Дэвид Вайс Халивни (иврит : דוד וייס הלבני) (род. 1927) - европеец. родился американцем -израильтянином раввином, ученый в области еврейских наук и профессор Талмуда. Он является Рейш Метивта из раввинской школы Союза традиционного иудаизма.
Давид Вайс родился в городке Кобылецкая Поляна (Кобилецька Поляна, Пояна Кобилей, Гергянлыгет) в Карпатской Руси, затем в Чехословакии (ныне в Раховском районе, в Украине ). Его родители разошлись, когда ему было 4 года, и он вырос в доме своего деда, знатока Талмуда в Сигете, Румыния. Его дед начал обучать его в пять лет, и он считался Иллуи ; он получил семиха (раввинское рукоположение) в возрасте 15 лет.
Во время Холокоста в возрасте 16 лет он был депортирован в Освенцим. Через неделю его перевели в исправительно-трудовой лагерь Гросс-Розен, затем в концлагерь Маутхаузен, а затем и в концлагерь Маутхаузен, и он был единственным выжившим членом своей семьи.
Когда он прибыл в Соединенные Штаты в возрасте 18 лет, его поместили в еврейский детский дом, где он вызвал ажиотаж, бросив вызов кашруту учреждения, так как надзирающий раввин не имел бороды и, что более важно, плохо разбирался в комментариях к Примегадим раввина Йосефа Те'омима. Это было стандартом для раввинов в Европе. социальный работник познакомил его с Саулом Либерманом, ведущим талмудистом Еврейской теологической семинарии Америки (JTS) в Нью-Йорке, который признал его талант и принял его под его крыло. Позже Вайс много лет учился у Либермана в СТС.
Первоначально он учился в ешиве Хаима Берлина у Ицхака Гутнера и ему было разрешено не посещать лекции из-за его высокого положения. В течение следующего десятилетия он окончил среднюю школу, а затем получил степень бакалавра философии в Бруклинском колледже и степень магистра в философии в Нью-Йоркском университете. ; он написал свою докторскую степень в Талмуде в СТС.
Он женился на Зиппоре Хагер, потомке Вижницерских Ребе. У них было трое детей: Барух (формально известный как Бернард), Ефрем и Йешиаху. У него шестеро внуков, все они тоже ученые; Авидан, Хадар, Даниэль, Ребекка, Бенджамин (Джамин) и Элиана.
Позже Вайс изменил свое имя на «Халивни», ивритский перевод «вайс» или «белый». Изначально он хотел отказаться от фамилии Вайс, потому что так звали охранника концлагеря, в котором он был интернирован. Первоначально он думал о смене имени на Халивни; однако из уважения к этому деду / учителю Йешаягу Вайс он сохранил в памяти фамилию, используя составное имя Вайс Халивни.
Халивни служил Литтауэром, профессором Талмуда и классических раввинов в Департаменте религии. в Колумбийском университете. В июле 2005 года он ушел из Колумбийского университета. Сейчас он живет в Израиле и преподает в Еврейском университете Иерусалима и Университете Бар-Илана.
Критический подход Халивни к изучению Талмуда. оказал большое влияние на академическое понимание и изучение Талмуда. Традиционное понимание рассматривало Талмуд как единое однородное произведение. В то время как другие ученые также рассматривали Талмуд как многослойный труд, нововведение Халивни (в первую очередь во втором томе его Мекорот у-Месорот) заключалось в том, чтобы различать анонимные утверждения, которые обычно представляют собой сжатые галахические постановления или вопросы, приписываемые известным Амораиму, и анонимные утверждения, характеризующиеся гораздо более длинным анализом, часто состоящим из длительных диалектических дискуссий, которые он приписывал более поздним авторам - "Стаммаим" (или Савора им).
Было отмечено, что на самом деле Иерусалимский Талмуд очень похож на Вавилонский Талмуд, за исключением стаммайтской активности, которая обнаруживается только в последнем. 108>
Его методология анализа источников Талмуда вызывает споры среди большинства ортодоксальных евреев, но признана в неортодоксальные еврейские общины, а также некоторые в рамках Современного Православия. Халивни называет анонимные тексты Талмуда сказанными Стаммаимом (на основе фразы «стама д'талмуда», которая относится к анонимным материалам в Гемара ), жившим после периода Амораим, но до геонического периода. Он утверждает, что эти Стаммаим были получателями кратких таннайских и амораических заявлений и что они пытались заполнить аргументацию и аргументированный фон таких аподиктических заявлений.
Методология, использованная в его комментарии Mekorot u 'Mesorot, пытается дать анализ Халивни правильного смысла и контекста и демонстрирует, как талмудические Stammaim часто ошибались в своем понимании исходного контекста.
В книгах Халивни «Пешат», «Дераш» и «Revelation Restored» он пытается согласовать библейскую критику с традиционными религиозными верованиями, используя разработанную им концепцию под названием Chate ' u Израиль (буквально «Израиль согрешил»). Эта концепция утверждает, что библейские тексты, изначально данные Моисею, были безвозвратно искажены. Revelation Restored пишет следующее:
Согласно самому библейскому повествованию, народ Израиля отказался от Торы в драматическом эпизоде с золотым тельцом, всего через сорок дней после откровения на Синае. С этого момента, до времен Ездры, Священные Писания показывают, что народ Израиля был погряз в идолопоклонстве и пренебрегал Моисеевым законом. Chate'u Yisrael, утверждает, что в период забвения и синкретизма после завоевания Ханаана, когда изначально монотеистические израильтяне переняли языческие обычаи у своих соседей, Тора Моисея стала «испорченной и запятнанной».
Согласно Халивни, это Процесс продолжался до времен Ездры (около 450 г. до н. э.), когда, наконец, по возвращении из Вавилона люди приняли Тору. Именно тогда Эзра и его «свита» перекомпилировали и отредактировали ранее отвергнутый и, следовательно, размытый текст Торы. Он утверждает, что это засвидетельствовано в книгах Ездры и Неемии, и Халивни поддерживает свою теорию талмудическими и мидрашскими источниками, которые указывают на то, что Эзра сыграл роль в редактировании Торы. Далее он заявляет, что, хотя текст Пятикнижия был искажен, устная традиция сохранила в неприкосновенности многие законы, поэтому Устный Закон, по-видимому, в некоторых деталях противоречит библейскому тексту.
Это мнение было сочтено, возможно, противоречащим 8-му из Маймонида '13 принципов веры, в котором говорится: «Тора, которая у нас есть сегодня, - это та, которая была продиктована Моисею Бог". Некоторые считают, что Маймонид говорит, что это применимо к каждому слову Торы. В результате утверждения Халивни были отвергнуты некоторыми ортодоксальными раввинами.
Халивни участвовал в споре в 1983 году в JTS вокруг обучения и посвящения женщин в раввинов.. Он чувствовал, что могут существовать галахические методы рукоположения женщин в раввины, но что требуется больше времени, прежде чем таковые могут быть законно учреждены, и что это решение было принято руководящим органом семинарии как политическое решение, а не как псак. Галаха в рамках традиционного раввинского судебного процесса. Это разногласие привело к его разрыву с семинарией и движением консервативного иудаизма, а также к его соучредителю Союза традиционного иудаизма.
. До 2005 года Халивни был духовным лидером (КОЕ), общины. на Манхэттене Верхний Вест-Сайд, должность, которую он занимал с момента основания конгрегации в 1992 году. В 2002 году многие члены общины хотели разрешить призывать женщин к Торе, который, хотя и поддерживается недавним юридическим аргументом раввина Менделя Шапиро, опровергается многими раввинами по галахическим и социологическим причинам. Халивни не был в восторге от практики и сказал прихожанам: «Я позволю это, но только если это будет происходить не чаще, чем несколько раз в год, и только если это будет проводиться в отдельной комнате от« настоящей ». оказание услуг." Таким образом, община разрешает эту практику только при очень ограниченных обстоятельствах. Тем не менее, даже этот «компромисс» был слишком либеральным для многих прихожан. С другой стороны, многие либералы поддерживали подход партнерства миньян и были разочарованы тем, что KOE не включил женщин в главное служение Торе.
Опубликованные работы Халивни включают:
Центральный тезис «Разбивая скрижали» заключается в том, что история евреев "закладки" двумя диаметрально противоположными " откровения »: Синай и Освенцим. Откровение на горе Синай было вершиной близости Бога к евреям, в то время как откровение в Освенциме было надиром отсутствия Бога от них. Халивни убежден в том, что Освенцим представляет собой не только то, что Бог «прячет свое лицо» от Израиля как следствие грехов евреев - известный образ в раввинском богословии, - но также и его действительное онтологическое отступление от истории человечества.
В «Разрушении скрижалей» Халивни прямо отвергает представление о том, что этот отказ является просто примером того, как «Бог скрывает свое лицо», как это рассматривается в нормативном иудаизме. Концепция hester panim (Бог, скрывающий свое лицо) классически используется в отношении наказания, и Халивни непреклонен в том, что Холокост никоим образом не может рассматриваться как наказание за грехи Израиля.