Дашаватара

редактировать
Десять главных воплощений Вишну, индуистского бога сохранения и жизни

индуистского бога Вишну окруженный своими Аватарами Дасаватар, Андхра-Прадеш, 19 век. Индия.

Дашаватара (; Санскрит : दशावतार, daśāvatāra) относится к десяти первичным (т.е. полным или завершенным) воплощениям (аватары ) Вишну, индуистского бога сохранения, имеющего ригведическое происхождение. Говорят, что Вишну спускается в форме аватара, чтобы восстановить космический порядок. Слово Дашаватара происходит от слова «даша», что означает «десять», и аватара (аватара), что примерно эквивалентно «воплощению».

Список включенных аватаров варьируется в зависимости от секты и региона, особенно в отношении включения Баларамы (брата Кришны ) или Гаутамы Будды. Хотя ни один список не может быть неоспоримым представлен как стандарт, «самый общепринятый список содержится в Пуранах и других текстах [...] Кришно, Будда.» Большинство берут из следующего набора фигур в таком порядке: Матся ; Курма ; Вараха ; Нарасимха ; Вамана ; Парашурама ; Рама ; Кришна или Баларама ; Будда или Кришна ; и Калки. В традициях, в которых не упоминается Кришна, он часто заменяет Вишну источником всех аватаров. В некоторых традициях упоминается региональное божество, такое как Витхоба или Джаганнатх в предпоследней позиции, заменяющее Кришну или Будду. Появились все аватары, кроме Калки, который появится в конце Кали-юги.

Порядок древней концепции дашаватаров был интерпретирован как отражение современной дарвиновской эволюции - это так. теория эволюции, рассказанная как история, написанная между 12-14 000 лет назад. Он описывает цикл человеческой эволюции, начинающийся в воде как рыба Матсья, затем переходящая в амфибийную фазу (наполовину суша и вода) как черепаха Курма, начиная с того момента, когда он прочно обосновался на суше как кабан Вараха, затем как Нарсимха - получеловек - полуживотное, за которым следует Банан, человек-гном, к Парашураме, эмоционально изменчивому человеку, затем к Раме, мирному человеку, затем Кришне, любящему человеку, за которым следует Будда, медитативный человек, которого, как говорят, сменил последнее воплощение Вишну или последняя стадия эволюции Калки, мистического человека. Таким образом, это также описание эволюции сознания.

.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Список аватаров
    • 2.1 Списки
    • 2.2 В пуранах
  • 3 Описание аватаров
  • 4 Историческое развитие
    • 4.1 Будда
    • 4.2 Кришна
  • 5 Толкование Джйотиши
  • 6 Эволюционная интерпретация
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Этимология

'Дашаватара' или «дашаватара» (दशावतार) означает «десять аватаров» или «десять воплощений»:

  • «Даш» или «Даша» (दश) означает «десять»
  • «Аватара» (अवतार) означает «воплощение»

Список аватаров

Согласно Свами Пармешварананду, хотя аватары Вишну бесчисленны и включают отшельников, Манус, сыновья Мануса, и другие Дэвы (боги), из-за проклятия риши по имени Бхригу, большинство являются лишь частичными (т.е. неполные) воплощения. Дашаватара - это список из десяти полных (то есть полных) воплощений.

Списки

Существуют различные версии списка аватаров Вишну, различающиеся в зависимости от региона и традиции. В некоторых списках Кришна упоминается как восьмой аватар, а Будда - как девятый, в то время как в других, таких как Ятиндраматадипика, краткое изложение доктрины Шриваишнава 17-го века, Баларама является восьмым аватаром, а Кришна девятым. Последней версии придерживаются некоторые вайшнавы, которые не принимают Будду как воплощение Вишну. Хотя ни один список не может быть неоспоримым представлен как стандарт, «самый общепринятый список содержится в Пуранах и других текстах [...] Кришно, Будда.»

Следующая таблица суммирует положение аватар внутри дашаватара в многие, но не все традиции:

ПозицияКришна, Будда. (общий список).Баларама, Кришна. (Вайшнавиты ).Баларама, Будда.Кришна, Витхоба.Баларама, Джаганнатха.Юга
1Матсья (рыба)Сат Юга
2Курма (черепаха, черепаха)
3Вараха (кабан, дикая свинья)
4Нарасимха (человек-лев)
5Вамана (карлик-бог)Трета Юга
6Парашурама (воин-брахман)
7Рама
8Кришна Баларама Баларама Кришна Баларама Двапара-юга,. Кали-юга в случае Будда
9Будда Кришна Будда Витоба Джаганнатха
10Калки (предсказал 10-й аватар, который завершит Кали-югу)Кали-юга

В Пуранах

Агни, Падма, Гаруда, Линга, Нарада, Сканда и Вараха Пураны упоминают общий (Кришна, Будда) список Дашаватары. В Гаруда Пуране есть два списка: один длинный список с Кришной и Буддой и список с Баларамой и Буддой, в котором Рама заменяется Ваманой. Шива-пурана имеет Балараму и Кришну. Список с Кришной и Буддой также можно найти в Гаруда Пурана Сароддхара, комментарии или «извлеченная сущность» Гаруда Пураны (т.е. не в самой Пуране, с которой, кажется, запутаться):

Рыба, Черепаха, Кабан, Человек-Лев, Гном, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, а также Калки : эти десять имен должны всегда должны медитировать мудрые. Те, кто читает их рядом с больными, называются родственниками.

— Гаруда Пурана Сароддхара Наванидхирама (перевод Э. Вуда и С.В. Субрахманьяма), Глава VIII, Стихи 10-11

Описание аватаров

с 1-го по 5-й Дашаватар на гопураме храма Удупи, Карнатака.
  • 1 - Матсья, рыба. Царь Вайвасвата Ману находит маленькую рыбку на ладони, совершая тарпана (подношение воды). Ману держит рыбу, которая продолжает расти, в конце концов выпуская ее в океан, понимая, что это Вишну. Вишну сообщает Ману о приближающемся разрушении мира посредством пожаров и наводнений и приказывает Ману собрать «всех существ мира» и сохранить их на лодке, построенной богами. Когда наводнение (Пралайя ) приходит, Вишну появляется как большая рыба с рогом, к которому Ману привязывает лодку, что ведет их в безопасное место.
  • 2 - Курма, гигантская черепаха. Когда дэвы и асуры взбивали Океан молока, чтобы получить Амриту, нектар бессмертия, гору Мандару они пахтанья начала тонуть, и Вишну принял форму черепахи, чтобы выдержать вес горы.
  • 3 - Вараха, кабан. Он появился, чтобы победить Хираньякшу, демона, захватившего Землю, или Притхви, и унес ее на дно того, что описывается как космический океан (во многом как в теории эфира) в рассказе. Считается, что битва между Варахой и Хираньякшей длилась тысячу лет, и первый в конце концов победил. Вараха вытащил Землю из океана между своими бивнями и вернул ее на свое место во вселенной.
  • 4 - Нарасимха, получеловек / полу- лев. Джая и его брат Виджая прокляты мудрецом Санака, когда они мешают ему увидеть Вишну, и трижды переродятся в виде демонов (асура ), чтобы их убил Вишну. В своем первом демоническом рождении они становятся Хираньякшей и Хираньякашипу. Хираньякашипу преследовал всех за их религиозные убеждения, включая своего сына, который был последователем Вишну. он находился под защитой Брахмы и никоим образом не мог быть убит. Вишну спустился как антропоморфное воплощение с телом человека, головой и когтями льва. Он выпотрошил Хираньякашипу и положил конец преследованию людей, включая его преданного Прахлада.
  • 5 - Вамана, карлика. Четвертый потомок Вишну, Бали, с преданностью и аскезой смог победить Индру, бога небосвода. Это унизило другие божества и распространило свою власть над тремя мирами. Боги обратились к Вишну за защитой, и он спустился мальчиком Вамана. Во время ягьи (यज्ञ) царя, Вамана подошел к нему, и Бали пообещал ему все, что он попросит. Вамана попросил три шага земли. Бали согласился, и карлик изменил свой размер на гигантскую форму Тривикрамы. Первым шагом он покрыл земное царство, вторым он покрыл небесное царство, тем самым символически закрыв обитель всех живых существ. Затем он сделал третий шаг в преисподнюю. Бали понял, что Вамана был воплощением Вишну. В знак уважения царь предложил свою голову как третье место, на котором Вамана поставил ногу. Аватар сделал это и таким образом даровал Бали бессмертие и сделал его правителем Патхалы, преисподней. Эта легенда появляется в гимне 1.154 Ригведы и других ведических, а также пуранических текстах.
  • 6 - Парашурама, воин с топор. Он сын Джамадагни и Ренука и был дарован в качестве блага, топора после аскезы Шиве. Он первый брахман-кшатрий в индуизме, или воин-мудрец, который должен был следовать Дхарме обоих, брамин, а также кшатрий. Однажды, когда царь Картавирья Арджуна и его охотничий отряд остановились в ашраме Джамадагни, отца Парашурамы, мудрец смог накормить их всех с помощью божественной коровы Камадхену. Царь потребовал корову, но Джамадагни отказался. В ярости царь взял его силой и разрушил ашрам. Затем Парашурама убил царя в его дворце и уничтожил его армию. В отместку сыновья Картавирьи убили Джамадагни. Парашурама дал обет убить каждого кшатрия на земле двадцать один раз и залил их кровью пять озер. В конце концов, его дед, Риши Ручика, появился перед ним и заставил его остановиться. Он чирандживи (бессмертный), и считается, что он сегодня жив в епитимии в Махендрагири. Ему также приписывают создание прибрежной полосы Карнатака и Керала, метание его могущественного топора согласно индуистской мифологии. Место, где топор упал в море, вытеснило воду, и образовавшаяся земля стала известна как побережье Карнатаки и всей Кералы.
Ананташаяна Вишну с Лакшми, его десятью аватарами. над ним (аннотировано), 6-8 века Бадами, Карнатака
  • 7 - Рама, принц и король Айодхьи. Он является аватаром, которому обычно поклоняются в индуизме, и считается идеальной моделью обычного принца без суперсил, несмотря на то, что он воплощение. Его история изложена в одном из наиболее читаемых священных писаний индуизма, Рамаяне. Находясь в изгнании из своего собственного королевства со своим братом Лакшманом и Богом Хануманом, его жена Сита была похищена королем демонов Ланки, Равана. Он отправился на Ланку, убил короля демонов и спас Ситу. Рама и Сита вернулись домой и были коронованы. День возвращения принца Рамы в королевство Айодхья отмечается в форме праздника Дивали по всей Индии.
  • 8 - Кришна (иногда в 9 или «0») или Баларама :
  • 8 - Кришна был восьмым сыном Деваки и Васудевы и приемным сыном Яшоды и Нанда. В индуизме ему часто поклоняются, он является героем различных легенд, в частности, Канса-вадха и Махабхарата, и олицетворяет несколько качеств, таких как любовь, долг, сострадание и игривость. День рождения Кришны каждый год празднуется индуистами в день Кришна-джанмаштами в соответствии с лунно-солнечным индуистским календарем, который приходится на конец августа или начало сентября по григорианскому календарю. Кришну обычно изображают с флейтой в руке. Кришна также является центральным персонажем в Махабхарате, Бхагавата Пуране и Бхагавад Гите.
  • [8] - Баларама, старший брат Кришны, обычно считается аватар Шеши продолжение Ананты, формы Господа Вишну. Баларама включен как восьмой аватар Вишну в списки Шри Вайшнавов, где Будда опущен, а Кришна появляется как девятый аватар в этом списке. Он особенно включен в списки, где Кришна удален и становится источником всего.
  • 9 - Гаутама Будда, основатель буддизма, обычно включается в аватар Вишну в индуизме. Иногда Будда изображается в индуистских писаниях как проповедник, который вводит в заблуждение и уводит демонов и еретиков с пути ведических писаний, но другая точка зрения восхваляет его как сострадательного учителя, проповедовавшего путь ахимсы (ненасилие).
  • [9] - Кришна; обычно на 8, иногда на «0»
  • [9] - В Махараштре и Гоа изображение Витоба заменяет Будду в качестве девятый аватар Вишну в некоторых храмовых скульптурах и индуистских астрологических альманахах.
  • [9] - В некоторых литературных произведениях Одиа из Odisha, Джаганнатха рассматривается как Девятый аватар, путем замены Будды.
  • 10 - Калки описывается как последнее воплощение Вишну, который появляется в конце каждой Кали-юги. Он будет на белом коне, и его меч будет обнажен, сияя, как комета. Он появляется, когда преобладают только хаос, зло и преследования, дхарма исчезла, и он завершает кали-югу, чтобы перезапустить Сатья-югу и еще один цикл существования.

Историческое развитие

Надпись Вишну Дашаватары

Матсьях Курмо Варахас-ча Нарасимхас -ча Вамана. Рамо Рамас-ча Рамас-ча Будда Калки -ча те даса.. Рыба, Черепаха, Кабан, Человек - лев, гном,. Парашурама, Дасаратхи Рама, Баларама, Будда и Калки - твой десять.

- Вход в святилище, пещера Адивараха (7 век), Махабалипурам ;. раннее эпиграфика, связанная с аватаром

Будда

Будда был включен в качестве одного из аватаров Вишну в Бхагаватизм Гуптой. период между 330 и 550 гг. н. э. Мифологии Будды в традиции Тхеравады и Вишну в индуизме имеют ряд структурных и существенных сходств. Например, индолог Джон Холт утверждает, что в космогонии и космологии Тхеравады говорится, что Будда преодолел 6 800 000 йоджан за три шага, включая землю в небо, а затем поставил правую ногу над Югандхарой ​​- легенда, аналогичная легенде об аватаре Вамана в индуизме. Точно так же Будда утверждается в мифологии Тхеравады, что родился, когда дхарма находится в упадке, чтобы сохранить и поддержать дхарму. Эти сходства, возможно, способствовали ассимиляции Будды как аватара Вишну.

Принятие Будды в качестве аватара в Бхагаватизме было катализирующим фактором в буддизме. ассимиляция в мифическую иерархию вайшнавизма. К 8 веку н.э. Будда был включен как аватар Вишну в несколько пуран. Эта ассимиляция свидетельствует об амбивалентности индуизма по отношению к Будде и буддизму, а также существует традиция, согласно которой было два Будды. Согласно этой традиции, первым был девятый аватар Вишну, а вторым - исторический Будда. Напротив, Вишну также был ассимилирован в сингальскую буддийскую культуру, и буддизм Махаяны иногда называют буддийским бхагаватизмом. К этому периоду концепция Дашаватары была полностью развита.

Дверь храма, изображающая Дашаватар с Витхобой, в храме Шри Баладжи, Гоа. Из крайнего левого верхнего угла по часовой стрелке: Матсья, Нарасимха, Парашурама, Рама, Кришна, Калки, Вамана, Витхоба, Вараха и Курма.

Кришна

Джаядева, в его Пралайя Пайодхи Джале из Гиты Говинды, включает Балараму и Будду, где Кришна приравнивается к Вишну и источнику всех аватаров.

В традициях, которые подчеркивают Бхагавата Пурану, Кришна является изначальной Верховной Личностью Божество, из которого исходит все остальное. Гаудия-вайшнавы поклоняются Кришне как Сваям Бхагавану, или источнику воплощений. Валлабха-сампрадайа и Нимбарка-сампрадая (философские школы) идут еще дальше, поклоняясь Кришне не только как источнику других воплощений, но и самому Вишну, описанному в Бхагавата-пуране.. Маханубхавы, также известные как Джай Кишани Пантх, считают Господа Кришну верховным Богом и не рассматривают список Дашаватары, в то время как рассматривают другой список Панчаватары (5 аватаров).

В списке упоминаются 39 аватаров. Панчаратра включая таких, как Гаруда. Однако, несмотря на эти списки, общепринятое число десяти аватаров Вишну было зафиксировано задолго до 10 века нашей эры.

Толкование джйотиша

Термин «Джйотиша » относится к индуистской или ведической астрологии, одной из шести веданг или вспомогательных дисциплин, связанных с Ведами. Брихат Парашара Хора Шастра упоминает Дашаватару следующим образом:

Из Бога Солнца Воплощение Рамы, из Луны из Кришны, с Марса - Нарасимхи, с Меркурия - Будды, с Юпитера - Ваманы, с Венеры - Парашурамы, с Сатурна - Куорма (Черепаха), с Раху - Вараха [Кабан], а с Кету - [Матся ] (рыба) произошла. Все другие воплощения, которые они осуществляют, через Грахов. Существа с большим количеством Параматмамсы [т.е. Рама, Кришна, Нарасимха и Вараха] называются божественными существами ».

— Брихат Парашара Хора Шастра, Перевод Р. Сантанама (1984), Глава 2, стихи 5-7

Примечательно, что согласно Брихат Парашара Хора Шастра - важная Смрити Шастра или сборник Индийской астрологии для предсказания (т. Е. Гадания) - хотя все десять Дашаватар имеют соответствующие астрологические символы, только четыре считаются божественными существами (т.е. Рама, Кришна, Нарасимха и Вараха).

Солнце - душа всех. Луна - это разум. Марс - это сила. Меркурий дает речь, а Юпитер дает знание и счастье. Венера управляет семенем (потенцией), в то время как Сатурн обозначает горе... Королевским статусом являются Солнце и Луна, в то время как Марс является главой армии. Принц в Меркурии. Планеты-министры - Юпитер и Венера. Сатурн слуга. Раху и Кету образуют планетарную армию.

— Брихат Парашара Хора Шастра, Перевод Р. Сантанама (1984), Глава 3, стихи 12-15

Эволюционная интерпретация

Дасаватар, XIX век

Некоторые современные интерпретаторы интерпретируют десять основных аватаров Вишну как восходящие упорядочивайте от простых форм жизни к более сложным формам жизни и рассматривайте Дашаватаров как отражение или предзнаменование современной теории эволюции. Такое толкование впервые было предложено Гаудия-вайшнавом святым Бхактивинодой Тхакуром в его книге 1873 года Датта-каустубха и снова в его книге 1880 года «Кришна-самхита». Теософ Елена Блаватская также повторила это в своем опусе 1877 года Разоблаченная Изида. Бхактивинода Тхакур предложил следующее упорядочение Дашаватар:

  • Матсья - рыба (палеозойская эра)
  • Курма - амфибия (мезозойская эра)
  • Вараха - кабан (кайнозойская эра)
  • Нарасимха - человек-лев, последнее животное и получеловеческий аватар (кайнозойская эра)
  • Вамана - растущий карлик и первый шаг к человеческой форме
  • Парашурама - герой, но несовершенная человеческая форма
  • Рама - другой герой, физически совершенный, дружит с говорящим ванара божеством Хануман
  • Кришна - сын Деваки
  • Будда - основатель буддизма
  • Калки - еще не свершившийся и спаситель, и похожий на христианское пришествие, которое, по мнению мадам Блаватской, христиане «несомненно скопировали с индусов»

Блаватская считала, что аватар имеет отношение к Индуистские тексты были аллегорическим представлением дарвиновской эволюции. Некоторые востоковеды и индусы-реформисты в Индии подхватили эту идею, чтобы рационализировать индуизм как совместимый с современной наукой. Кешуб Чандра Сен заявил в 1882 году,

Пураны говорят о различных проявлениях или воплощениях Божества в разные эпохи мировой истории. Вот! Индуистский Аватар поднимается с низшей ступени жизни через рыбу, черепаху и свинью до совершенства человечества. Индийский аватаризм действительно является грубым представлением восходящей шкалы Божественного творения. Такова и современная теория эволюции.

Точно так же Ауробиндо рассматривал «аватарный эволюционизм» как «притчу эволюции», которая не поддерживает эволюционизм, но намекает на «трансформирующие фазы духовного прогресса». По словам Нанды, концепция Дашаватары привела к тому, что некоторые индусы стали утверждать, что их религия более открыта для научных теорий, и что они не выступали против ученых и не преследовали их, как это делают христианство и ислам. Но, добавляет Нанда, в индуизме есть много космологических теорий, и даже вайшнавская теория с концепцией Дашаватары не учит явно эволюции видов, а скорее утверждает бесконечные циклы креационизма.

Концепция Дашаватары привлекла внимание других ученых. Монье Монье-Вильямс писал: «Действительно, индуисты были... дарвинистами за столетия до рождения Дарвина, а эволюционисты за столетия до того, как учение об эволюции было принято Хаксли нашего времени, и прежде, чем любое слово подобная эволюции существовала на любом языке мира ". Дж. Б.С. Холдейн предположил, что Дашаватара дал «приблизительное представление» об эволюции позвоночных: рыба, черепаха, кабан, человек-лев, карлик, а затем четыре человека (Калки еще не родился). Набинчандра Сен объясняет Дашаватару эволюцией Дарвина в своем Райватаке. К. Д. Дешмук также отметил «поразительное» сходство между теорией Дарвина и Дашаватарой.

Некоторые вайшнавские индуисты отвергают эту концепцию «аватарного эволюционизма». Например, Пракашананд утверждает, что этот апологетизм унижает божественный статус Рамы и Кришны, необоснованно ставит Раму ниже Кришны, как и Будды. Рама и Кришна в высшей степени божественны, каждое право и совершенное для обстоятельств, в которых они появились, утверждает Пракашананд.

Примечания

Примечания

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-17 14:00:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте