Дед Мороз

редактировать
Вымышленный рождественский персонаж в восточнославянских культурах Дед Мороз Морозко от Иван Билибин Два Деда Мороз со Снегурочкой

Дед Мороз (русский : Дед Мороз, Дед Мороз ; белорусский : Дзед Мароз, Дзид Мароз; Украинский : Дід Мороз, Дид Мороз; русское уменьшительное Русский : Дедушка Мороз, Дедушка Мороз; сербский : Деда мраз / Деда Мраз; болгарский : Дядо мраз / Dyado Mraz; словенский : Dedek Mraz; македонский : Дедо мраз / Dedo mraz; хорватский : Djed Mraz; Морозко (Русский : Морозко)) - легендарная фигура, похожая на Дед Мороз и Дед Мороз, имеющий свои корни в Славянское язычество мифология. Традиция Деда Мороза в основном распространена в восточнославянских странах и является важной частью русской культуры. Хотя в начале советской эры коммунисты запретили Деда Мороза, он вскоре стал важной частью советской культуры. Дословный перевод - «Дед Мороз».

Дед Мороз изображен приносящим подарки воспитанным детям, часто доставляющим их лично в канун Нового года.

В восточнославянских культурах Деда Мороза сопровождают Снегурочка (русский : Снегурочка, Снегурочка; украинский : Снігуронька, Snihurónka; «Снегуронька»), его внучка и помощница, которая носит длинные серебристо-синие одежды. и меховая шапка или корона в виде снежинки. Она - уникальный атрибут Деда Мороза, так как у подобных персонажей в других культурах нет спутницы женского пола. Часто Снегурочки носят имя Настенька (Настя), уменьшительное от Анастасии.

Дед Мороз носит шубу до каблука, меховую полукруглую шапку и валенки на ногах. У него длинная белая борода. Он ходит с длинным волшебным посохом и часто ездит на тройке.

. Резиденцией Деда Мороза в России считается город Великий Устюг, Вологодская область. Говорят, что резиденция белоруса Дзеда Мароза находится в Беловежской пуще.

Содержание

  • 1 Развитие персонажа
  • 2 В современной России
    • 2.1 Вариации Деда Мороза в группах этнических меньшинств России
    • 2.2 Международные отношения Деда Мороза
    • 2.3 Следы ГЛОНАСС Дед Мороз
  • 3 Региональные различия и противоречия
    • 3.1 Армения
    • 3.2 Азербайджан
    • 3.3 Беларусь
    • 3.4 Болгария
    • 3,5 Бывшая Югославия
    • 3,6 Казахстан и Кыргызстан
    • 3,7 Монголия
    • 3,8 Польша
    • 3,9 Румыния
    • 3,10 Республика Саха
    • 3,11 Словения
    • 3,12 Таджикистан
    • 3,13 Украина
    • 3.14 Узбекистан
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Развитие персонажа

Дед Мороз в Великом Устюге, Россия Дед Мороз на украинской почтовой марке с новогодним поздравлением Снежная скульптура Деда Мороза в Самаре Виктор Васнецов : Дед Мороз 1885 Анти-Дед Мороз Советская пропаганда, 1928

Истоки c персонаж Деда Мороза предшествовал христианству как славянский волшебник зимы. Согласно некоторым источникам славянской мифологии, Дед Мороз, которого тогда еще называли Морозко или Дед, - снежный демон. Однако до христианства на Руси термин бес не имел отрицательного значения. Как и многим другим мифическим персонажам, только со временем демонам приписывались отрицательные характеристики.

Под влиянием православных традиций характер Деда Мороза трансформировался. С 19 века атрибуты и легенды Деда Мороза формировались под влиянием литературных источников. Пьеса Снегурочка Александра Островского оказала влияние в этом отношении, как и Римского-Корсакова Снегурочка с либретто на основе пьесы. К концу XIX века Дед Мороз стал популярным персонажем.

Человек в синем пальто, одетый как Дед Мороз

После русской революции рождественские традиции активно отвергались, потому что считались быть «буржуазным и религиозным». Точно так же в 1928 году Дед Мороз был объявлен «союзником священника и кулака ». Тем не менее, образ Деда Мороза приобрел свой нынешний вид в советское время, став главным символом новогоднего праздника (Новый Бог ), пришедшего на смену Рождеству. Некоторые рождественские традиции были возрождены после известного письма Павла Постышева, опубликованного в Правде 28 декабря 1935 года. Постышев считал, что истоки праздника, которые были дохристианскими, лежали в менее важно, чем польза, которую он мог бы принести советским детям.

В современной России

Владимир Путин, Президент Российской Федерации посетил резиденцию Деда Мороза в Великий Устюг 7 января 2008 г.

Дед Мороз очень популярен в современной России. В 1998 году город Великий Устюг в Вологодской области, Россия был объявлен домом российского Деда Мороза Юрием Лужковым, затем мэром Москва. В период с 2003 по 2010 год на почту в Великом Устюге пришло около 2 000 000 писем из России и со всего мира для Деда Мороза. 7 января 2008 г. тогдашний президент Путин Российской Федерации посетил резиденцию Деда Мороза в городе Великий Устюг в рамках Русской Православной Праздник Сочельника.

Западный Санта-Клаус вторгся в Российскую Федерацию в «неспокойные» 1990-е, когда западная культура усилила свое проникновение в постсоветское пространство. Россия. Возрождение России в начале 21 века вызвало новый акцент на основном славянском характере Деда Мороза. Сюда входило, что Российская Федерация и подчиненные ей правительства спонсировали курсы о Деде Морозе каждый декабрь с целью установления соответствующих славянских норм для ролей Деда Мороза и Снегурочки («Снегурочка» - внучка Деда Мороза) для Нового Годовой праздник. Люди, играющие Деда Мороза и Снегурочку, теперь обычно появляются на детских праздниках во время зимних праздников, раздают подарки и сражаются со злой ведьмой Бабой Ягой, которая, как говорят детям, хочет украсть подарки.

В ноябре и декабре 2010 года Дед Мороз был одним из кандидатов на рассмотрение в качестве талисмана на Зимних Олимпийских играх 2014 в Сочи, Россия.

Варианты Деда Мороза в группах этнических меньшинств в России

Многие этнические меньшинства по лингвистическим причинам имеют другие имена Деда Мороза или даже имеют свои собственные культурные эквиваленты Деда Мороза. Например, в башкирском Дед Мороз известен как Ҡыш бабай (Qиш бабай, дословно «Зимний старик»), в татарском он имеет похожее написание Кыш Бабай (Кыш бабай ) с тем же значением. В ненце он известен как Ямал Ири («Дед Ямала»). Якуты коренные народы имеют своего двойника Деду Морозу, которого называют («Повелитель холода»).

Международные отношения Деда Мороза

Дед Мороз и время от времени белорусский Дзид Мароз представлен в СМИ как находящийся в постоянной разрядке с различными аналогами из других культур, такими как эстонский Санта-Клаус (Йыулувана или «Старик Рождества»), Финский Санта-Клаус (Йоулупукки или «Йольский Козел ») и другие Санта-Клаус, Дед Мороз и Святой Николай цифры. Изображенные усилия по разрядке включают личные встречи, групповые встречи и дружеские соревнования, такие как ежегодный ноябрьский чемпионат Санта-Клауса в Целле, Германия.

ГЛОНАСС-треки Дед Мороз

В ноябре 2009 года Российская Федерация впервые предложила конкурс NORAD Tracks Santa с ГЛОНАСС Tracks Дед Мороз, который претендует на использование ГЛОНАСС (GLObal NAvigation Satellite System или «русский GPS») для отслеживания Деда Мороза в канун Нового года (согласно григорианскому календарю ).

. Русскоязычный веб-сайт обеспечивает «отслеживание в реальном времени» Деда Мороза », новости »Деда Мороза в течение года, форма для отправки электронной почты Деду Морозу, фотографии, видео, потоковое аудио русских песен, стихов и стихов из детских писем Деду Морозу, информация о Великом Устюге в Вологодской области (считается родным городом Деда Мороза) и возможности участвовать в соревнованиях и выигрывать призы.

Региональные различия Споры и споры

Эквиваленты Деда Мороза и Снегурочки есть на всей территории бывшего СССР, а также в странах, когда-то входивших в так называемый Восточный блок и в других странах. бывшая Югославия. После распада Советского Союза некоторые из этих стран приложили усилия, чтобы отойти от советского и российского наследия к своим собственным древним традициям.

Армения

Армянское имя Деда Мороза - Дзмер Пап, буквально Дедушка Зима. Его верная внучка Дзюнанушик, имя которой означает Снежная Конфетка или Снежная Ануш (популярное армянское женское имя), является еще одним двойником Снегурочки. Традиция была заложена во времена Российской Империи после русско-персидской войны (1826-1828), когда Восточная Армения была присоединена к России согласно Туркменчайский мирный договор 1828 года.

За почти 160 лет влияния Дзмер Пап и Дзюнанушик практически не изменили своей внешности и поведения: они приходят в красных, синих или белых зимних шубах и, принося детям подарки, ждут, что они петь песни или читать стихи. Они являются частью новогодних и рождественских утренников и шоу в Армении. В последние десятилетия у состоятельных родителей сложилась традиция приглашать к своим детям Дзмера Папа и Дзюнанушик.

Азербайджан

В азербайджанском Дед Мороз известен как Чахта Баба («Дед Мороз»), а его спутница Снегурочка известна как Кар Кызы («Снегурочка»). В преимущественно мусульманской, но светской стране, где христиане составляют очень небольшое меньшинство, эта традиция остается очень популярной. Чахта Баба приносит детям подарки на праздновании Нового года, однако Кар Кызы редко присутствует на праздниках.

Беларусь

Дед Мороз - это Дзид Мароз (белорусский : «Дзед Мароз») на белорусском языке. Он не является историческим фольклорным белорусским персонажем, но был заменой местного Святого Микалая, которого советские власти не одобряли за его христианское происхождение.

Официальной резиденцией Дзедо Мароза в Беларуси объявлено Беловежская пуща.

Болгария

Болгарское имя Деда Мороза - Дядо Коледа (Дядо Коледа, Дед Коледа ), где Дядо Мраз (Дядо Мраз, «Дед Мороз») был похожим персонажем, импортированным из России, без христианских коннотаций и, таким образом, популярным во времена коммунистического правления. Однако о нем почти забыли с 1989 года, когда Дядо Коледа снова вернулся в качестве более популярной фигуры.

Бывшая Югославия

В социалистической Югославии (Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория, Северная Македония, Сербия и Словения ) персонаж, который был Говорят, что приносить подарки детям звали «Дед Мороз» (боснийский : Джед Мраз или Джеда Мраз; хорватский : Джед Мраз; македонский : Дедо Мраз (Дедо Мраз); черногорский : ed Mraz; сербский : Деда Мраз (Deda Mraz); словенский : Dedek Mraz). Говорили, что он приносил подарки на Новый год, потому что во время коммунизма публичное празднование Рождества не одобрялось.

В Хорватии после распада Югославии, Джед Мраз был назван коммунистическим творением и был представлен Джед Божичняк (буквально: «Дедушка Рождество»). В СМИ и рекламе были предприняты попытки заменить Джеда Мраза на Джеда Божичняка. После 1999 года имена Джеда Мраза и Джеда Божичняка стали более или менее синонимами, в том числе и на общественном телевидении. В некоторых семьях Джед Мраз до сих пор приносит подарки на Новый год. В Хорватии 6 декабря дети также получают подарки. Из-за исторического влияния австрийской культуры в некоторых частях Хорватии, подарки также приносит традиционный персонаж по имени Свети Никола («Святой Николай »). который очень похож на Джеда Мраза или Джеда Божичняка, за исключением того факта, что его сопровождает Крампус, который забирает плохо себя ведающих детей, еще одного персонажа из центральноевропейского фольклора. В некоторых религиозных семьях маленький Иисус (Исусек, Мали Исус, Крискиндл ), как говорят, приносит подарки на Рождество вместо Джеда Божичняка. Также в некоторых частях Далмации дары приносит Света Люция («Святая Люсия »).

Казахстан и Кыргызстан

Аяз Ата Это казахское и киргизское имя Деда Мороза.

Монголия

С момента знакомства с русской культурой в социалистическую эпоху Монголия отмечает новогодние праздники как официальный праздник. «Өвлийн өвгөн» (Дедушка Зима) - монгольский эквивалент Деда Мороза, который приносит детям и взрослым подарки в канун Нового года.

Польша

Хотя традиционного аналога Деда Мороза не существует. в польском фольклоре была попытка представить его как Дзядек Мруз во время коммунистического периода. Коммунисты, противостоящие религии в целом, считали Рождество и традиционный Свенты Миколай (Святой Николай ) «идеологически враждебными». Поэтому пропаганда пыталась заменить его Дзиадеком Мрузом. Власти часто настаивали на использовании фигурки в школах и дошкольных учреждениях во время праздников и мероприятий для детей. Это также должно было создать иллюзию культурных связей с Советским Союзом.

Румынией

В 1948 году, после прихода к власти коммунистов в Румынии, было решено, что Рождество не следует праздновать. 25 и 26 декабря стали рабочими днями, официальных торжеств проводить не было. В качестве замены Мош Крэчун (Дед Мороз) был введен новый персонаж, Мош Герилэ (буквально «Старик Морозный», румынская адаптация русского Деда Мороза). Говорили, что 31 декабря он принес детям подарки.

Официально празднование Нового года началось 30 декабря, который был назван Днем Республики, поскольку это был день. когда король Румынии Михай I отрекся от престола в 1947 году.

После румынской революции 1989 года Мош Герилэ потерял свое влияние, его заменил Мош Крэчун.

Республика Саха

известна как повелитель холода в сопровождении снегурочки.

Словения

Мужчина в Словении в костюме Дедека Мраза.

В Словения, имя Дед Мороз переводилось с русского как Дедек Мраз (дословно «Дед Мороз»). Дедек Мраз изображен стройным мужчиной в сером кожаном пальто с мехом внутри и украшенным снаружи и круглой меховой шапке сони. Эта версия персонажа основана на традиционных образах, особенно в том виде, как Максим Гаспари изображен на изображениях, заказанных в 1952 году. Хотя имя было переведено буквально с советского имени, также рассматривались и другие имена персонажа: Снежени мож («Снежный человек» ») и ока Триглав (« Папа Триглав »). Также было предложено женское имя с именем Бабица Зима (Бабушка Зима). Первоначально говорили, что он жил в Сибири, но с кризисом Информбиро и расколом между Югославией и Советским Союзом его дом был перемещен на гору. Триглав, высочайшая вершина Словении (а также Югославии). Публичные шествия с участием этого персонажа начались в Любляне в 1953 году. Понятие Деда Мороза было идеологически полезным, потому что оно служило для отвлечения декабрьских / январских праздников от религии (День Святого Николая и Рождество ) и навстречу светскому Новому году. После свержения коммунизма в начале 1990-х двое других «добрых стариков» (как их сейчас называют по-словенски) снова появились на публике: Миклавж («Святой Николай »), как говорят, приносит подарки 6 декабря и Божичек («Рождественский человек»; обычно изображаемый как Санта-Клаус) в Сочельник. Св. Николай традиционно присутствует на словенской этнической территории, и его праздник отмечался в семейных кругах на протяжении всего коммунистического периода. До конца 1940-х годов в некоторых районах Словении также говорили, что Christkind (называемый Jezušček («маленький Иисус») или Божичек) приносил подарки в канун Рождества. Словенские семьи имеют разные предпочтения в отношении выбора дарителя в зависимости от политических или религиозных убеждений. Словенская популярная культура изображает Деда Мороза, Святого Николая и Санта-Клауса как друзей, а также начала смешивать атрибуты персонажей, например, упоминание северного оленя Санта-Клауса иногда смешивается с повествованием Дедушки Мороза на публичных выступлениях. Из-за своего нерелигиозного характера и сильной институционализации Дед Мороз продолжает сохранять публичное присутствие.

Таджикистан

В Таджикистане традиция Деда Мороза продолжилась. По-таджикски Дед Мороз известен как Бобой Барфи («Дедушка Снег»), а Снегурочка - «Барфак» («Снежок»).

В 2012 году молодой человек в костюме Деда Мороза был зарезан в Душанбе толпой, кричащей «Ты неверный!». По данным таджикской полиции, убийство было мотивировано религиозной ненавистью.

11 декабря 2013 года первый заместитель главы Комитета телевидения и радиовещания при Правительстве Таджикистана Саидали Сиддиков заявил в своем заявлении. Интервью о том, что «Дед Мороз, его подружка Снегурочка и новогодняя елка в этом году не появятся на государственном телевидении, потому что эти персонажи и атрибуты не имеют прямого отношения к нашим национальным традициям, хотя в них нет ничего плохого. ". Однако на следующий день это было осуждено, и запланированные празднования действительно включали их, несмотря на возражения некоторых религиозных деятелей.

Украина

После распада СССР, и особенно в последние годы, было переход от Деда Мороза, который стал ассоциироваться с наследием советских времен, к более традиционному Святому Николаю (Святий Миколай, Святой Николай), который раньше был более популярен в Западной Украине. Ходили слухи, что изображения Деда Мороза были не одобрены властями из-за конфликта с Россией. Министерство культуры Украины опровергло это.

Узбекистан

В 2012 году Узбекистан, преимущественно мусульманская нация, отошел от празднования Рождества и его исторических персонажей.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Поищите ded moroz в Викисловаре, бесплатном словаре.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ded Мороз.
Последняя правка сделана 2021-05-17 10:59:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте