Смерть Дева Мария из Кошатков - это богемское панно периода 1340-1350 гг.
Успение Богородицы из КошатковКартина была обнаружена в 1922 году в Часовне Черной Мадонны в Кошатках Замке у Млада-Болеслав и передана Галерее Общества патриотических друзей Изобразительное искусство. Первоначально он принадлежал семье Крабице из Вейтмиле, которая приобрела крепость Кошатки в 1420 году, и ее фактическим владельцем, по всей видимости, был Бенеш Крабице из Вейтмиле (Benesch von Weitmühl), летописец и руководитель строительства Собор Святого Вита. Из этой семьи картина попала в семью Коловрат через брак. Семья Коловратов владела им до 1946 года. Картина сейчас находится в Музее изящных искусств в Бостоне.
Картина написана темперой на дубовой панели, покрытой натянутым холстом. На меловой основе вытравливается подготовительный рисунок, контуры которого обводятся черным.
Работа представляет собой высокоразвитый образец готического стиля, сочетающий элементы североевропейской готики и сильное влияние итальянской, в частности сиенской живописи. Он был написан неизвестным мастером во время правления Карла IV и принадлежит к более широкому кругу картин, выполненных аналогичным образом, таких как Алтарь Вышши Брода, Распятие Кауфмана и панели Коллекция Моргана (Малые панели Моргана). Панно, вероятно, изначально было флигелем диптиха, второй частью которого была Святая Троица Вроцлава.
По качеству исполнения картина входит в число лучших известных произведений XIV века. В то же время это самая итальянская работа всей богемской школы. Построение пространства показывает, что художник был знаком с центральной итальянской живописью Сиены (а именно с картиной Симоне Мартини ). Его композиция монументальна и сложна, а тип лица заимствован из венецианской школы (а именно Паоло ди Венеция). Необычным аспектом произведения является фигура Христа (держащего душу Марии), который не поднимается на mandorla над группой, а стоит среди апостолов.. Мандорлу заменяют маленькие стилизованные облака вокруг фигуры.
Сама тема изображения смерти Девы Марии имеет византийское происхождение. В Богемии самое старое изображение такого рода (Koímēsis) представляет собой миниатюру на пергаменте, вставленную в реликтовые панели реликвария святого Георгия, датируемого 1306 годом. Позднее работы затем постепенно покидают Византийская схема, заменив ее мотивом Последней молитвы Девы Марии. Впервые это было зарегистрировано на чешских землях с 1360-х гг.