Из издания 1594 года, опубликованного Жаном Ле Пре | |
Автор | Луций Анней Сенека |
---|---|
Страна | Древние Рим |
Язык | Латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | н.э. ок. 64 |
De Providentia («О Провидении») - это короткое эссе в форме диалога из шести коротких разделов, написанных латиницей философ Сенека (умер в 65 г. н.э.) в последние годы своей жизни. Он выбрал форму диалога (как в известных работах Платона ), чтобы разобраться с проблемой сосуществования стоической конструкции провидения со злом в мире. Мир.
Датировать работу невозможно, но поскольку она адресована Луцилию, который является адресатом некоторых последних работ Сенеки, включая его Письма, и поскольку эссе имеет сходство с буквами 106, 108 и 109, то произведение обычно считается поздним, датируемым примерно 64 годом нашей эры.
Полное название произведения - Quare bonis viris multa mala accidant, cum sit providentia («Почему несчастья случаются с хорошие люди, если есть провидение »). Это более длинное название отражает истинную тему эссе, которая касается не столько провидения, сколько теодицеи и вопроса о том, почему плохие вещи случаются с хорошими людьми.
Диалог открывает Луцилий, который жалуется со своим другом Сенекой, что невзгоды и несчастья могут случиться и с хорошими людьми. Как это может сочетаться с добротой, связанной с замыслом провидения? Сенека отвечает со стоической точки зрения. С хорошим человеком (мудрым) не может случиться ничего плохого, потому что противоположности несовместимы. То, что выглядит невзгодами, на самом деле является средством, с помощью которого человек проявляет свои добродетели. Таким образом, он может выйти из испытания сильнее, чем раньше.
Итак, в полной гармонии со стоической философией, Сенека объясняет, что истинно мудрый человек никогда не может сдаться перед лицом несчастий, но он всегда будет их преодолевать, и даже если он должен При падении он продолжит борьбу на коленях ("si cecidit de genu pugnat"). Мудрый человек понимает судьбу и ее замысел, и поэтому ему нечего бояться будущего. И ни на что не надеется, потому что у него уже есть все, что ему нужно - хорошее поведение.
Вывод таков: с хорошими людьми на самом деле ничего плохого не происходит. Просто нужно понять, что означает плохое: плохим для мудрого было бы иметь плохие мысли, совершать преступления, желать денег или славы. Тот, кто ведет себя разумно, уже имеет все возможное.
.