Дэвид Джорис

редактировать
Ян ван Скорель : Дэвид Йорис, 16 век

Дэвид Джорис (ок. 1501 - 25 августа 1556 г., иногда Ян Йорис или Йорисзун ; ранее англизированный Дэвид Гордж ) был важным анабаптистским лидером в Нидерландах раньше 1540.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь

Джорис, вероятно, родился в Фландрия, сын Мариете Ян де Гортердохтер и Ге Оргиус Йорис де Коман, актер-любитель и владелец магазина. Он был учеником Мельхиора Хоффмана.

По профессии Дэвид Джорис был художником по стеклу или художником по мишуре, изучив искусство в Антверпене ; в 1522 году он расписал окна церкви в Энкхёйзене, Северная Голландия. В 1524 году он женился на Диркген Виллемс, а также проявил интерес к движению Реформации Мартина Лютера. В День Вознесения 1528 г. он совершил оскорбление причастия, проведенного в процессии; он был помещен в позорный столб, у него скучал язык, и он был изгнан из Делфта на три года.

В 1533 году он принял идеи анабаптистов и был крещен в Делфте Оббе Филипс. Согласно Меннонитской энциклопедии, «он был влиятельной фигурой в период консолидации анабаптизма после падения Мюнстера ». Он отверг насилие Мюнстера, но теоретически принял полигамию (известно, что он не практиковал ее). После Мюнстерского разгрома несколько разных учеников Хоффмана собрались за советом в Бохольт в 1536 году. Йорис добился некоторого успеха в выявлении их общих убеждений, в то же время рассеивая идеи тех, кто жаждал мести. Он верил, что Бог отомстит, а святые - нет. Он продвигал компромисс по вопросу о полигамии, заявив, что считает, что количество жен у мужчины не имеет значения, если семья подчиняется Богу. Группа не приняла решения по данному вопросу. Дэвид Джорис оставался на «мистической» грани анабаптизма, цитируя сны, видения и пророчества. Против этого - его рационалистический подход к теме дьявола и сверхъестественного зла. Дэвид Джорис предвосхитил взгляды Томаса Гоббса, Джона Эппса и Джона Томаса в интерпретации дьявола как аллегории. В своих интересах он адаптировал теорию трех диспенсаций: старого, с его откровением Отца, нового с его откровениями о Сыне, и последней, или эры Духа.

На какое-то время он был богословским бойцом с новым лидером Менно Симонсом. Менно считал Джориса соглашателем; Джорис считал Менно чересчур буквальным. Йорис переехал в Базель в 1544 году и защищал себя, живя под вымышленным именем Иоганн ван Брюгге. Он присоединился к реформатской церкви, но продолжал свои богословские труды по анабаптизму. Это отражает как его мнение о том, что «для чистых все чисто», так и его развивающееся мнение о том, что внешние символы менее важны, чем внутренняя вера.

Его жена Диркген умерла 22 августа 1556 года. Дэвид умер через три дня и был похоронен в церкви Святого Леонарда в Базеле. Лидер анабаптистов Николас ван Блесдейк, муж его старшей дочери, стал противником учения Йориса. В 1559 году он открыл богословие Йориса властям Базеля. Давид Йорис был посмертно признан виновным в ереси, а его тело эксгумировано и сожжено 13 мая 1559 года. Портрет Йориса работы голландского художника Яна ван Скореля теперь выставлен в Oeffentliche Kunstsammlung в Базеле.

Меннонитская энциклопедия делит религиозную карьеру Джориса на «четыре перекрывающиеся фазы: сакраментарийский (1524–1530); мельхиоритский сочувствующий (1531–1534), лидер анабаптистов (1534 - ок. 1543); и спиритуалист (ок. 1540 г.) –1556) ". В дополнение к своему спиритуализму, Йорис разработал никодемитовые практики с 1534 года.

Работы

Его труды, все на голландском, непрерывно текли. поток с 1524 г. (хотя до 1529 г. не сохранилось ни одного), и их было более 200 человек. Его magnum opus был «T Wonder Boeck» (n.d. 1542, разделен на две части; 1551, красиво перепечатан, разделен на четыре части; оба издания анонимны). Его главная претензия на признание - это использование в последней части фразы Restitutio Christi, которая, по-видимому, намекала на Servetus его титул Christianismi Restitutio (1553). В первом издании фигура «нового человека» подписана авторской монограммой и, вероятно, нарисована как его собственное подобие; он вполне соответствует предполагаемому портрету, выгравированному в 1607 году, воспроизведенному в приложении к «Пансебейе» Александра Росс (1655) и идеализированному П. Буркхардтом в 1900 году. Другая работа, Verklaringe der Scheppenissen (1553) мистически трактует Книгу Бытия, любимую тему Бёме, Сведенборг и других.

Ссылки
  1. ^ Один или несколько предыдущие предложения включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Джорис, Дэвид ». Британская энциклопедия. 15(11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 512–513.
  2. ^Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543 гг.
  3. ^Стюарт Кларк Мыслить демонами: идея колдовства в Европе раннего Нового времени, 1999 г. Page 543
  4. ^Гэри К. Уэйт, «Человек - это Дьявол самому себе »: Дэвид Джорис и рост скептической традиции по отношению к дьяволу в Нидерландах раннего Нового времени
  5. ^Уэйт, Гэри К. (1990). «От анабаптиста до никодемита, 1534–1539». Дэвид Йорис и голландское анабаптизм, 1524–1543 гг. Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press.
Дополнительная литература
  • Анабаптистские сочинения Дэвида Джориса, 1535–1543, «Классика радикальной Реформации, том 7», под редакцией Гэри К. Уэйта, Скоттсдейл, Пенсильвания : Herald Press 1993; ISBN 0-8361-3113-4
  • Стать анабаптистом: происхождение и значение анабаптизма шестнадцатого века, Дж. Денни Уивер, Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press 1987 ISBN 0-8361-3434-6
  • Дэвид Джорис и голландский анабаптизм, 1524–1543, Гэри К. Уэйт, Ватерлоо, Онтарио: Wilfrid Laurier University Press 1990
Внешние ссылки
  • Дэвид Джорис в Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online
  • [1] Немецкая письменная биография Дэвида Джориса на altbasel.ch

Последняя правка сделана 2021-05-17 03:13:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте