Дэвид Хартли (философ)

редактировать

Дэвид Хартли. FRS
Портрет Д. Хартли, Уэллком XVII в. L0002618.jpg Гравюра Уильяма Блейка в издании 1791 г. Наблюдения Хартли о человеке
РодилсяКрестился 21 июня 1705 года. Галифакс, Англия
Умер28 августа 1757 года (1757-08-29) (52 года). Бат, Англия
Alma materКолледж Иисуса, Кембридж
ЭраФилософия XVIII века
РегионЗападная философия
Школа
Основные интересы
Известные идеи
Влияния
Под влиянием
Подпись
Дэвид Хартли signature.svg

Дэвид Хартли FRS (; крестился 21 июня 1705 г. по старому стилю ; умер 28 августа 1757 г.) английский фи лозофер и основатель ассоциативной школы психологии .

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и семейная история
  • 2 Образование и профессиональная карьера
  • 3 Наблюдения за человеком: «Новая и наиболее обширная наука»
  • 4 теории Хартли
    • 4.1 Доктрина вибраций
    • 4.2 Доктрина ассоциаций
    • 4.3 Свободная воля
  • 5 Список основных работ
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и семейная история

Дэвид Хартли родился в 1705 году в окрестностях Галифакса, Йоркшир. Его мать умерла через три месяца после его рождения. Его отец, англиканский священник, умер, когда Дэвиду было пятнадцать лет. Хартли получил образование в гимназии Брэдфорда и в 1722 году был принят как Сизар в колледж Иисуса в Кембридже. Он получил степень бакалавра в 1726 году и магистра в 1729 году. В апреле 1730 года он стал первым мирянином, получившим степень магистра в гимназии Магнуса (Академия Англиканской церкви Магнуса ), Ньюарк, и именно там он начал заниматься медициной. 21 апреля 1730 года Хартли женился на Алисе Роули (1705–1731). Пара переехала в Бери-Сент-Эдмундс, и Алиса умерла там, родив их сына Дэвида Хартли (Младшего) (1731–1813). Находясь в Бери, Хартли познакомился со своей второй женой, Элизабет Пакер (1713–1778), пятым ребенком и единственной дочерью Роберта Пакера (умер в 1731 г.) и Мэри Винчкомб, богатой и влиятельной семьи с поместьями в Глостершире., Оксфордшир и Беркшир, включая Замок Доннингтона, Шеллингфорд и Баклбери, Беркс. (Мэри Уинчкомб была дочерью сэра Генри Винчкомба, Барта, и сестрой Фрэнсис, женой Генри Сент-Джона, 1-го виконта Болингброка.) Несмотря на сопротивление семьи Элизабет, Дэвид и Элизабет поженились 25 Август 1735 года, после того, как она согласилась на строгий набор ограничений, по которым Елизавета получила 5000 фунтов стерлингов после замужества и не попала в руки ее мужа. Их первый ребенок, Мэри (1736–1803), родился одиннадцатью месяцами позже. В 1736 году семья переехала в Лондон, а затем в 1742 году в Бат, Сомерсет. Когда последний выживший старший брат Элизабет умер без детей в 1746 году, их сын Винчкомб Генри (1740–94) унаследовал семейные поместья, сделав семью (но не самого Хартли) обладателями значительного состояния. Хартли умер в Бате 28 августа 1757 года. Он был похоронен в церкви Св. Иоанна Крестителя, Олд Содбери, Глос.

Образование и профессиональная карьера

В Кембридже Хартли учился у Николаса Сондерсона, который, хотя и был слеп с младенчества, стал четвертым профессором математики Люкаса. Позднее Хартли сыграл важную роль в увеличении подписки на посмертную публикацию «Элементов алгебры» Сондерсона (1740 г.). По окончании учебы Хартли отказался подписать тридцать девять статей, требование для рукоположения в англиканской церкви. Хотя одним из спорных вопросов могла быть доктрина Троицы, основным отклонением Хартли от ортодоксального учения была его приверженность всеобщему примирению. В письме своему другу Джозефу Листеру в 1736 году Хартли заявил, что он верит, что «Всеобщее счастье является фундаментальной доктриной как разума, так и Писания», добавив, что «нет ничего более несовместимого с Разумом, чем вечное наказание, ничто так не противоречит всем намекам. Бог дал нам в своих делах. Вы читали Sr. Is. Commt. на Данл. и Апокалипсис? »Для Хартли на вратах ада не может быть замков.

В том же письме Листеру Хартли пишет, что« Человек, который пренебрегает собой, который полностью отказывается от личных интересов и предан его подвиги на служение человечеству, или, говоря в этой красивой и выразительной фразе Священного Писания, кто любит своего ближнего, как самого себя, обязательно встретит личное счастье ». Эта убежденность стала руководящим принципом в жизни Хартли, и это побудило его посвятить себя различным благотворительным проектам. К ним относятся публикация «Элементов алгебры» Сондерсона и продвижение системы стенографии его друга Джона Байрома (система, которая, по мнению Хартли, могла быть «универсальным персонажем», и шагом к созданию философский язык ). Более того, вскоре после обращения к медицине Хартли стал сторонником вакцинации против натуральной оспы.

Изменения наделяют личным иммунитетом, и в случае широкого распространения будут «служить человечеству», способствуя коллективному иммунитету. Однако преднамеренное заражение вирусом оспы могло привести к обезображиванию или смерти. (Королева Каролина, жена Георга II, была адвокатом и имела троих из своих детей вариолизованной, но Джонатан Эдвардс умер от этого в 1758 году). тогда могло показаться, что добро противоречит частным интересам. В своей первой публикации «Некоторые причины, по которым практика вакцинации должна быть введена в город Бери в настоящее время» (1733 г.), Хартли разработал статистический аргумент, показывающий, что конфликт является лишь очевидным, что прививка способствует как общественному благу, так и личный интерес человека.

Ко времени своего переезда в Лондон в 1736 году Хартли был известен другими сторонниками вариоляции, такими как Ханс Слоан и Джеймс Юрин, президент Королевское общество. Он также пользовался поддержкой влиятельных семей вигов в Саффолке, в частности, Чарльза Тауншенда, 2-го виконта Тауншенда («Репка» Таунсенд). Дочь Хартли Мэри написала, что «старый лорд Таунсенд (тогдашний государственный секретарь) относился к нему с такой же добротой, как он был дополнительным сыном, а ко всем сыновьям и дочерям - как к дополнительному брату». Он был принят в Королевское общество, а также стал врачом Томаса Пелхам-Холлеса, 1-го герцога Ньюкасла, и его жены. В 1736 году он предложил «рекомендовать» Джона Байрома Георгу II.

К 1740 году Хартли был известен каждому лондонскому врачу и другим медикам по всей Европе. Он бросился в спорную попытку согласовать частные интересы и общественное благо. У Хартли появились симптомы «камня» (камень в мочевом пузыре ) в начале 1736 года. Камень в мочевом пузыре, иногда величиной с яйцо, мог действовать как шаровой кран на бачке унитаза, вызывая невозможность помочиться, мучительная боль, а иногда и смерть. (Бенджамин Франклин, страдающий, иногда приходилось вставать на голову, чтобы облегчить себя.) Лечение хирургическим удалением (литотомия) было процедурой, которую многие не смогли выжить.

Хартли думал, что миссис Джоанна Стивенс разработала литонтриптик, пероральное лекарство, которое растворяет камень на месте. Он опубликовал «Десять случаев, когда люди принимали лекарства миссис Стивенс за камень» (1738), в которых содержится беспощадный отчет о его собственных мучениях. Чтобы сделать патентованное лекарство свободно доступным для общественности, Хартли убедил Парламент заплатить Стивенсу 5000 фунтов за ее «секрет».

Имея рецепт Стивенса в руках, Хартли приступил к работе с Стивеном Хейлзом вместе с двумя коллегами из Франции, чтобы определить местонахождение химически активных ингредиентов лекарства. Это была гашеная известь (гидроксид кальция) и мыло Alicant (преимущественно олеат калия, как и другие мыла, щелочная соль жирной кислоты). Хейлз показал, что некоторые камни мочевого пузыря быстро растворяются в кипяченом мыльном щелоке (едкий калий, гидроксид калия). Итак, что было необходимо, так это безопасный для приема внутрь препарат, который делал бы мочу человека щелочной; Они пришли к выводу, что именно это и произошло с комбинацией гашеной извести и мыла. В 1739 году Хейлз получил медаль Копли за свою работу, а в следующем году Хартли опубликовал свои результаты в латинском сборнике De Lithontriptico в Базеле и Лейдене. последний в то время был домом для передовой медицинской школы в Европе.

В 1742 году Хартли и его семья переехали в Бат, Сомерсет. Он продолжал заниматься медициной и посвятил себя написанию своей основной работы «Наблюдения за человеком, его телом, его долгом и ожиданиями», опубликованной в 1749 г. Сэмюэлем Ричардсоном.

. Он был вегетарианцем.

Наблюдения над человеком: «Новая и наиболее обширная наука»

Титульный лист первого издания «Наблюдений»

В 18 веке «Наблюдения» появляются в названиях научных работ - сравните Бенджамин Эксперименты и наблюдения Франклина над электричеством (1751 г.) и Джозефа Пристли Эксперименты и наблюдения различных видов воздуха (1774 г.). Пристли, сторонник Хартли, заявил бы, что работа Хартли «содержит новую и наиболее обширную науку. … [Т] изучение этого будет похоже на вступление в новый мир. … »Наука - это наука о« человеке », а« новый мир »- это мир, воплощенный в самой человеческой« раме ».

В результате, с одной стороны, получился «огромный стог сена в виде книги». Как и следовало ожидать от врача с пытливым умом и активной медицинской практикой, Хартли обобщает широкий спектр наблюдений - и это лишь некоторые из них, касающиеся фантомных конечностей, синдрома саванта, а также опыта и умственного развития слепых и глухих ( OM 1, реквизиты 34, 69, 78, 80 и 93).

С другой стороны, так же, как закон всемирного тяготения объединяет небесную и земную механику, Хартли предложил единый «закон» - «ассоциация» - для объяснения любых без исключения наблюдений за «человеком». Многие наблюдения Хартли призваны служить иллюстрацией закона.

Более того, «ассоциация» имеет объяснительную силу. Например, в разделе «Привязанности, которыми мы радуемся страданиям других» (OM 1.1.4.97–98), Хартли представляет подробный анализ процесса, в результате которого подвергшийся насилию ребенок, подвергшийся издевательствам, становится жестоким и запугивающим взрослым. Он прослеживает, как автоматический жест ребенка по поднятию руки, чтобы отразить удар, превращается в результате серии ассоциативных замен в кулак, который взрослый поднимает, чтобы ударить ребенка. Первоначальный защитный жест становится общей агрессивной позой и, таким образом, источником оскорбительных слов и угрожающих действий, которыми взрослый «постоянно множит... случаи гнева и его выражения».

Тем не менее, Хартли считал, что никому не суждено быть навсегда запертым в таком аду. Скорее, он был религиозным провидцем, и его фундаментальное убеждение поразительно оптимистично: эта ассоциация «имеет тенденцию понижать состояние тех, кто вкусил от дерева познания добра и зла, снова до райского состояния» ( РМ 1.1.2.14, Кор.9). С этой точки зрения «Наблюдения за человеком» Хартли - это психологический эпос, рассказ о «возвращенном рае», но эпос, в конечном счете описывающий жизнь каждого человека.

Теории Хартли

Основные положения теории Хартли заключаются в следующем. Подобно Джону Локку, он утверждал, что до ощущения человеческий разум - это чистый лист. В результате роста простых ощущений возникают те состояния сознания, которые кажутся наиболее далекими от ощущений. И единственный закон роста, который учитывал Хартли, - это закон примыкания, синхронного и последовательного. С помощью этого закона он стремился объяснить не только феномены памяти, которые другие аналогичным образом объясняли до него, но также явления эмоций, рассуждений, а также произвольных и непроизвольных действий (см. Ассоциация идей ). Другом, соратником и одним из его главных защитников был Джозеф Пристли (1733–1804), открывший кислород. Пристли был одним из выдающихся ученых своего времени.

Доктрина вибраций

Физическая теория Хартли породила современное исследование тесной связи физиологических и психических фактов. Он полагал, что ощущение является результатом вибрации мельчайших частиц мозгового вещества нервной ткани, для объяснения которой он постулировал с помощью Ньютона тонкую эластичность эфир, редко встречается в пустотах твердых тел и в их непосредственной близости и более плотный по мере удаления от них. Удовольствие - это результат умеренных вибраций, боль вибраций настолько сильных, что нарушает целостность нервов. Эти вибрации оставляют в мозгу тенденцию к более слабым вибрациям или подобным «вибрациям», которые соответствуют «идеям ощущений». Этим объясняется память.

Доктрина ассоциаций

Ход воспоминаний и мыслей в целом, когда они не зависят непосредственно от внешних ощущений, объясняется идеей, что всегда есть вибрации в мозг из-за его тепла и пульсации артерий. Природа этих вибраций определяется прошлым опытом каждого человека и обстоятельствами момента, которые заставляют ту или иную тенденцию преобладать над остальными. Ощущения, которые часто ассоциируются вместе, становятся ассоциированными каждое с идеями, соответствующими другим; и идеи, соответствующие ассоциированным ощущениям, становятся связаны вместе, иногда настолько тесно, что они образуют то, что кажется новой простой идеей, не без тщательного анализа, который можно разделить на ее составные части.

Свобода воли

Начиная с подробного описания феноменов чувств, Хартли попытался показать, как с помощью вышеуказанных законов можно объяснить все эмоции, которые он анализирует со значительным мастерством. Фраза Локка «ассоциация идей» используется повсюду, причем «идея» включает в себя все психические состояния, кроме ощущений. Он категорически утверждает существование чистого бескорыстного чувства, заявляя, что оно является результатом эгоистичных чувств. Произвольное действие объясняется как результат прочной связи между движением и ощущением или «идеей», а с физической стороны - между «идеалом» и двигательной вибрацией. Таким образом, в полемике о свободе воли Хартли занял свое место как детерминист. Только с неохотой и когда его рассуждения были почти завершены, он пришел к выводу по этому поводу в соответствии со своей теорией.

Список основных работ

  • Conjecturae quaedam de sensu, motu, et al. idearum generatione, Приложение к «Литонтриптико» Джоанны Стивенс, изобретенное эпистолярной диссертацией Джоанны Стивенс (Бат, 1746); репр. в Сэмюэле Парре (ред.), Метафизических трактатах английских философов (1837); пер. Роберт Э.А. Палмер
  • Различные предположения о восприятии, движении и генерации идей, с введением и примечаниями Мартина Каллиха (Augustan Reprint Society, публикация № 77–8, Лос-Анджелес, 1959 г.
  • Наблюдения за человеком, его телом, его долгом и его ожиданиями. В двух частях (1749; 2-е изд., Пер. С немецкого, с очерком жизни и характера Дэвида Хартли, сделанным его сыном Дэвидом Хартли, 1791 г.; 1-е изд., Репр. С введением Теодора Л. Хугелет, Delmar, New York, 1976).
  • Молитвы и религиозные размышления (Bath, 1810; R. Cruthwell, 1814).

Дэвид Хартли также опубликовал множество медицинских работ.

Примечания

Ссылки

  • Аллен, Ричард К. (1999). Дэвид Хартли о человеческой природе. Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 0-7914-4233-0
  • Джеймс, Уильям, Принципы психологии (Нью-Йорк, 1890).
  • Руссо, Джордж С. ( 2004 г.). Нервные поступки: очерки по литературе, культуре и чувствительности. Бейзингстоук: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1-4039-3454-1 (Мягкая обложка) ISBN 1-4039-3453-3 ( Твердый переплет)
  • Walls, Joan. (1982). «Философия Дэвида Хартли и корневая метафора механизма: исследование по истории психологии», Journal of Mind and Behavior 3: 259–74.
  • Уолш, Ричард Т. Г. (2017). «Психология Просвещения Дэвида Хартли: от ассоциации к симпатии, теопатии и моральной чувствительности», Журнал теоретической и философской психологии, 37, вып. 1: 48–63. https://doi.org/10.1037/teo0000047.
  • Уэбб, Роберт К. (1998). «Перспективы Дэвида Хартли», Просвещение и инакомыслие 17: 17–47.
  • Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Хартли, Дэвид». Encyclopædia Britannica (11-е изд.). Cambridge University Press.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Дэвидом Хартли (1705-1757).
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные. Дэвидом Хартли
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Дэвидом Хартли (философ)
Последняя правка сделана 2021-05-17 03:06:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте