Дэвид Унайпон

редактировать

Дэвид Нгунайтпони. Дэвид Унайпон (Англицизация )
David Unaipon.jpg Унайпон в конце 1920-х
РодилсяДэвид Нгунаитпони. (1872-09-28) 28 Сентябрь 1872 г.. Миссия Пойнт Макли, Южная Австралия, Австралия
Умер7 февраля 1967 г. (1967-02-07) (94 года). Тайлем Бенд, Южная Австралия, Австралия
Национальность
Образование
Супруг (ы)Кэтрин Картер (урожденная Самнер)
Родитель (и)
Дэвид Унайпон в 1938 году

Дэвид Унайпон (родился Дэвид Нгунайпони ) (28 сентября 1872 - 7 февраля 1967) австралийский абориген из народа Нгарринджери, проповедник, изобретатель и автор. Вклад Унайпона в австралийское общество помог сломать многие стереотипы австралийских аборигенов, и он изображен на австралийской банкноте в 50 долларов в ознаменование его работы. Он был сыном проповедника и писателя Джеймс Унайпон.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Изобретатель
    • 1.2 Писатель и лектор
  • 2 Дальнейшая работа
  • 3 Награда
  • 4 Личный жизнь
  • 5 Более поздняя жизнь
  • 6 Смерть
  • 7 Наследие и дань
    • 7.1 Пятидесятидолларовая купюра
  • 8 Работы
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
    • 10.1 Цитаты
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Биография

Родился в Пойнте Макли Миссия на берегу озера Александрина в Коронге региона Южной Австралии, Унайпон был четвертым из девяти детей Джеймса и Нимбулды Нгунаитпони из отделения Портаулун Нгарринджери люди. Унайпон начал свое образование в семилетнем возрасте в миссионерской школе Пойнт Макли и вскоре стал известен своим умом, когда бывший секретарь Ассоциации друзей аборигенов заявил в 1887 году: «Я только желаю большинству белых мальчиков были такими же умными, умными, хорошо обученными и воспитанными, как и тот маленький парень, которого я сейчас беру на себя ".

Унайпон бросил школу в 13 лет, чтобы работать слугой в CB Young в Аделаида, где Янг активно поощрял интерес Юнайпона к литературе, философии, науке и музыке. В 1890 году он вернулся в Пойнт Макли, где поступил в ученики к сапожнику и был назначен органистом миссии. В конце 1890-х годов он поехал в Аделаиду, но обнаружил, что его цвет кожи препятствует работе в его торговле, и вместо этого устроился работать кладовщиком у сапожника из Аделаиды, прежде чем вернуться на работу бухгалтером в Пойнт Макли. магазин.

4 января 1902 года он женился на Кэтрин Картер (урожденная Самнер), женщине из племени Танган. Позже он был нанят Ассоциацией друзей аборигенов в качестве делегата, в этой роли он много путешествовал и проповедовал в поисках поддержки миссии Пойнт Макли. Унайпон ушел из проповеди в 1959 году, но продолжал работать над своими изобретениями до 1960-х.

Изобретатель

Унайпон потратил пять лет, пытаясь создать вечный двигатель. В процессе своей работы он разработал ряд устройств. Он все еще пытался сконструировать такое устройство на семидесяти девятом году жизни.

Unaipon получил предварительные патенты на 19 изобретений, но не смог позволить себе получить какие-либо его изобретения полностью запатентованы, согласно некоторым источникам. Муке и Шумейкер говорят, что между «1910 и 1944 годами он сделал десять... заявок на изобретения, столь же разнообразные, как антигравитационное устройство, мультирадиальное колесо и наконечник для стрижки овец». Предварительный патент 15624, который он ратифицировал в 1910 году, предназначен для «Усовершенствованного устройства механического движения», которое преобразовывает вращательное движение, которое «применяется, например, с помощью эксцентрика », в тангенциальное возвратно-поступательное движение, приведен пример заявки. ножницы для овец. Изобретение, лежащее в основе современных механических ножниц для овец, было представлено без какой-либо финансовой отдачи Unaipon, и, за исключением газетного сообщения 1910 года, в котором он был признан изобретателем, он не получил признания того времени.

Среди других изобретений был центробежный механизм. двигатель, многолучевое колесо и механический движитель. Он был также известен как австралиец Леонардо да Винчи за свои механические идеи, в том числе чертежи, сделанные до Первой мировой войны, для вертолета, конструкции, основанной на принципе бумеранг и его исследования поляризации света, а также большую часть своей жизни он пытался достичь вечного движения.

Писатель и лектор

Унайпон был одержимы правильным английским языком и в разговорной речи склонны использовать классический английский, а не общеупотребительный. Его письменный язык следовал стилю Джона Милтона и Джона Буньяна.

Унайпона был первым автором-аборигеном, опубликованным после того, как в начале 1920-х он получил заказ от Университета Аделаиды собрать книгу по легендам аборигенов. С 1924 года он также написал множество статей для Sydney Daily Telegraph. Он опубликовал три коротких буклета с рассказами аборигенов в 1927, 1928 и 1929 годах. В то время он писал на темы, охватывающие все, от вечного двигателя и полета на вертолете до легенд аборигенов и кампаний за права аборигенов.

Унайпон был любознательно религиозным, вера в эквивалентность традиционной аборигенной и христианской духовности. Его работа в Ассоциации друзей аборигенов, сбор денег по подписке, позволила ему много путешествовать. Путешествие позволило ему познакомиться со многими умными людьми, сочувствующими делу прав аборигенов, и дало ему возможность читать лекции о культуре и правах аборигенов. Он был очень востребован как оратор.

Много раз ему отказывали в жилье из-за его расы. Он сказал: «... во Христе Иисусе цвет и расовые различия исчезают...» и что эта мысль помогала ему в такие моменты.

Унайпон был первым писателем-аборигеном, опубликовавшим на английском языке, автором множества статей в газетах и ​​журналах, в том числе в Sydney Daily Telegraph, пересказывая традиционные истории и отстаивая права аборигенов.

Пять традиционных историй Унайпона были опубликованы в 1929 году как местные легенды под его собственным именем и с его изображением на обложке.

Некоторые из традиционных историй Унайпона были опубликованы в книге 1930 года, Мифы и легенды австралийских аборигенов под именем антрополога Уильяма Рамзи Смита. Они были переизданы в их первоначальной форме под именем автора как «Легендарные рассказы австралийских аборигенов».

Дальнейшая работа

Он был признанным авторитетом в баллистике.

Унайпон. также был вовлечен в политические вопросы, связанные с делами аборигенов, и был активным сторонником самоопределения аборигенов, в том числе работал исследователем и свидетелем по вопросам благосостояния аборигенов и лоббировал правительство Австралии, чтобы взять на себя ответственность за аборигенов из составляющие его состояния. Он предложил правительству Южной Австралии заменить должность Главного защитника аборигенов ответственным советом и был арестован за попытку выделить отдельную территорию для аборигенов в центральной и северной Австралии..

В 1936 году он, как сообщалось, был первым аборигеном, посетившим levée, когда он посетил южно-австралийский столетний levée в Аделаиде, событие, которое стало международной новостью.

Позиция Унайпона по вопросам аборигенов привела его к конфликту с другими лидерами аборигенов, включая Уильяма Купера из Лиги австралийских аборигенов, и Унайпон публично раскритиковал «День лиги Траур "по случаю 150-й годовщины прибытия Первого флота, в котором утверждается, что протест только навредит репутации Австралии за рубежом и укрепит негативное общественное мнение об аборигенах.

Награда

Унайпон был награжден медалью коронации в 1953 году в возрасте 81 года в честь коронации королевы Елизаветы II и получил премию Патриции Вайкхардт для писателей-аборигенов в 1985 году после его смерти.

Личная жизнь

Унайпон был очень влиятельным человеком в свое время, но ему часто отказывали в жилье из-за его расы.

Более поздняя жизнь

Унайпон вернулся на место своего рождения в преклонном возрасте, где он работал над изобретениями и пытался раскрыть секрет вечного двигателя. Член группы Portaulun (),

Смерть

Унайпон скончался в больнице Tailem Bend 7 февраля 1967 г. и был похоронен в Кладбище миссий Рауккан (ранее - Пойнт Макли). У него остался сын.

Наследие и дань уважения

50-долларовая банкнота

Австралийская банкнота в 50 долларов с изображением Дэвида Унайпона.. На заднем плане изображены миссия Рауккана и механические ножницы Унайпона. э.

Аллан «Чирпи» Кэмпбелл, который, как сообщается, был внучатым племянником Дэвида Унайпона, потерпел неудачу в попытке договориться об урегулировании с Резервным банком Австралии за использование изображения Унайпона на Банкнота в 50 австралийских долларов без разрешения семьи. Аргумент Кэмпбелла заключался в том, что женщина (которая с тех пор умерла), с которой первоначально консультировался Резервный банк, не была родственницей г-на Унайпона. Кэмпбелл требовал компенсации в размере 30 миллионов австралийских долларов, плюс десять лет судебных издержек, а также ряд неденежных статей. В просьбе о компенсации было отказано. Позднее Кэмпбелл потребовал компенсацию от eBay, который использовал изображения австралийских банкнот в своей рекламной кампании.

Работает

См. Также

Примечания

Читат ion

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 03:43:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте