Дэйв Маккенна | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Родился | (1930-05 -30) 30 мая 1930 г.. Вунсокет, Род-Айленд, США |
Умер | 18 октября 2008 г. (2008-10-18) (78 лет). Вунсокет, Род-Айленд |
Жанры | Джаз, свинг |
Занятие(s) | Музыкант |
Инструменты | Фортепиано |
Годы деятельности | 1940–1990-е годы |
Этикетки | Эпический, Вифлеем, Внутренний город, Светотень, Конкорд |
Связанные действия | C oncord All-Stars |
Дэйв Маккенна (30 мая 1930 г. - 18 октября 2008 г.) был американским джазовым пианистом, известным прежде всего как пианист-солист и благодаря своим "трем" вручил "свинговый стиль". Он был важной фигурой в развитии джазового фортепиано.
В 15 лет Маккенна работал в биг-бэндах с Чарли Вентурой (1949) и Оркестром Вуди Германа (1950– '51). Затем он два года проработал в армии, прежде чем вернуться в Вентуру (1953–54). За свою карьеру он работал в свинге и диксиленде с Элом Коном, Эдди Кондоном, Стэном Гетцем, Джином Крупой, Зут Симс, Джо Венути, и часто с Бобом Уилбером и Бобби Хакеттом. МакКенна выпустил свой первый сольный альбом в 1955 году. В течение 1980-х он работал пианистом в отеле Copley Plaza в Бостоне.
Маккенна много записывал с 1958–2002, начиная с ABC-Paramount (1956), Epic (1958), Bethlehem (1960) и Realm (1963). Он сделал несколько записей для Chiaroscuro в 1970-х, в том числе свой альбом-камбэк Solo Piano. Он дебютировал с лейблом Concord Jazz в 1979 году, для которого он записал много альбомов как солист, так и участник группы. Он был показан в втором томе серии из 42 дисков Concord, записанных вживую в Maybeck Recital Hall. Его последняя запись An Intimate Evening with Dave McKenna была выпущена Arbors в 2002 году.
Музыкальный стиль Маккенны основывался на двух ключевых элементах, связанных с его выбором: мелодии и выбор набора, а также метод игры, который стал известен как «свинг с тремя руками».
Его исполнение обычно начиналось с свободного открытого произнесения мелодии; в балладах - свободно сыгранную, богато гармонизированную. Затем он часто повторял тему второй раз, постепенно привнося больше гармонии или более сильный пульс.
Его импровизация затем началась всерьез на трех одновременных уровнях: ходячая басовая линия, средние аккорды и импровизированная мелодия. Басовая линия, для которой Маккенна часто использовал редко используемые нижние области фортепиано, часто игралась не- легато, чтобы имитировать фразировку контрабасиста. Аккорды игрались большим и указательным пальцами правой руки или обеих рук вместе, если бас не был слишком низким, чтобы растяжка была невозможной. Иногда он также добавлял линию основного тона, состоящую из третей и седьмых, поверх баса, играемого большим пальцем левой руки. Оставшимися пальцами правой руки он затем сыграл мелодию, сплетая ее в импровизированные линии с красочным хроматизмом, блюзовыми фразами и мейнстрим-джазовыми идеями. В результате получилось звучание оркестра из трех человек под творческим контролем одного человека.
Маккенна часто использовал свою левую руку, чтобы имитировать звук ритм-джаз-гитариста, играя четырехтактовый «бренчание», состоящее из басовой ноты (корень / квинт / другой интервал), третий и седьмой. Этот паттерн часто имел форму интервалов в одну десятую, поэтому голоса часто «ломались» арпеджио, причем две верхние ноты игрались в доле, а басовая нота - немного раньше. Он часто тонко менял эти голоса каждые два удара для разнообразия.
Его "сломанный десятый" звук часто принимался за фортепьяно. Однако это был более современный четырехтактный стиль, в отличие от двухтактного ритма «уум-тьфу» (аля Фэтса Уоллера ). Маккенна также был вполне способен играть на фортепьяно в полный рост и иногда прерывался на припевы, особенно в песнях, связанных с традиционным джазом или на пике развития быстрых песен.
Характерной чертой, которая, пожалуй, больше всего отличает игру Маккенны, является его чувство времени. Одна из самых больших проблем соло-джазового фортепиано - необходимость обеспечить захватывающее ощущение времени, отчасти за счет имитации ритмического ландшафта, обычно создаваемого тремя или четырьмя музыкантами в небольшой группе. Задумав несколько «частей» и играя их с разными уровнями громкости и ощущениями времени (часто с аккордами правой руки впереди такта и мелодией за битом), Маккенна обладал уникальной способностью самостоятельно воспроизводить звук маленькая группа.
Маккенна любил создавать попурри вокруг общего слова или темы в названиях песен. Он часто сочетал баллады и быстрые песни со стандартами, поп-мелодиями, блюзом, телевизионными темами и народными песнями.