![]() | |
Автор | Цицерон |
---|---|
Страна | Римская республика |
Язык | Классическая латынь |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | 44 г. до н.э. |
Исходный текст | De Officiis на латыни Wikisource |
De Officiis (On Duties или Об обязательствах ) - трактат Марка Туллия Цицерона 44 г. до н.э., разделенный на три книги, в которых Цицерон излагает свою концепцию наилучшего образа жизни, поведения и соблюдения моральных обязательств. В работе обсуждается, что является почетным (Книга I), что выгодно (Книга II) и что делать, когда благородная и личная выгода явно противоречат друг другу (Книга III). Первые две книги Цицерон зависел от философа-стоика Панэция, но для третьей книги писал более независимо.
De Officiis был написан в октябре – ноябре 44 г. до н.э., менее чем за четыре недели. Это был последний год жизни Цицерона, и ему было 62 года. Цицерон в это время все еще был активен в политике, пытаясь помешать революционным силам взять под контроль Римскую республику. Несмотря на его усилия, республиканская система не возродилась даже после убийства Цезаря, и вскоре после этого был убит сам Цицерон.
De Officiis написано в виде письма к его сыну с тем же именем, который изучал философию в Афинах. Тем не менее, судя по форме, Цицерон писал для более широкой аудитории. Эссе было опубликовано посмертно.
Хотя Цицерон находился под влиянием академической, перипатетической и стоической школ греческой философии, эта работа показывает влияние философа-стоика Панэций. Панэтий был греческим философом, проживавшим в Риме около восьмидесяти лет назад. Он написал книгу «Об обязанностях» (греч. : Περὶ Καθήκοντος), в которой разделил предмет на три части, но оставил работу незавершенной на третьем этапе. Хотя Цицерон черпает из многих других источников, в своих первых двух книгах он довольно внимательно следует по стопам Панэтия. Третья книга более независима, и Цицерон заявляет, что не был обязан каким-либо предшествующим авторам по этому вопросу. Майкл Грант сообщает нам, что «сам Цицерон, кажется, считал этот трактат своим духовным свидетельством и шедевром».
Цицерон убеждал своего сына Марка следовать природе и мудрости, а также политике, и предостерег от удовольствий и праздности.. Эссе Цицерона в значительной степени опирается на анекдоты, гораздо больше, чем другие его работы, и написано в более неторопливом и менее формальном стиле, чем другие его сочинения, возможно, потому, что он написал его поспешно. Как и сатиры из Ювенала, De Officiis Цицерона часто ссылается на текущие события своего времени.
В работе обсуждается, что почетно (Книга I), что целесообразно или приносит пользу (Книга II) и что делать при благородном и целесообразном конфликте (Книга III). Цицерон говорит, что они такие же, и что они только кажутся конфликтующими. В Книге III Цицерон выражает свои собственные идеи.
Первая книга рассматривает то, что само по себе почетно. Он показывает, каким истинным образом наши обязанности основаны на чести и добродетели. Четыре составляющие добродетели - это истина, справедливость, сила духа и приличие, и наши обязанности основаны на правильном их восприятии.
Вторая книга расширяет те обязанности, которые относятся к личной выгоде и улучшению жизни. Книга фокусируется на политическом продвижении и средствах, используемых для достижения богатства и власти. Благородные средства завоевания популярности включают щедрость, вежливость и красноречие.
В третьей книге обсуждается выбор, который следует сделать, когда существует очевидный конфликт между добродетелью и целесообразностью. Истинная добродетель никогда не может конкурировать с личной выгодой. Таким образом, ничто не должно считаться полезным или прибыльным, если не строго добродетельным, и не должно быть разделения принципов добродетели и целесообразности.
Цицерон предлагает некоторые правила для случаев сомнений, когда кажущаяся полезность вступает в конкуренцию с добродетель. Он исследует, в каких ситуациях можно с честью добиваться личной выгоды. Он берет свои примеры из римской истории, такие как случай Марка Атилиуса Регула, который был освобожден карфагенянами для заключения мира, и посоветовал римскому сенату отклонил предложения и выполнил свою клятву, вернувшись в Карфаген.
De Officiis был охарактеризован как попытка определить идеалы общественного поведения. Он критикует недавно свергнутого диктатора Юлия Цезаря в нескольких местах и его диктатуру в целом. Цицерон утверждает, что отсутствие политических прав развращает моральные добродетели. Цицерон также говорит о естественном законе, который, как говорят, управляет как людьми, так и богами одинаково.
Наследие произведения очень велико. Хотя христианский труд, Св. Амвросий в 390 году объявил правомерным использование церкви (наряду со всем остальным, что писали Цицерон и не менее популярный римский философ Сенека ). Он стал моральным авторитетом в Средние века. Отцов Церкви, Св. Августин, Св. Иероним и тем более св. Известно, что Фома Аквинский был знаком с ним. В качестве иллюстрации его важности в библиотеках по всему миру сохранилось около 700 рукописных копий, созданных еще до изобретения печатного станка. Только латинский грамматист Присцианец лучше засвидетельствован такими рукописными копиями, а сохранилось около 900. После изобретения печатного станка, De Officiis стала третьей книгой, которая была напечатана - третьей только после Библии Гутенберга и Донатуса "Ars Minor", который была первой печатной книгой.
Петрарка, отец гуманизма и лидер возрождения классической науки, защищал Цицерона. Некоторые из его работ основаны на предписаниях De officiis. Католический гуманист Эразм опубликовал собственное издание в Париже в 1501 году. Его энтузиазм по поводу этого морального трактата выражен во многих произведениях. Немецкий гуманист Филипп Меланхтон основал De officiis в лютеранских гуманистических школах.
Т. У. Болдуин сказал, что «во времена Шекспира De Officiis был вершиной моральной философии». Сэр Томас Элиот в своем популярном Governour (1531) перечисляет три основных текста для воспитания молодые джентльмены: труды Платона, Этика Аристотеля и De Officiis.
В 17 веке это был стандартный текст в английских школах (Вестминстер и Итон) и университетах (Кембридж и Оксфорд). Гроций и Пуфендорф. Гуго Гроций в значительной степени опирался на De officiis в своей главной работе О законе войны и мира. Это повлияло на Роберта Сандерсона и Джона Локка.
. В 18 веке Вольтер сказал о De Officiis: «Никто и никогда не напишет ничего более мудрого». Фредерик Великий так высоко оценил книгу, что попросил ученого Кристиана Гарве сделать ее новый перевод, хотя с 1756 года уже было два немецких перевода. В результате проекта Гарве было добавлено 880 дополнительных страницы комментариев.
В 1885 г. город Перуджа был потрясен кражей иллюминированной рукописи De Officiis из городской Библиотеки Августа. Главный библиотекарь Адамо Росси, известный ученый, первоначально подозревался, но был реабилитирован после длительного административного и судебного расследования. Виновника кражи так и не нашли. Подозрение упало на уборщика, который через несколько лет стал достаточно обеспеченным, чтобы построить себе прекрасный дом. Бывший дом дворника жители Перуджи прозвали виллой Цицерон.
De Officiis продолжает оставаться одним из самых популярных произведений Цицерона из-за своего стиля и из-за его изображения политической жизни Рима при республике.
![]() | На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с De Officiis. |