De Excidio et Conquestu Britanniae

редактировать

De Excidio et Conquestu Britanniae (Latin для «On the Ruin и завоевание Британия ", иногда просто" На развалинах Британии ") - труд, написанный на латыни VI века нашей эры британец священнослужитель Святой Гильдас. Это проповедь, состоящая из трех частей, осуждающая действия современников Гильдаса, как светских, так и религиозных, которых он обвиняет в ужасном положении дел в субримской Британии. Это один из важнейших источников по истории Британии V и VI веков, так как это единственный значительный источник для периода, написанный близким современником описываемых людей и событий.

Часть I содержит повествование о британской истории от римского завоевания до времен Гильдаса; он включает ссылки на Амвросия Аврелиана и победу бриттов над саксами в битве при Монсе Бадонике. Часть II - это осуждение пяти королей за их различные грехи, включая как малоизвестные личности, так и относительно хорошо задокументированные, такие как Мэлгун Гвинед. Часть III представляет собой аналогичную атаку на британское духовенство того времени.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Резюме
    • 2.1 Часть I
    • 2.2 Часть II
    • 2.3 Часть III
  • 3 Наследие в англосаксонский период
  • 4 Другие исторические последствия
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

История

Работа Гильдаса имеет большое значение для историков, потому что, хотя она не предназначена в первую очередь как история, она почти единственный сохранившийся источник, написанный почти современником британских событий пятого и шестого веков. Обычная дата, которая указывается для составления произведения, относится к 540-м годам, но сейчас считается, что это вполне возможно более раннее, в первой четверти шестого века или даже раньше. Кембриджский историк Карен Джордж в своем исчерпывающем исследовании текста Гильдаса предлагает диапазон дат c. 510-530 гг. Нашей эры. По мнению историка Гая Холсолла :

Есть некоторые свидетельства существования «раннего Гильда», написанного в конце пятого века. Это включает в себя риторическое образование Гильдаса, его латинский стиль, его теологические проблемы, а также перечитывание его исторического раздела и его места в нем. Я склоняюсь к этой интерпретации, хотя ее нельзя доказать. Маловероятно, что Гильдас писал раньше 480/490 или примерно после 550; дальше этого мы не можем пойти.

Намерение Гильдаса в своих трудах состояло в том, чтобы проповедовать своим современникам в манере ветхозаветного пророка, а не писать отчет для потомков. Таким образом, он дает исторические подробности там, где это служит его цели; например, он предлагает одно из первых описаний стены Адриана и, возможно, стены Антонина, хотя его рассказ об их истории очень неточен. Однако он опускает детали, которые не способствуют его посланию; он постоянно неопределенен, называет мало имен и не называет точных дат. Тем не менее, «Де Эксидио» остается важным произведением не только для средневековой истории, но и для британской истории в целом, поскольку это одна из немногих работ, написанных в Великобритании и сохранившаяся с VI века.

В De Excidio et Conquestu Britanniae Гильдас упоминает, что год его рождения совпал с годом битвы при Монсе Бадонике, которая могла произойти в 482 году нашей эры. Риторический стиль письма Гильдаса указывает на классическое латинское образование, которое вряд ли было доступно ни одному британцу после V века. Annales Cambriae указывает год его смерти как 570; однако Annals of Tigernach датирует его смерть 569.

Самая старая рукопись De Excidio - это Cottonian MS. Вителлий А. VI, XI века, поврежденный пожаром в 1731 году, но тем не менее использованный Моммзеном в его издании. Другие рукописи включают публичную библиотеку Авранша MS. № 162 двенадцатого века, Библиотека Кембриджского университета MS. Ff. I. 27 тринадцатого века, и Библиотека Кембриджского университета MS. Dd. I. 17 ок. 1400. Cambridge Ff. I. 27 представляет собой редакцию некоего Кормака и резко отличается от других рукописей тем, что содержит сокращенную форму различных частей и много текстовых прочтений, свойственных ему самому. Самое древнее свидетельство Гильдаса на самом деле можно найти в обширных цитатах и ​​перефразировках De Excidio, сделанных Бедом в его Церковной истории английского народа, самые ранние рукописи которой датируются восьмым веком.

Трактат Гильдаса был впервые опубликован в 1525 г. Полидором Вергилием, но со многими общепризнанными изменениями и упущениями. В 1568 г. Джон Джоселин, секретарь архиепископа Паркера, выпустил новое издание, более соответствующее авторитету рукописи; а в 1691 г. в Оксфорде появилось еще более тщательно переработанное издание Томаса Гейла. Он часто переиздавался на континенте в течение 16 века, а с тех пор один или два раза. Следующее английское издание, описанное Августом Поттхастом как editio pessima, было опубликовано Английским историческим обществом в 1838 году под редакцией преподобного Дж. Стивенсона. Текст Гильдаса, основанный на издании Гейла, сопоставленный с двумя другими рукописями с тщательно продуманными вступлениями, включен в Monumenta Historica Britannica. Другое издание находится в Артур Вест Хаддан и Уильям Стаббс, Соборы и церковные документы, относящиеся к Великобритании и Ирландии (Оксфорд, 1869); последнее издание - это издание Теодора Моммзена в Monumenta Germaniae Historica auct. антиквариат xiii. (Chronica min. Iii.), 1898. Таким образом, текст в том виде, в котором он используется сегодня, представляет собой научную реконструкцию; главный свидетель и, возможно, вся стемма рукописи могут фактически не сохранять первоначальный порядок страниц автографа.

Резюме

Часть I

Первая часть состоит из объяснения Гильдаса за его работу и краткое повествование о Римской Британии от ее завоевания при принципате до времен Гильдаса:

Относительно ее упрямства, подчинения и восстания, о ее втором подчинении и суровом рабстве; относительно религии, преследований, святых мучеников, многих ересей, тиранов, двух рас грабителей, относительно защиты и дальнейшего опустошения, второй мести и третьего опустошения, относительно голода, письма к Агицию [обычно идентифицируемого с патриций Аэций ], победы, преступлений, врагов внезапно объявил, памятную казнь, совет, враг более жестокий, чем первый, подрыв городов, в отношении тех, кто выжил, и в отношении окончательная победа нашей страны, дарованная нашему времени по воле Бога.

Часть I особенно примечательна как самый ранний источник, в котором упоминается Амвросий Аврелиан, важный деятель британской традиции, которому приписывают поворот волна против англосаксонского завоевания. В нем также содержится самое раннее упоминание о победе бриттов в битве при Монс-Бадонике.

Часть II

Вторая часть состоит из осуждения пяти британских королей, и поскольку это единственный современник Информация о них представляет особый интерес для ученых-историков Великобритании. Гильда облекает осуждения в аллегорических зверей из книги Даниила и книги Откровения, сравнивая царей с животными, описанными там: львом, леопардом, медведем и Дракон. Короли, оскорбляемые Гильдасом:

Britain.circa.540.jpg
  • «Константин, тиранический детеныш нечистой львицы Дамнонии».
  • «ты львиный детеныш Аврелий Конан».
  • "Вортипор... кто любит пятнистого леопарда... тиран деметинцев".
  • "Кунеглас... ты медведь ".
  • "дракон с острова... маглокуна ".

Причина недовольства Гильдаса этими людьми неизвестна. Он был осторожен в выборе королей, так как у него не было комментариев относительно королей других британских королевств, которые процветали в то время, таких как Регед, Гододдин, Элмет, Пенгверн / Поуис, или королевства современной южной Англии. То, что он выбирал только королей, связанных с превосходством одного короля (Маглокун, «дракон»), предполагает другую причину, кроме его претензий на моральное возмущение по поводу личной порочности. Ни возмущение, ни доктринальный спор не могли бы оправдать начало осуждения пяти королей с личного нападения на мать Константина («нечистую львицу»).

Мэлгун (Маглокун), король Гвинеда, получает самое решительное осуждение и описывается почти как верховный король над другими царями (могущественный дракон Апокалипсиса). Остров Англси был опорой власти королей Гвинеда, поэтому описание Мэлгуна как «дракона острова» уместно. Его превосходство над другими королями косвенно подтверждается и в других источниках. Например, Мэлгун внес щедрый вклад в дело христианства на всей территории Уэльса, подразумевая ответственность за пределами своего королевства. Он делал пожертвования в поддержку Сен-Бринах в Дифед, Святой Кадок в Гуинллвг, Сен-Сиби в Англси, Святой Падарн в Кередигионе и Святой Тидехо в Поуис. Он также связан с основанием Бангора.

Константин неизвестен. Его Дамнония обычно отождествляется с королевством Думнония в юго-западной Британии. В ряде более поздних традиций упоминается король с таким именем в этой местности. Некоторые ученые отмечают возможность того, что Гильдас вместо этого имел в виду территорию Дамнонии в западной Шотландии, хотя Томас Д. О'Салливан считает это маловероятным.

Канегласс - это сингла (современный валлийский : кинлас) из королевских генеалогий, сын Оуайна Вайтлуза, сын Эйниона, сын Кунедды. Он связан с южным Гвинедом, регионом Пенлин, и он был предком более позднего короля Гвинеда, Карадога ап Мейриона. Одним из его братьев был Святой Сейриол.

Аврелий Конан, также называемый Канином, не может быть связан с каким-либо конкретным регионом Британии. Джон Эдвард Ллойд предполагает связь между этим королем и потомками великого героя Амвросия Аврелиана, упомянутого ранее Гильдасом; если это правда, его королевство могло быть расположено где-то на территории, впоследствии захваченной англосаксами. Если форма Caninus должна быть связана с Cuna (g) nus, найденным в писаниях 6-го века, результатом в более поздних королевских генеалогиях будет Cynan, часто встречающееся имя. Однако это предположение.

Вортипориус (Вортипор, Древний валлийский Гуртепир ) был королем Деметии (Дивед ), который хорошо известен как на валлийском, так и на ирландском языках генеалогии, сын Аиркола. Хотя это нелегко подтвердить с лингвистической точки зрения, некоторые ученые утверждают, что он упоминается на памятном камне (обнаруженном в 1895 году) с надписями на латыни и огам. Латинская надпись гласит: Memoria Voteporigis protictoris. Огамская надпись состоит из примитивного ирландского написания имени: Votecorigas. Если бы человек, упомянутый в обеих надписях, был тем же самым, что и Вортипориус Гильдаса, мы могли бы ожидать, что латинские и ирландские формы написаны * Vorteporigis и * Vortecorigas соответственно; различие в написании заставило некоторых предположить, что это не одно и то же лицо, хотя возможно, что они были родственниками.

Часть III

Третья часть начинается со слов: «Великобритания есть священники, но они глупцы; многочисленные служители, но они бессовестны; священнослужители, но они коварные грабители ". Гильдас продолжает свою иеремиаду против духовенства своего времени, но не упоминает явно никаких имен в этом разделе и поэтому не проливает никакого света на историю христианской церкви в этот период.

Наследие в англо-саксонский период

После завоевания Британии, описанного в De excidio, Гильдас продолжал служить важной моделью для англосаксонских писателей как на латыни, так и на английском языке. Книга Беды Historia ecclesiasticagentis Anglorum в значительной степени опирается на Гильдаса в его описании англосаксонских вторжений и выявляет последствия тезиса Гильдаса об утрате британцами божественной благосклонности к предполагают, что эта услуга, в свою очередь, перешла к теперь христианизированным англосаксам.

В более поздний древнеанглийский период сочинения Гильдаса служат основной моделью для Алкуина в отношении вторжений викингов, в частности его писем, касающихся разграбления Линдисфарна в 793. Обращение к Гильдасу как историческому примеру служит для того, чтобы предложить идею моральной и религиозной реформы как средства защиты от вторжений. Точно так же Вулфстан Йоркский обращается к Гильдасу, чтобы сделать то же самое в своих проповедях, особенно в Sermo Lupi ad Anglos.

Другие исторические последствия

Работа Гильдаса важна по причинам, выходящим за рамки исторической информации, которую он обеспечивает. В то время, когда Гильдас писал, в Британии была христианская церковь. Гильдас использует латынь для обращения к правителям, которых он критикует, и считает британцев, по крайней мере, в некоторой степени, римскими гражданами, несмотря на крах центральной имперской власти. К 597 году, когда святой Августин прибыл в Кент, Англия или, по крайней мере, большая часть ее, была заселена приверженцами англосаксонского язычества, и новые правители не думали о себе как римские граждане. Более точная датировка слов Гильдаса, следовательно, дала бы немного больше уверенности в отношении графика перехода от постримской Британии к англосаксонской Англии; уверенность, которая будет тем более ценной, поскольку точные даты и достоверные факты крайне редки для этого периода.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Руины Британии
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:35:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте