Автор | Марк Туллий Цицерон |
---|---|
Язык | Латинский |
Предмет | Судьба и свобода воли |
Жанр | Диалог |
Дата публикации | 44 г. до н. Э. |
Де Фато (лат. «Относительно судьбы ») - это частично утраченный философский трактат, написанный римским оратором Цицероном в 44 г. до н. Э. Существует только две трети работы; начало и конец отсутствуют. Он принимает форму диалога, хотя он больше похож на экспозицию, собеседниками которого являются Цицерон и его друг Авл Гиртий.
В работе Цицерон анализирует концепция судьбы, и предполагает, что свобода воли является условием судьбы. Цицерон, однако, не рассматривает сознательно различие между фатализмом и детерминизмом.
. Похоже, что Де Фато является приложением к трактату по теологии, образованному тремя книгами Де Natura Deorum и две книги De Divinatione. Эти три книги содержат важную информацию, касающуюся Стоик космологии и теологии.
Де Фато - часть второй группы произведений Цицерона. Произведение было написано в Поццуоли между 17 апреля и 23 мая 44 г. до н. Э. В любом случае работа, скорее всего, была бы завершена до неудачного отъезда Цицерона в Грецию в июле того же года. Работа была написана в спешке, так как Цицерон планировал вернуться на политическую арену.
Хиртиус отмечает, что Цицерон принял академический метод исследования: аргументируя вопреки всем предложениям. Поэтому он обрисовывает позиции Демокрита, Гераклита, Эмпедокла и Аристотеля как тех, кто утверждал, что все происходит по необходимости. Таким образом, Цицерон развивает положения судьбы и необходимости следующим образом:
«Если все происходит по воле судьбы, все происходит по предшествующей причине; и если это верно в отношении желания, это также верно. о том, что следует за желанием, и, следовательно, истинно для согласия. Но если причина желания не внутри нас, то само желание не в нашей власти; а если это так, то то, что вызывается желанием, не находится внутри нас. Следовательно, ни согласие, ни действие не в нашей власти; и из этого следует, что ни похвала, ни порицание не справедливы, ни почести, ни наказание »
Цицерон по существу отвергает это предложение как противоположное наблюдаемому, но постулирует свободу как необходимость нравственной жизни. В конце концов, Цицерон поддерживает эту позицию, поскольку он эмоционально убежден, что в силах человека достичь добродетели для себя; если бы детерминизм был в порядке вещей, то такая способность не была бы истинной.