Дара Шико. دارا شُکوہ | |||||
---|---|---|---|---|---|
Шахзада из Империи Великих Моголов. Падшахзада-и-Бузург Мартаба | |||||
![]() | |||||
Родился | (1615- 03-20) 20 марта 1615. Аджмер, Раджпутана, Империя Великих Моголов | ||||
Умер | 30 августа 1659 г. (1659-08-30) (44 года). Дели, Империя Великих Моголов | ||||
Захоронение | Гробница Хумаюна | ||||
Супруга | Надира Бану Бегум | ||||
Выпуск | |||||
| |||||
Дом | Тимурид | ||||
Отец | Шах Джахан | ||||
Мать | Мумтаз Махал |
Дара Шико, также известный как Дара Шуко (хинди : दारा शिकोह, урду : دارا شِکوہ), (20 марта 1615 - 30 Август 1659 г.) был старшим сыном и наследником императора Великих Моголов Шаха Джахана. Дара получил титул Падшахзада-и-Бузург Мартаба («Принц высокого ранга») и был избран в качестве преемника своим отцом и его старшей сестрой, принцессой Джаханара Бегум. В войне за престолонаследие, которая последовала после болезни Шаха Джахана в 1657 году, Дара потерпел поражение от своего младшего брата принца Мухиуддина (позже императора Аурангзеба ). Он был казнен в 1659 году по приказу Аурангзеба в упорной борьбе за императорский трон
Дар был либерально настроенной неортодоксальными Мусульманская, в отличие от ортодоксального Аурангзеба. он является автором работы Слияние двух морей, в которой доказывается гармония суфийской философии в исламе и философии веданты в индуизме. Великий покровитель искусств, он был также больше склонен к философии и мистицизму, чем к военным занятиям. Ход истории Индийского субконтинента, если бы Дара Шико преобладал над Аурангзебом, был предметом некоторых догадок среди историков.
Мухаммад Дара Шико родился 11 марта 1615 года в Аджмере, Раджастхан. Он был первым сыном и третьим ребенком принца Шахаб-уд-дина Мухаммада Хуррама и его второй жены Мумтаз Махал. Князя назвал его отец. «Дара» на персидском означает обладатель богатства или звезды, в то время как вторая часть имени принца обычно пишется двумя способами: Шико (ужас) или Шуко (величие или величие). Таким образом, полное имя Дары можно перевести как «О ужасе Дария» или «О величии Дария» соответственно. Историк Эбба Кох предпочитает «Шуко».
У Дара Шико было тринадцать братьев и сестер, из которых шесть дожили до совершеннолетия: Джаханара Бегум, Шах Шуджа, Рошанара Бегум, Аурангзеб, Мурад Бахш и Гаухара Бегум. У него были близкие отношения со своей старшей сестрой Джаханарой. В рамках своего формального образования Дара изучал Коран, историю, персидскую поэзию и каллиграфию. Он был либерально настроенным неортодоксальным мусульманином, в отличие от своего отца и младшего брата Аурангзеба.
В октябре 1627 года дед Дары, император Джахангир умер, и его отец взошел на престол в январе 1628 года, взяв на себя власть. царственное имя 'Шах Джахан '. В 1633 году Дара был назначен Вали-ахадом (наследником) своего отца. Он, вместе со своей старшей сестрой Джаханарой, были любимыми детьми Шаха Джахана.
При жизни своей матери Мумтаз Махал Дара Шико был обручен со своей сводной кузиной, принцессой Надирой Бану Бегум, дочерью его дяди по отцовской линии Султан Парвез Мирза. Он женился на ней 1 февраля 1633 года в Агре ; посреди великих торжеств, пышности и величия. По общему мнению, Дара и Надира были преданы друг другу, а любовь Дары к Надире была настолько глубокой, что в отличие от обычной практики многоженства, распространенной в то время, он никогда не заключал никаких других браков. У императорской четы было семеро детей, двое сыновей, Сулайман Шико и Сипихр Шико, и дочь Джаханзеб Бану Бегум, которые выжили и сыграли важную роль в будущих событиях.
Великий покровитель искусств, Дара приказал собрать несколько изысканных иллюстраций в альбом, который теперь известен под названием «Альбом Дара Шихоха». Этот альбом Дара подарил своему «самому близкому другу» Надире в 1641 году. У Дары было по крайней мере две наложницы, Гул Сафех (также известная как Рана Дил) и Удайпури Махал (грузин или армянка рабыня). Позже Удайпури стал частью гарема Аурангзеб после поражения ее хозяина.
Как это было обычным для всех сыновей Великих Моголов, Дара Шико был назначен военачальником в раннем возрасте, получив титул Назначение командующим отрядом 12000 футов и 6000 всадников в октябре 1633 года. Он последовательно повышался в звании: 20 марта 1636 года он был повышен до командира 12000 футов и 7000 лошадей, 24 августа 1637 года - до 15000 футов и 9000 лошадей, а 24 августа 1637 года - до 10000 лошадей. 19 марта 1638 г., до 20 000 футов и 10 000 лошадей 24 января 1639 г. и до 15 000 лошадей 21 января 1642 г.
10 сентября 1642 г. Шах Джахан официально подтвердил Дара Шико своим наследником, предоставив ему титул Шахзада-э-Буланд Икбал («Принц большой удачи») и продвижение его к командованию 20 000-футовой и 20 000 лошадиной силы. В 1645 году он был назначен субахдаром (губернатором) Аллахабада. 18 апреля 1648 года он был назначен командиром 30 000 футов и 20 000 лошадей, а 3 июля был назначен губернатором провинции Гуджарат.
Когда здоровье его отца стало ухудшаться Дара Шико получил ряд все более выдающихся команд. Он был назначен губернатором Мултана и Кабула 16 августа 1652 года, а 15 февраля 1655 года был возведен в титул Шах-э-Буланд Икбал («Король богатой удачи»). 21 января 1656 г. он был назначен командиром 40 000 футов и 20 000 коней, а 16 сентября 1657 г. - командиром 50 000 футов и 40 000 коней.
6 сентября 1657 года болезнь императора Шаха Джахана вызвала отчаянную борьбу за власть среди четырех князей Великих Моголов, хотя реально только Дара Шикох и Аурангзеб имели шанс выйти победителями. Шах Шуджа был первым сделал свой ход, объявив себя Императором Великих Моголов в Бенгалии и двинулся к Агре с востока. Мурад Бакш вступил в союз с Аурангзебом.
В конце 1657 года Дара Шико был назначен губернатором провинции Бихар и командовал 60 000 пехотой и 40 000 кавалерией.. (примерно соответствует генералу )
Несмотря на сильную поддержку со стороны Шаха Джахана, который достаточно оправился от своей болезни, чтобы оставаться сильным фактором в борьбе за превосходство, и победу его армии, возглавляемой его старшим сыном Сулайманом Шико над Шахом Шуджей в битве при Бахадурпуре 14 февраля 1658 года Дара Шико потерпел поражение от Аурангзеба и Мурада во время битвы при Самугархе, в 13 км от Агры 30 мая 1658 года. Аурангзеб захватил форт Агра и сверг императора Шаха Джахана 8 июня 1658 года.
После После поражения Дара Шико отступил из Агры в Дели, а оттуда в Лахор. Его следующим пунктом назначения был Мултан и затем Татта (Синд ). Из Синда он пересек Ранн Каччх и достиг Катхиавара, где он встретил Шах Наваза Хана, губернатора провинции Гуджарат, который открыл казну для Дара Шико и помог ему набрать новую армию. Он занял Сурат и двинулся к Аджмеру. Потерпев неудачу в своих надеждах убедить непостоянного, но могущественного феодала раджпутов, махараджу Джасванта Сингха из Марвара, поддержать его дело, Дара Шико решил выступить и сразиться с безжалостными преследователями Аурангзеба, но снова был полностью разгромлен. битва при Деораи (близ Аджмера) 11 марта 1659 г. После этого поражения он бежал в Синд и искал убежища у Малика Дживана (Джунаид Хан Барозай), афганского вождя, жизнь которого не раз спасал князь Великих Моголов от гнев Шаха Джахана. Однако Джунаид предал Дара Шико и передал его (и его второго сына Сипихра Шико) армии Аурангзеба 10 июня 1659 года.
Дара Шико был доставлен в Дели, посажен на грязного слона и маршировал по улицам города. столица в цепях. Судьба Дара Шико была решена политической угрозой, которую он представлял как принц, популярный среди простых людей - собрание знати и духовенства, созванное Аурангзебом в ответ на предполагаемую опасность восстания в Дели, объявило его угрозой общественному миру и отступник от ислама. Он был убит четырьмя приспешниками Аурангзеба на глазах у его испуганного сына в ночь на 30 августа 1659 года (9 сентября по григорианскому календарю). После смерти останки Дара Шико были похоронены в неопознанной могиле в гробнице Хумаяна в Дели. 26 февраля 2020 года правительство Индии при помощи Археологической службы Индии решило найти место захоронения Дара Шико из 140 могил в 120 камерах внутри гробницы Хумаюна. Это считается сложной задачей, поскольку ни одна из могил не идентифицирована и не имеет надписей.
Никколао Мануччи, венецианский путешественник, работавший при дворе Великих Моголов, записал подробности смерти Дара Шико. По его словам, после поимки Дары Аурангзеб приказал своим людям поднести ему голову, и он тщательно ее осмотрел, чтобы убедиться, что это действительно Дара. Затем он трижды изувечил голову своим мечом. После этого он приказал положить голову в ящик и представить его больному отцу Шаху Джахану с четкими инструкциями, которые должны быть доставлены только тогда, когда старый король сядет обедать в своей тюрьме. Охранникам также было приказано сообщить Шаху Джахану, что «царь Аурангзеб, ваш сын, посылает эту тарелку, чтобы он (Шах Джахан) проследил, чтобы он не забыл его». Шах Джахан мгновенно обрадовался (не зная, что было в коробке) и произнес: «Благословен Бог, что мой сын все еще помнит меня». Открыв коробку, Шах Джахан пришел в ужас и потерял сознание.
Дара Шико широко известен как просвещенный образец гармоничного сосуществования неортодоксальных традиций на Индийском субконтиненте. Он был эрудированным поборником мистических религиозных спекуляций и поэтическим предсказателем синкретического культурного взаимодействия между людьми всех вероисповеданий. Это сделало его еретиком в глазах своего ортодоксального младшего брата и подозреваемым эксцентриком в глазах многих мирских посредников, роившихся вокруг трона Великих Моголов. Дара Шико был последователем армянина суфия - перенниалиста мистика Сармада Кашани, а также Лахора ' знаменитый Кадири Суфийский святой Миан Мир, с которым его познакомил мулла Шах Бадахши (духовный ученик и преемник Миан Мира). Миан Мир был настолько уважаем во всех общинах, что сикхи пригласили его заложить камень в фундамент Золотого Храма в Амритсаре.
Дара Шико впоследствии подружился с седьмым сикхским Гуру, Гуру Хар Рай. Дара Шико приложил много усилий для поиска общего мистического языка между исламом и индуизмом. С этой целью он завершил перевод пятидесяти Упанишад с их оригинального санскрита на персидский в 1657 году, чтобы их могли изучать мусульманские ученые. Его перевод часто называют Сирр-э-Акбар («Величайшая тайна»), где он смело заявляет во введении свою умозрительную гипотезу о том, что работа, упоминаемая в Коране как «Китаб» ал-макнун "или скрытая книга, есть не что иное, как Упанишады. Его самая известная работа Маджма-уль-Бахрейн («Слияние двух морей») также была посвящена раскрытию мистического и плюралистического сходства между суфиком и Ведантические предположения. Книга была написана как краткий трактат на персидском языке в 1654–1655 гг.
Библиотека, основанная Дара Шико, до сих пор существует на территории Университета Гуру Гобинд Сингха Индрапрастхи, Кашмирские ворота, Дели, и теперь после ремонта Археологическая служба Индии управляет как музей.
Он также был покровителем изящных искусств, музыки и танцев, что не одобрялось его младшим братом Мухиуддином, впоследствии императором Аурангзебом. «Дара Шико» - это коллекция картин и каллиграфии, собранная с 1630-х годов до его смерти. Он был подарен его жене Надире Бану в 1641–42 гг. И оставался с ней до ее смерти, после чего альбом был взят в королевскую библиотеку, а надписи, связывающие его с Дара Шико, были намеренно стерты; однако не все было испорчено, и многие каллиграфические шрифты и картины до сих пор несут его след. Среди существующих картин из альбома Дара Шико есть две лицевые страницы, составленные в начале 1630-х годов, незадолго до его женитьбы, на которых изображены два аскета в йогических позах, вероятно, предназначенные для пары йогов, Вайшнава и Шайвы. эти картины приписываются художнику Говардхану. Альбом также содержит множество изображений мусульманских аскетов и богословов, и эти изображения явно отражают интерес Дара Шико к религии и философии.
Дара Шико также приписывают заказ на создание нескольких изысканных, до сих пор сохранившихся образцов архитектуры Моголов - среди них могила его жены Надиры Бегум в Лахоре, Храм Миана Мира также в Лахоре, библиотека Дара Шико в Дели, мечеть Ахун Мулла Шаха в Сринагаре в Кашмире и садовый дворец Пари Махал (также в Сринагаре в Кашмире).
Падшахзада-и-Бузург Мартаба, Джалал уль-Кадир, Султан Мухаммад Дара Шико, Шах-и-Буланд Икбал
Предки Дара Шико | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
![]() | Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Дара Шико. |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Дара Шико |