Дайан Дир

редактировать

Дайан Дирх или Даян Дегереки - одно из самых важных божеств в народных обрядах и шаманских заклинаниях в провинции Хубсугул, Монголия. Его культ связан с обрядами плодородия, которые практикуются в желтом шаманизме (который включает буддийские ритуалы и верования), а также в черном шаманизме (менее буддийском - влиятельный тип шаманизма). Его все еще почитают, особенно на восточной стороне озера Хубсугул.

Содержание
  • 1 Происхождение и культ
  • 2 Изображения
  • 3 Монастырь
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Библиография
Происхождение и культ

Дайану Диру поклоняются как в желтом шаманизме, так и в менее подверженном влиянию буддизма черном шаманизме, хотя и черные шаманы около Ховсугул Нуур часто не принимают его, так как он популярен среди желтых шаманов. Одно из объяснений состоит в том, что Даян Дир предал черных шаманов, перейдя на сторону буддистов. Агнес Бирталан предложила, чтобы он начал свою карьеру в качестве бога плодородия, затем стал духом, особенно для шаманов, и в конечном итоге стал защитником.

Как бог плодородия, он даровал скот и детей людям, и был шаманом для Чингисхана, с женой или дочерью которого он сбежал. Он может быть убит только удушьем (огонь и металл не могут причинить ему вреда), а в обмен на то, что хан не угрожал такой смертью, он становится защитником себя и своего народа. Также существует традиция соперничества между Даяном Диром и Далай-ламой ; тем не менее, о синкретизме между двумя религиозными традициями свидетельствует тот факт, что Даян Дирх стал защитником желтого шаманизма. Более того, его статуя почитается ламами монастыря Диркхийн Хуре. И Халка, и бурятские монголы почитают его, и, помимо поощрения плодородия, он также выступает в роли покровителя шаманских инициаций.

Статуя бога почиталась в Цагааннуур, Хубсугул, где его культ был особенно силен; Судя по сакральным текстам, собранным Бирталаном, Даян Дирх превратился в каменную статую, и воины Чингисхана безуспешно пытались разрушить ее. Статуя исчезла, вероятно, в 1929 или в 1950-х годах, а позже эту функцию взяла на себя буддийская святыня, недавно построенная в бывшем отеле, где теперь сформировался новый культ. В 1998 году Бирталан записал ряд заклинаний Зоксено, потомка шаманки: два более длинных (молитва и заклинание) и три более коротких, посвященных Дайану Диру. Зоксено, семья которой жила в Ренчинлькхюмбе, Ховсугул, в Долине Дархад, сказала, что попала под защиту Даяна Дирха, когда они переехали на восточную сторону озера Хубсугул.

Еще одно место его культа - пещера у границы между Россией и Монголией, скрытая от глаз и доступная только для верховой езды. Даже во время коммунистического режима Монгольской Народной Республики (1924–1992) ему постоянно поклонялись. Статуя буддийского бога-воина находится в центре пещеры и почти полностью покрыта хатами. Рядом проводятся очищающие ритуалы.

Изображения

Даян Дирх часто изображается как всадник, носящий по крайней мере некоторые типично монгольские атрибуты (Бирталан упоминает сапоги). У него обычно есть тройная шаманская корона из перьев, включая три зеркала, хотя у статуй есть шлем воина. На свитке, принадлежащем монаху в Mörön, он носит на шее зеркало, предназначенное для отражения злых духов, атрибут, используемый также шаманами; ожерелье, состоящее из бус, «указывает на сосуществование буддизма и шаманизма».

Монастырь

Божество также дало свое имя монастырю в Цагааннууре, Даян Дирх Шаравлин Хюре, где его почитают желтые шаманы В рамках буддизма название монастыря указывает на его шаманское происхождение. По словам Отгони Пюрева, монастырь был построен в 1860 году и перестроен в 1922 году после сожжения.

Ссылки

Примечания

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-17 04:14:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте