Де Вита Беата

редактировать
Эссе Сенеки
Де Вита Беата
L Annei Senecae 1543 De Vita Beata page 3.png Из издания 1543 года, опубликованного Антонио Константино
АвторЛуций Анней Сенека
СтранаДревний Рим
ЯзыкЛатинский
ПредметЭтика
ЖанрФилософия
Публикация d елн.э. ок. 58

Де Вита Беата («О счастливой жизни») - это диалог, написанный Сенекой Младшим около 58 года нашей эры. Он был предназначен для его старшего брата Галлио, которому Сенека также посвятил свой диалог под названием Де Ира («О гневе»). Он разделен на 28 глав, в которых представлены наиболее зрелые нравственные мысли Сенеки. Сенека объясняет, что погоня за счастьем - это погоня за разумом - разум подразумевает не только использование логики, но и понимание процессов природы.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Содержание
  • 3 Темы
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Переводы
  • 7 Внешние ссылки

Предпосылки

Диалог имеет полное название - Gallionem de Vita Beata («Галлиону о счастливой жизни»). Вероятно, это было написано в начале 58-го или чуть раньше. Из случайных замечаний, сделанных в работе, можно предположить, что Сенека написал ее, когда находился у власти в начале правления Нерона между 54 и 59 годами. Кроме того, Тацит сообщает нам, что Публий Суйлий Руфус предпринял серию публичных нападок на богатство Сенеки в 58 году, и De Vita Beata содержит защиту богатства, которая может быть ответом на эту или подобные критические замечания, высказанные примерно в это время.

Работа заканчивается довольно резко, и в рукописях за ним следует De Otio Сенеки, в котором отсутствует начало. Самая ранняя сохранившаяся рукопись относится к Codex Ambrosianus, Миланскому кодексу, датируемого 11 веком, и другие копии взяты из этого архетипа.

Содержание

Труд можно четко разделить на две части. В первой части (§1–17) Сенека дает определение концепции счастливой жизни и обсуждает, как ее можно достичь. Эта часть также оспаривает эпикурейские доктрины. Во второй части (§17–28) Сенека обсуждает связь философских учений с личной жизнью. Часть этого (§21–24) специально посвящена ответам на возражения против обладания богатством.

Темы

Сенека, в соответствии с доктриной стоиков, утверждает, что Природа - это Разум (логотипы ) и что люди должны использовать свои силы разума, чтобы жить в гармонии с природой и таким образом достичь счастья. По его словам, «rerum naturae adsentior; ab illa non deerrare et ad illius legem instanceplumque formari sapientia est», что означает «Я следую природе; здравый смысл - не отклоняться от нее, а формироваться в соответствии с ее законом и примером. " Сенека предлагает придерживаться логической последовательности в этом подходе, начиная с определения целей, которых человек хочет достичь. При принятии решений он презирает обычаи масс («самые проторенные и часто посещаемые пути - самые обманчивые»), поскольку люди «более склонны доверять другому, чем судить сами за себя» и «ошибка, переданная от рука об руку, наконец, вовлекает нас и совершает наше разрушение ».

В определенном смысле он отождествляет Природу с Богом, что, как он неоднократно заявляет, требует нашего послушания (« Мы родились в этом царстве, и подчиняться Богу - значит свободы », и он пишет:« Когда ты гневаешься на небо, я не говорю: «Ты совершаешь святотатство», но «Ты зря тратишь время» ».

Сенека представляет мораль, основанную на презрении к удовольствиям («удовольствие - это что-то низкое, рабское, слабое и бренное») и удача («не развращайтесь внешними вещами, будьте непобедимы и восхищайтесь только собой, будьте мужественны духом и готовы к любой судьбе, будьте формовщиком собственного жизни »). Но признает, что есть приемлемые удовольствия:« спокойствие, умеренность, почти вялость и су "связано с поведением мудрого человека".

Достижение счастья, следовательно, действительно возможно только следуя Добродетели, которая "как хороший солдат покоряется ранам, считайте ее шрамы, и, пронзенная дротиками, когда она умирает, все же будет обожать полководца, за которого она падает », потому что« никто не может жить весело, не живя достойно ». Таким образом, Сенека различает добродетели трудные и трудные и добродетели мягкие или легкие для практики, потому что «без усилия нет добродетели». К трудным относятся терпение, сила духа и настойчивость, а к легким - щедрость, умеренность и кротость.

Что касается богатства, Сенека не считает его хорошим или плохим само по себе, но признает, что оно «полезно и приносит большое утешение в жизнь», поэтому мудрый человек предпочитает их, но не подчиняется им. их. В этом смысле богатство должно быть орудием добродетели, используя его, чтобы давать другим, потому что «Я предложу свою щедрость одним и насильно навяжу ее другим».

Примечания

Ссылки

  • Mutschler, Fritz-Heiner (2013), «De Beata Vitae», в Heil, Andreas; Дамшен, Грегор (ред.), Компаньон Брилла Сенеке: философ и драматург, BRILL, ISBN 9004154612

Дополнительная литература

Переводы

  • Элейн Фэнтэм, Гарри М. Хайн, Джеймс Кер, Гарет Д. Уильямс (2014). Сенека: трудности и счастье. Издательство Чикагского университета. ISBN 0226748332

Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-17 04:46:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте