Qc5 d4 28.Nd6 f4 29.Nxb7 Ne5 30.Qd5 f3 31.g3 Nd3 32.Rc7 Re8 33.Nd6 Re1 + 34.Kh2 Nxf2 35.Nxf7 + Kg7 36.Ng5 + Kh6 37.Rxh7 + 1–0

Игра 2

Каспаров –Deep Blue, 1996, rd 2
abcdefgh
8Chessboard480. svg c7 черный король b5 белый слон черная пешка d4 белая пешка f4 белая пешка h4 черный слон e3 белая пешка g3 f1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Финальная позиция после 73.Bb5

11 февраля. Вторая партия началась с Open каталонского дебюта. Каспаров играл в так называемом превентивном стиле, блокируя все попытки Deep Blue развития . Игра длилась 73 хода, но в конце концов оператору Deep Blue пришлось отказаться от компьютерной игры в позиции, где у обоих игроков был слон, а у Каспарова было три пешки против пешки Deep Blue.

Каспаров против Deep Blue. 1.Nf3 d5 2.d4 e6 3.g3 c5 4.Bg2 Nc6 5.0-0 Nf6 6.c4 dxc4 7.Ne5 Bd7 8.Na3 cxd4 9.Naxc4 Bc5 10.Qb3 0-0 11.Qxb7 Nxe5 12.Nxe5 Rb8 13.Qf3 Bd6 14.Nc6 Bxc6 15.Qxc6 e5 16.Rb1 Rb6 17.Qa4 Qb8 18.Bg5 Be7 19.b4 Bxb4 20.Bxf6 gxf6 21.Qd7 Qc8 22.Qxa7 Rb8 23.Qa4 Bc3 24.Rxb8 Qxb8 25.Be4 Qc7 26.Qa6 Kg7 27.Qd3 Rb8 28.Bxh7 Rb2 29.Be4 Rxa2 30.h4 Qc8 31.Qf3 Ra1 32.Rxa1 Bxa1 33.Qh5 Qh8 34. Qg4 + Kf8 35.Qc8 + Kg7 36.Qg4 + Kf8 37.Bd5 Ke7 38.Bc6 Kf8 39.Bd5 Ke7 40.Qf3 Bc3 41.Bc4 Qc8 42.Qd5 Qe6 43.Qb5 Qd7 44.Qc5 + Qd6 45.Qa7 + Qdc7 46.Qd6. 47.Qa3 + Qd6 48.Qa2 f5 49.Bxf7 e4 50.Bh5 Qf6 51.Qa3 + Kd7 52.Qa7 + Kd8 53.Qb8 + Kd7 54.Be8 + Ke7 55.Bb5 Bd2 56.Qc7 + Kf8 57.Bc4 Bc3 58.Kg2 Be1 59. Kf1 Bc3 60.f4 exf3 61.exf3 Bd2 62.f4 Ke8 63.Qc8 + Ke7 64.Qc5 + Kd8 65.Bd3 Be3 66.Qxf5 Qc6 67.Qf8 + Kc7 68.Qe7 + Kc8 69.Bf5 + Kb8 70.Qd8 + Kb7 71.Qd7 71.Qd7 72.Bxd7 Kc7 73.Bb5 1–0

Партия 3

13 февраля. В третьей партии Каспаров сыграл сицилийскую защиту, на которую Deep Blue ответил t он Вариант Алапина. Игра длилась 39 ходов и закончилась вничью.

Deep Blue против Каспарова. 1.e4 c5 2.c3 d5 3.exd5 Qxd5 4.d4 Nf6 5.Nf3 Bg4 6.Be2 e6 7.0-0 Nc6 8.Be3 cxd4 9.cxd4 Bb4 10.a3 Ba5 11.Nc3 Qd6 12.Ne5 Bxe2 13.Qxe2 Bxc3 14.bxc3 Nxe5 15.Bf4 Nf3 + 16.Qxf3 Qd5 17.Qd3 Rc8 18.Rfc1 Qc4 19.Qxc4 Rxc4 20.Rcb1 b6 21.Bb8 Ra4 22. Rb4 Ra5 23.Rc4 0-0 24.Bd6 Ra8 25.Rc6 b5 26.Kf1 Ra4 27.Rb1 a6 28.Ke2 h5 29.Kd3 Rd8 30.Be7 Rd7 31.Bxf6 gxf6 32.Rb3 Kg7 33.Ke3 e5 34. g3 exd4 + 35.cxd4 Re7 + 36.Kf3 Rd7 37.Rd3 Raxd4 38.Rxd4 Rxd4 39.Rxa6 b4 ½ – ½

Партия 4

14 февраля. Четвертая партия стала второй партией. закончился вничью, хотя в какой-то момент команда Deep Blue отклонила предложение Каспарова о ничьей. Дебютом была полуславянская защита.

Каспаров против Deep Blue. 1.Nf3 d5 2.d4 c6 3.c4 e6 4.Nbd2 Nf6 5.e3 Nbd7 6.Bd3 Bd6 7.e4 dxe4 8.Nxe4 Nxe4 9.Bxe4 0-0 10.0-0 h6 11.Bc2 e5 12.Re1 exd4 13.Qxd4 Bc5 14.Qc3 a5 15.a3 Nf6 16.Be3 Bxe3 17.Rxe3 Bg4 18.Ne5 Re8 19.Rae1 Be6 20.f4 Qc8 21.h3 b5 22.f5 Bxc4 23.Nxc4 bxc4 24.Rxe8 + Nxe8 25.Re4 Nf6 26.Rxc4 Nd5 27.Qe5 Qd7 28.Rg4 f6 29.Qd4 Kh7 30.Re4 Rd8 31.Kh1 Qc7 32.Qf2 Qb8 33.Ba4 c5 34.Bc6 c4 35.Rxc4 Nb4 36.Bf3 Nd3 37.Qh4 Qxb2 38.Qg3 Qxa3 39.Rc7 Qf8 40.Ra7 Ne5 41.Rxa5 Qf7 42.Rxe5 fxe5 43.Qxe5 Re8 44.Qxe5 Qf6 45.Bh5 Rf8 46.Bg6 + Kh8 47.Qc7 Qd4 48.Kh2 Ra8 49.Bh5 Qf6 50.Bg6 Rg8 ½ – ½

Партия 5

16 февраля. поворотный момент в матче. В ходе партии Каспаров, играя черными, выбрал другой дебют, партию четырех коней из сицилийской защиты, которую он играл в первой и третьей партиях, и вышел на первое место. Эта игра была особенно неловкой для команды Deep Blue, потому что они отклонили предложение Каспарова о ничьей после 23-го хода. Это была единственная партия в матче, в которой черные выиграли.

Deep Blue против Каспарова. 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nc3 Nc6 4.d4 exd4 5.Nxd4 Bb4 6.Nxc6 bxc6 7.Bd3 d5 8.exd5 cxd5 9.0-0 0 -0 10.Bg5 c6 11.Qf3 Be7 12.Rae1 Re8 13.Ne2 h6 14.Bf4 Bd6 15.Nd4 Bg4 16.Qg3 Bxf4 17.Qxf4 Qb6 18.c4 Bd7 19.cxd5 cxd5 20.Rxe8 + Rxe8 21.Qd2 Ne4 22.Bxe4 dxe4 23.b3 Rd8 (=) 24.Qc3 f5 25.Rd1 Be6 26.Qe3 Bf7 27.Qc3 f4 28.Rd2 Qf6 29.g3 Rd5 30.a3 Kh7 31.Kg2 Qe5 32.f3 e3 33.Rd3 e2 34.gxf4 e1 = Q 35.fxe5 Qxc3 36.Rxc3 Rxd4 37.b4 Bc4 38.Kf2 g5 39.Re3 Be6 40.Rc3 Bc4 41.Re3 Rd2 + 42.Ke1 Rd3 43.Kf2 Kg6 44.Rxd3 Bxd3 45.Ke3 Bc2 46.Kd4 Kf5 47.Kd5 h5 0–1

Партия 6

Каспаров – Deep Blue, 1996, rd 6
abcdefgh
8Chessboard480. svg черная ладья a8 черный слон b8 черная ладья c8 b7 черный ферзь f7 черная пешка черная пешка a6 b6 белая пешка черная пешка c6 черная пешка e6 белый слон f6 черная пешка g6 h6 черный король белая пешка a5 c5 белый ферзь черная пешка d5 белая пешка e5 h5 черная пешка белая ладья b4 белая пешка h4 белая пешка g3 белая пешка f2 c1 белая ладья g1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Окончательная позиция после 43.Rb4

17 февраля. Шестая партия стала иллюстрацией того, насколько плохо шахматные движки могли играть на некоторых позициях в то время. Применяя антикомпьютерную тактику и сосредотачиваясь на долгосрочном планировании, Каспаров постепенно улучшал свою позицию в середине игры, в то время как Deep Blue терял время, делая очень мало для улучшения своей позиции. К концу игры фигуры Deep Blue были забиты в угол ферзевого фланга, и у них не было никаких ходов, кроме перетасовки его короля. У Каспарова было все время, чтобы закончить разгром. Следующим ходом Каспарова, вероятно, было 44.Qe7 для размена ферзей. Это позволило бы его пешке, которая собиралась перейти в, продвинуться вперед.

Каспаров против Deep Blue. 1.Nf3 d5 2.d4 c6 3.c4 e6 4. Nbd2 Nf6 5.e3 c5 6.b3 Nc6 7.Bb2 cxd4 8.exd4 Be7 9.Rc1 0-0 10.Bd3 Bd7 11.0-0 Nh5 12.Re1 Nf4 13.Bb1 Bd6 14.g3 Ng6 15.Ne5 Rc8 16. Nxd7 Qxd7 17.Nf3 Bb4 18.Re3 Rfd8 19.h4 Nge7 20.a3 Ba5 21.b4 Bc7 22.c5 Re8 23.Qd3 g6 24.Re2 Nf5 25.Bc3 h5 26.b5 Nce7 27.Bd2 Kg7 28.a4 Ra8 29.a5 a6 30.b6 Bb8 31.Bc2 Nc6 32.Ba4 Re7 33.Bc3 Ne5 34.dxe5 Qxa4 35.Nd4 Nxd4 36.Qxd4 Qd7 37.Bd2 Re8 38.Bg5 Rc8 39.Bf6 + Kh7 40.c6 bxc6 41. Qc5 Kh6 42.Rb2 Qb7 43.Rb4 1–0

матч-реванш 1997 года

Партия 1

3 мая. Матч-реванш 1997 года начался с King's Indian Attack, что привело Каспарова к победе за 45 ходов.

Каспаров против Deep Blue. 1.Nf3 d5 2.g3 Bg4 3.b3 Nd7 4.Bb2 e6 5.Bg2 Ngf6 6.0-0 c6 7.d3 Bd6 8.Nbd2 0-0 9. h3 Bh5 10.e3 h6 11.Qe1 Qa5 12.a3 Bc7 13.Nh4 g5 14.Nhf3 e5 15.e4 Rfe8 16.Nh2 Qb6 17.Qc1 a5 18.Re1 Bd6 19.Ndf1 dxe4 20.dxe4 Bc5 21.Ne3 Rad8 22.Nhf1 g4 23.hxg4 Nxg4 24.f3 Nxe3 25.Nxe3 Be7 26.Kh1 Bg5 27.Re2 a4 28.b4 f5 29.exf5 e4 30.f4 Bxe2 31.fxg5 Ne5 32.g6 Bf3 33.Bc3 Qb5 34. Qf1 Qxf1 + 35.Rxf1 h5 36.Kg1 Kf8 37.Bh3 b5 38.Kf2 Kg7 39.g4 Kh6 40.Rg1 hxg4 41.Bxg4 Bxg4 42.Nxg4 + Nxg4 + 43.Rxg4 Rd5 44.f6 Rd1 45.g7 1–0>

44-й ход Deep Blue в этой игре якобы был результатом ошибки, в которой Deep Blue, не сумев определить желаемый ход, прибегнул к безотказному ходу. Nate Silver предполагает, что Каспаров «пришел к выводу, что нелогичная игра должна быть признаком высокого интеллекта», что привело его к поражению во второй игре.

Игра 2

Deep Blue – Kasparov, 1997, rd 2
abcdefgh
8Chessboard480. svg черная ладья b8 f7 черный король g7 черная пешка белая ладья a6 b6 черный ферзь c6 белый ферзь черный слон d6 черная пешка f6 h6 черная пешка черная пешка b5 d5 белая пешка черная пешка e5 белая пешка f5 b4 белая пешка черная пешка c4 белый слон e4 белая пешка c3 белая пешка h3 g2 белая пешка f1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Финальная позиция после 45.Ra6

4 мая. Игра началась с Руи Лопеса o Пенинг, Вариант Смыслова. В конце концов Каспаров подал в отставку, хотя послеигровой анализ показывает, что в финальной позиции он мог провести ничью. После этой партии Каспаров обвинил IBM в жульничестве, заявив, что за определенным ходом стоял гроссмейстер (предположительно, главный соперник). Это утверждение было повторено в документальном фильме Game Over: Kasparov and the Machine.

Deep Blue vs. Kasparov. 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 Be7 6. Re1 b5 7.Bb3 d6 8.c3 0-0 9.h3 h6 10.d4 Re8 11.Nbd2 Bf8 12.Nf1 Bd7 13.Ng3 Na5 14.Bc2 c5 15.b3 Nc6 16.d5 Ne7 17.Be3 Ng6 18. Qd2 Nh7 19.a4 Nh4 20.Nxh4 Qxh4 21.Qe2 Qd8 22.b4 Qc7 23.Rec1 c4 24.Ra3 Rec8 25.Rca1 Qd8 26.f4 Nf6 27.fxe5 dxe5 28.Qf1 Ne8 29.Qf2 Nd6 30.Bb6 Qe8 31.R3a2 Be7 32.Bc5 Bf8 33.Nf5 Bxf5 34.exf5 f6 35.Bxd6 Bxd6 36.axb5 axb5 37.Be4 Rxa2 38.Qxa2 Qd7 39.Qa7 Rc7 40.Qb6 Rb7 41.Ra8 + Kfc7 42.Qa6 Qa6 Qc6 Qb6 + 44.Kf1 Rb8 45.Ra6 1–0

В то время сообщалось, что Каспаров упустил тот факт, что после 45... Qe3 46.Qxd6 Re8 черные (Каспаров) могут форсировать ничью путем бессрочный чек. Об этом ему сказали друзья на следующее утро. Они предложили 47.h4 h5 !, позицию, после которой черный ферзь может постоянно чекать белых. Это возможно, поскольку Deep Blue пошел 44.Kf1 вместо альтернативного хода своего короля. Что касается конца игры 2 и, в частности, 44.Kf1, шахматный журналист Миг Грингард в фильме Game Over заявляет: «Оказывается, позиция здесь, в конце на самом деле ничья, и один из последних ходов Deep Blue был ужасной ошибкой, потому что Deep Blue имеет два варианта выбора. Он может переместить своего короля сюда или переместить своего короля сюда. Он выбрал неправильное место для шага ». Другой человек в этом фильме, четырехкратный чемпион США Яссер Сейраван, затем заключает, что «компьютер оставил своего короля без защиты. И Гарри мог пригрозить вечным шахом, но не победой, а вечный чек ".

Ход, который удивил Каспарова настолько, что он заявил о читерстве, был 36.axb5! axb5 37.Be4! после чего черные проигрывают. Более материалистическая машина могла выиграть две пешки с 36.Qb6 Rd8 37.axb5 Rab8 38.Qxa6, но после 38... e4! Черные получили бы сильную встречу . Каспаров и многие другие считали ход 36.axb5! был слишком сложным для компьютера, предполагая, что во время игры было какое-то вмешательство человека.

Игра 3

6 мая. Третья игра была интересной, потому что Каспаров решил использовать нестандартный дебют, Дебют Мизеса. Он считал, что, сыграв эзотерический дебют, компьютер выйдет из своей дебютной книги и сыграет дебют хуже, чем он сделал бы, используя книгу. Хотя сейчас это обычная тактика, в то время это была относительно новая идея. Несмотря на эту антикомпьютерную тактику, игра закончилась вничью.

Каспаров против Deep Blue. 1.d3 e5 2.Nf3 Nc6 3.c4 Nf6 4.a3 d6 5.Nc3 Be7 6.g3 0-0 7.Bg2 Be6 8.0-0 Qd7 9. Ng5 Bf5 10.e4 Bg4 11.f3 Bh5 12.Nh3 Nd4 13.Nf2 h6 14.Be3 c5 15.b4 b6 16.Rb1 Kh8 17.Rb2 a6 18.bxc5 bxc5 19.Bh3 Qc7 20.Bg4 Bg6 21.f4 exf4 22.gxf4 Qa5 23.Bd2 Qxa3 24.Ra2 Qb3 25.f5 Qxd1 26.Bxd1 Bh7 27.Nh3 Rfb8 28.Nf4 Bd8 29.Nfd5 Nc6 30.Bf4 Ne5 31.Ba4 Nxd5 32.Nxd5 a5 33.Bb5 Ra7 34. Kg2 g5 35.Bxe5 + dxe5 36.f6 Bg6 37.h4 gxh4 38.Kh3 Kg8 39.Kxh4 Kh7 40.Kg4 Bc7 41.Nxc7 Rxc7 42.Rxa5 Rd8 43.Rf3 Kh8 44.Kh4 Kg8 45.Ra3 Kh8 46 47.Ra3 Kh8 48.Ra6 ½ – ½

Партия 4

7 мая. В этой партии Каспаров сыграл Защиту Каро – Канна. В конце игры Каспаров попал в цейтнот. Неоптимальные ходы, которые он сделал в спешке, могли стоить ему победы. Партия закончилась ничьей.

Deep Blue против Каспарова. 1.e4 c6 2.d4 d6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 Bg4 5.h3 Bh5 6.Bd3 e6 7.Qe2 d5 8.Bg5 Be7 9.e5 Nfd7 10.Bxe7 Qxe7 11.g4 Bg6 12.Bxg6 hxg6 13.h4 Na6 14.0-0-0 0-0-0 15.Rdg1 Nc7 16.Kb1 f6 17.exf6 Qxf6 18.Rg3 Rde8 19.Re1 Rhf8 20.Nd1 e5 21.dxe5 Qf4 22.a3 Ne6 23.Nc3 Ndc5 24.b4 Nd7 25.Qd3 Qf7 26.b5 Ndc5 27.Qe3 Qf4 28.bxc6 bxc6 29.Rd1 Kc7 30.Ka1 Qxe3 31.fxe3 Rf7 32.Rh3 Ref8 33.Nd4 Rf2 34.Rb1 Rg2 35.Nce2 Rxg4 36.Nxe6 + Nxe6 37.Nd4 Nxd4 38.exd4 Rxd4 39.Rg1 Rc4 40.Rxg6 Rxc2 41.Rxg7 + Kb6 44.Rb + Kb6 44.Rb.Rb1 Rff2 45.Rb4 Rc1 + 46.Rb1 Rcc2 47.Rb4 Rc1 + 48.Rb1 Rxb1 + 49.Kxb1 Re2 50.Re7 Rh2 51.Rh7 Kc4 52.Rc7 c5 53.e6 Rxh4 54.e7 Re4 55.a4 Kb3 56.Kc1 ½ – ½

Партия 5

Каспаров – Deep Blue, 1997, rd 5
abcdefgh
8Chessboard480. svg черная пешка a7 b7 черная пешка белая пешка g7 b4 черный король черная пешка c4 f4 белый конь b3 черный конь e3 белая ладья белая пешка g3 d2 черная ладья b1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Финальная позиция после 49... Kb4

10 мая. В этой партии King's Indian Разыграно открытие атаки. Как и в предыдущей игре, Deep Blue сыграл блестящий эндшпиль, обеспечивший ничью, когда казалось, что Каспаров выиграет. Позже выяснилось, что у Каспарова была победа, начиная с 44.Rg7 +.

Каспаров против Deep Blue. 1.Nf3 d5 2.g3 Bg4 3.Bg2 Nd7 4.h3 Bxf3 5.Bxf3 c6 6.d3 e6 7.e4 Ne5 8.Bg2 dxe4 9.Bxe4 Nf6 10.Bg2 Bb4 + 11.Nd2 h5 12.Qe2 Qc7 13.c3 Be7 14.d4 Ng6 15.h4 e5 16.Nf3 exd4 17.Nxd4 0-0- 0 18.Bg5 Ng4 19.0-0-0 Rhe8 20.Qc2 Kb8 21.Kb1 Bxg5 22.hxg5 N6e5 23.Rhe1 c5 24.Nf3 Rxd1 + 25.Rxd1 Nc4 26.Qa4 Rd8 27.Re1 Nb6 28.Qc2 Qd6 29.c4 Qg6 30.Qxg6 fxg6 31.b3 Nxf2 32.Re6 Kc7 33.Rxg6 Rd7 34.Nh4 Nc8 35.Bd5 Nd6 36.Re6 Nb5 37.cxb5 Rxd5 38.Rg6 Rd7 39.Nf5 Ne4 40.Nxg7 Rcd1 + 41.Nxg7 Rcd1 + 41.Nxg7 Rcd1 + 41.Nxg7 Rcd1 + 41..Kc1 Rxa2 43.Nxh5 Nd2 44.Nf4 Nxb3 + 45.Kb1 Rd2 46.Re6 c4 47.Re3 Kb6 48.g6 Kxb5 49.g7 Kb4 ½ – ½

Если белые сыграют 50.g8 = Q, то черные может форсировать ничью троекратным повторением, начиная с 50... Rd1 + и затем 51... Rd2 +.

Партия 6

Deep Blue – Каспаров, 1997, rd 6
abcdefgh
8Chessboard480. svg черная ладья a8 c8 черный слон d8 черный ферзь e8 черный король черный слон f8 h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка d7 черный конь f7 черная пешка g7 черная пешка черная пешка c6 черная пешка e6 f6 черный конь h6 черная пешка белый конь g5 белая пешка d4 d3 белый слон белый конь f3 белая пешка a2 белая пешка b2 белая пешка c2 белая пешка f2 g2 белая пешка h2 белая пешка белая ладья a1 c1 белый слон d1 белый ферзь e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 7... h6

11 мая. Перед шестой партией общий счет был равным: 2½ – 2½. Как и в партии 4, Каспаров сыграл защиту Каро – Канна. Deep Blue принесла коня в жертву, что подорвало защиту Каспарова и вынудило его сдаться менее чем за двадцать ходов. Как позже рассказывает Каспаров, он решил разыграть сомнительный дебют, чтобы вывести Deep Blue из зоны комфорта. Хотя жертва коня - это хорошо известное опровержение, Каспаров рассуждал, что движок не разыграет ход без конкретного выигрыша. Единственная причина, по которой Deep Blue играл таким образом, как позже выяснилось, заключалась в том, что в тот же самый день игры создатели Deep Blue внесли вариацию в начальную базу данных.

Deep Blue против Каспарова. 1.e4 c6 2.d4 d5 3.Nc3 dxe4 4.Nxe4 Nd7 5.Ng5 Ngf6 6.Bd3 e6 7.N1f3 h6 (диаграмма) 8.Nxe6 Qe7 9.0-0 fxe6 10.Bg6 + Kd8 11.Bf4 b5 12.a4 Bb7 13.Re1 Nd5 14.Bg3 Kc8 15.axb5 cxb5 16.Qd3 Bc6 17.Bf5 exf5 18.Rxe7 Bxe7 19.c4 1–0

См. также

Список литературы

Библиография

Дополнительная литература

  • Гарднер, Мартин (2001). Тренировка Гарднера: тренировка ума и развлечение духа. А. К. Питерс. С. 91–95. ISBN 978-1-56881-120-8.
  • Гудман, Дэвид; Кин, Раймонд (1997). Человек против машины: Каспаров против Deep Blue. H3. ISBN 978-1888281064.
  • Сюй, Фэн-сюн (2002). За Deep Blue: создание компьютера, победившего чемпиона мира по шахматам. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-09065-3.
  • Ходарковский, Михаил; Шамкович, Леонид (1997). Новая эра: чемпионат мира по шахматам в эпоху Deep Blue. Баллантайн. ISBN 978-0345408907.
  • Кинг, Даниэль (1997). Каспаров против Deeper Blue: The Ultimate Man против Machine Challenge. Бэтсфорд. ISBN 0-7134-8322-9.
  • Новорожденный, Монти (1996). Каспаров против Deep Blue: компьютерные шахматы достигают совершеннолетия. Springer. ISBN 0-387-94820-1.
  • Пандольфини, Брюс (1997). Каспаров и Deep Blue: Исторический шахматный матч между человеком и машиной. Шахматная библиотека Fireside. ISBN 9780684848525.
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:06:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте