De Spectaculis

редактировать
Вид с воздуха на римский амфитеатр конца II века в Иска Августа

De Spectaculis, также известный как В очках или Шоу, является сохранившимся моральным и аскетическим трактатом Тертуллиана. Написанная где-то между 197-202 годами, работа рассматривает моральную законность и последствия посещения христиан цирком, театром или амфитеатром.

Тертуллиан утверждает, что человеческие удовольствия могут быть оскорблением Бога. Его взгляд на эти общественные развлечения состоит в том, что они представляют собой неправильное использование Божьего творения и искажение даров, данных Богом человеку. Он поддерживает свое утверждение, напоминая читателю, что эти зрелища и зрелища произошли от языческих ритуальных обрядов (Liberalia, Consualia, Equiria, Вакханалия и др.). Это означает, что события происходят от идолопоклонства. Ключевой проблемой было то, что «шоу всегда приводит к духовному волнению». Посещая и принимая участие в мероприятии, человек испытывает сильные волнения, которые возникают из-за естественных ошибок, которые порождают страстное желание. Кроме того, Тертуллиан пишет, что то, что нельзя говорить или делать, нельзя разрешать видеть или слышать.

Фридрих Ницше в статье О генеалогии нравственности (эссе 1, раздел 15) использует слова Тертуллиана, чтобы подчеркнуть сходство христианского культа с цирком: «Вместо спортсменов у нас есть наши мученики; если мы жаждем крови, у нас есть кровь Христа...» Тем, кто пристрастился к удовольствиям от языческих зрелищ, Тертуллиан пытался показать, что христианство предлагает гораздо лучшие зрелища. По этой причине он говорил о втором пришествии, воскресении святых, Новом Иерусалиме и о «том, что не видело ни глаз, ни ухо не слышало, ни сердце человеческое» (1 Коринфянам 2: 9 ), но зрелище, которое он увеличил больше всего, было Страшным судом и последующим наказанием врагов Христа:

[T] последний день суда с его вечными исходами; тот день, которого народы не ожидали, тема их насмешек, когда мир, седеющий от старости, и все его многочисленные продукты будут сожжены в одном большом пламени! Какое грандиозное зрелище бросается в глаза! Что там вызывает мое восхищение? какие мои насмешки? Какое зрелище приносит мне радость? что вызывает у меня ликование? - когда я вижу стольких прославленных монархов, чье восхождение на небеса было объявлено публично, ныне стонущих в самой глубокой тьме вместе с самим великим Юпитером, а также с теми, кто засвидетельствовал их ликование; также губернаторы провинций, преследовавшие христианское имя, в пламени более яростные, чем те, с которыми в дни своей гордости они бушевали против последователей Христа. Какие еще мудрые люди мира, собственно говоря, те самые философы, которые учили своих последователей, что Бог не заботился о подлунных должностях, и обычно уверяли их, что либо у них нет души, либо они никогда не вернутся в тела Которые после смерти они покинули, теперь покрытые позором перед бедными заблудшими, как их пожирает один огонь! И поэты, трепещущие не перед судилищем Радаманта или Миноса, а перед неожиданным Христом! Тогда у меня будет лучшая возможность послушать трагиков, которые громче говорят об их собственном бедствии; смотреть на актеров пьес, гораздо более «распутных» в растворяющемся пламени; о том, как смотреть на возничего, весь пылающий в его огненной колеснице; созерцать борцов не в их гимназии, а бросать огненные волны… Какой квестор или священник в своей щедрости одарит вас благосклонностью видеть и ликовать в таких вещах? И все же даже сейчас мы в какой-то мере обрели их благодаря вере в изображения воображения.

Такое выражение радости по поводу гибели проклятого не находит себе равных в других произведениях ранних Христиане. Однако следует принять во внимание, что в более ранней главе трактата Тертуллиан писал, что «невиновный не может находить удовольствия в чужих страданиях: он скорее оплакивает, что брат согрешил настолько отвратительно, что нуждается в столь ужасном наказании». Этот отрывок трудно - если не невозможно - согласовать с ранее процитированным, и поэтому остается спорным, каковы были настоящие чувства Тертуллиана в отношении проклятых.

Ссылки

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: De Spectrum
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:50:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте