В Франции политика децентрализации была инициирована актами французского парламента, известными как законы Гастона Деффера в 1982 году. До принятия новых законов французские муниципалитеты и департаменты пользовались ограниченная автономия в соответствии с законами, принятыми в 1871 и 1884 годах.
Децентрализацию во Франции можно разделить на три категории: институциональная, территориальная и функциональная децентрализация.
Это процесс передачи власти вновь созданным учреждениям и отличается от акта деконцентрации власти, который представляет собой передачу власти в пределах того же учреждения. Эта децентрализация носит общий характер и затрагивает всю политику или полномочия, относящиеся к территории или нацеленные на конкретные области государственной политики и правительства. Еще одним проявлением этой категории является децентрализация Банка Франции и других государственных органов (Groupement d'intérêt public).
Этот аспект децентрализации направлен на предоставление территориальным общинам во Франции отдельных определенных обязанностей и ресурсов, а также для обеспечения выборов представителей жителями эти территории. Опять же, это отличается от деконцентрации, когда центральное правительство стремится повысить эффективность, делегируя определенную политику и полномочия центрально назначенному представителю (префекту).
Законы о децентрализации, принятые 10 августа 1871 г. и 5 апреля 1884 г., предусматривали передачу полномочий советам департаментов и муниципальных советов. До принятия законов 1982 года советы департаментов обладали очень ограниченными полномочиями и фактически находились под руководством префекта департаментов.
Закон 1982 года, принятый правительством Пьера Моруа, ввел три новых элемента:
Законы 1983 года (законы Гастона Деффера) от 7 января и 22 июля были определены обязанности новых органов и порядок их финансирования.
Эти законы последовали за первой неудачной попыткой децентрализации (референдум по реформе сената и регионализации) в 1969 году генералом де Голлем.
В 2002 и 2004 годах второй этап территориальной децентрализации начал Жан-Пьер Раффарен. Изменение в Конституции 2003 г. (28 марта) ввело принцип финансовой автономии территориальных коллективов и привело к введению слов «регион» и «децентрализация» во французскую конституцию. Изменения также ввели возможность проведения местных референдумов и право подачи петиций.
Изменения в Конституции вводят в действие финансовую автономию трех уровней местного самоуправления (коммуны, департамент и регион) и передачу регионам новых полномочий в 2004 и 2005 годах.
Этот аспект децентрализации имеет место, когда центральное или местное правительство решает не делать этого напрямую выполнять одно из своих полномочий, но передавать полномочия государственному органу или quango.
. В таком случае у органа есть четко определенные функции и бюджет для выполнения этой функции. Примерами могут быть университеты или транспортное управление RATP в Париже.
В 2006 году 47% (89 миллиардов евро) местных расходов было покрыто за счет налогов и сборов, установленных и собранных на местном уровне. Основными прямыми налогами являются:
Основные косвенные налоги:
В 2006 г. это составляет 33% (62 миллиарда евро) местных расходов. Гранты покрывают возросшие расходы местных властей в связи с передачей ответственности от центрального правительства местным органам власти в результате децентрализации.
Гранты и трансферты делятся на 3 категории:
местные власти могут свободно расходовать эти ресурсы по своему усмотрению, однако из-за постоянно растущей стоимости этих грантов в 1996 г. был заключен Пакт стабильности, который позже был заменен Пактом о росте и солидарности в 1999 г.
Заимствования - третий по величине источник ресурсов для местных органов власти во Франции. В 2006 году они составляли 9% (17 миллиардов евро) расходов и с 1997 года постоянно сокращались.
Местным властям не нужно запрашивать разрешение центрального правительства, чтобы брать деньги в долг, но все ресурсы заемных средств могут быть только быть потраченным на инвестиции (а не на текущие расходы).
Остальные ресурсы местного правительства (11%) поступают за счет арендной платы, пошлин и европейских структурных фондов.
С 1982 по 2007 год общие расходы местных органов власти выросли с 56 миллиардов евро до 168 миллиардов евро.
В 2007 году 66% общих расходов местного самоуправления приходилось на покрытие текущих расходов, в том числе:
На общую сумму 68 миллиардов евро в 2007 году он включает: