David et Jonathas (Дэвид и Джонатан), H. 490, это опера из пяти действия и пролог французского композитора Марка-Антуана Шарпантье, впервые исполненные в Collège Louis-le-Grand, Париж, 28 февраля 1688. либретто от отца Франсуа Бретонно основано на ветхозаветной истории о дружбе Давида и Ионафана.
. форма типичного французского tragédie en musique, его также называют tragédie biblique из-за его библейского предмета. «Давид и Джонатас» впервые был исполнен в иезуитском колледже в сочетании с устной драмой на латыни «Саул» отцом Этьеном Шамилларом (1656-1730). За каждым действием оперы следовало одно действие из спектакля.
Работа Шарпантье была настолько успешной, что она была воспроизведена в других иезуитских колледжах в 1706, 1715 и 1741 годах. Опера получила свою американскую премьеру в Балтиморе в 2005 году и запись в Австралии. в 2009 году. Постановка на фестивале в Экс-ан-Провансе, Франция, с музыкальным руководителем Уильямом Кристи, была снята в 2012 году.
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 1688. (Дирижер : -) |
---|---|---|
Джонатас | мальчик-сопрано | |
Дэвид | haute-contre | |
Une Pythonisse (Witch of Endor ) | haute-contre | |
Joadab | тенор | |
Saül | баритон | |
Achis | bass | |
Ghost of Samuel | bass |
Саул, царь Израиля, посещает «Пифию» (Эндорскую ведьму в Библии), замаскированную, чтобы узнать результат своей предстоящей битвы против филистимлян.. Пифия вызывает призрак пророка Самуила, предсказывающего, что Саул потеряет все: своих детей, своих друзей и свою корону.
Давид был изгнан ревнивым Саулом и нашел убежище у филистимлян. Он возвращается в лагерь филистимлян с победы. Хор воинов, пастухов и пленников, которых он освободил, восхваляет его. Давид только желает, чтобы его лучший друг Ионафан (сын Саула), что бы ни случилось, был пощажен. Филистимский царь сообщает Давиду, что между филистимлянами и Саулом заключено перемирие, чтобы обсудить, будет ли мир или война.
Во время перемирия Давид и Ионафан ищут друг друга. Израильский полководец Иоавель завидует Давиду и вызывает его на единоборство, но Давид отказывается. Иоавель замышляет против него заговор и решает сказать Саулу, что предлагаемый мир - всего лишь уловка Давида.
Иоавель легко убеждает ревнивого Саула, что Давид замышляет свое падение. Саул обвиняет Давида в измене, и тот вынужден уйти.
Саул решает сразиться с филистимлянами и уничтожить Давида. Две армии, возбужденные Иоавелем, также жаждут войны. Дэвид неохотно расстается с Ионафаном, пообещав, что сделает все возможное, чтобы спасти его и его отца.
Битва началась, и Саул проиграл. Ионафан смертельно ранен и умирает на руках Давида. Саул падает на свой меч, чтобы избежать плена. Ахис говорит Давиду, что он новый царь израильтян, но это мало утешает его горе по Ионафану.