Дантон | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Анджей Вайда |
Продюсер | Маргарет Менегос. Барбара Пек-Слезичка |
Автор | Жан-Клод Каррьер. сотрудничество с. Анджей Вайда. Агнешка Холланд. Болеслав Михалек. Яцек Гусиоровский |
В ролях | Жерар Депардье |
Музыка | Жана Продромидеса |
Кинематография | Игорь Лютер |
Отредактировал | Халина Пругар-Кетлинг |
Распространяется | Gaumont |
Дата выпуска | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 136 минут |
Страна | Франция. Польша. Западная Германия |
Язык | Французский |
кассовые сборы | 10,4 миллиона долларов |
Дантон (французское произношение: ) - 1983 год Французский фильм о последних неделях Жоржа Дантона, одного из лидеров французского преподобного. olution. Это экранизация пьесы 1929 года Дело Дантона по Станиславе Пшибышевской.
Звезды фильма Жерар Депардье в главной роли, с Войцехом Пшоняком как Максимилиан Робеспьер и Патрис Шеро как Камиль Десмулен. Режиссером фильма был польский режиссер Анджей Вайда, и он был международным совместным продуктом между компаниями из Франции, Польши и Западная Германия. Всех сторонников Дантона (за исключением Бурдона, который позже предал его) играют французские актеры, а союзников Робеспьера - поляки.
Не всегда строго исторический, фильм проводит постоянные параллели между царством террора во время Французской революции и ситуацией в современной Польше, в которой движение Солидарность было борется против гнета поддерживаемого Советским польского правительства. Фильм получил 1 392 779 просмотров во Франции.
Действие фильма начинается в Париже холодной весной 1794 года, когда в разгаре царство террора, когда въезжающие в город машины обыскиваются, а длинные очереди горожан ворчат под дождем, ожидая, чтобы купить дефицитный хлеб. Заболевший в своей квартире, Робеспьер видит на улице Дантона, только что вернувшегося из деревни и которого голодные и подавленные люди провозглашают своим героем.
Когда Херон, глава тайной полиции, звонит, Робеспьер дает ему указание разрушить типографию Десмулена, который публикует проспекты Дантона. Пока за Робеспьером ухаживает его парикмахер, входит его друг Сен-Жюст и убеждает его убить Дантона на гильотине. Он игнорирует его и идет на собрание Комитета общественной безопасности, эффективного правительства Франции, где другие члены также настаивают на устранении Дантона. Робеспьер сопротивляется, потому что Дантон так популярен среди простых людей и является его другом.
Перед тем днем заседания Национального собрания, законодательного собрания страны, генерал Вестерманн обсуждает с Дантоном переворот, направленный на свержение тирании Робеспьера и Комитета. Дантон не одобряет этого, хотя друзья предупреждают его, что Робеспьер планирует посадить его в тюрьму и что он должен ударить первым. Дантон уверен, что влияние его газеты Le Vieux Cordelier и поддержка людей обеспечат ему безопасность. Тем не менее, он просит своего сторонника Бурдона осудить Херона и его тайную полицию в Конвенте, что приводит к аресту Герона.
Той ночью Дантон приглашает Робеспьера на изысканный ужин в отдельной комнате ресторана, предварительно подкрепившись обильным вином. Робеспьер отказывается от еды и настаивает на серьезном разговоре. Он просит Дантона присоединиться к его делу и прекратить бороться с ним, потому что он не хочет, чтобы его заставили казнить Дантона. Дантон просто продолжает пить и отвергает все ухаживания Робеспьера. После того, как Робеспьер с отвращением уходит, на улице Дантон встречает группу вооруженных людей, которые, как оказалось, участвовали в подготовке Вестермана к перевороту. И снова Дантон отказывается присоединиться к их нелегальному предприятию.
Робеспьер, потерпев неудачу с Дантоном, затем идет в дом Десмулена, который в ярости из-за того, что его типография была разрушена, и отказывается разговаривать с ним. Робеспьер пытается убедить его, что Дантон его эксплуатирует, но его игнорируют. Жена Демулена умоляет Робеспьера остаться и вразумить ее мужа, потому что она хочет, чтобы он жил, но Робеспьер ничего не может добиться. Он идет в Комитет общественной безопасности и заказывает ордер на арест той ночью Дантона, Десмулена, Вестермана и нескольких их соратников. Хотя Дантон все еще может заручиться поддержкой, он не хочет вызывать большего кровопролития и соглашается с арестом, утверждая, что его ораторское искусство и любовь людей защитят его.
Утром на Национальном Собрании члены возмущены арестами, но Робеспьер просто оправдывает свои действия, заявляя, что Дантон является врагом Республики и должен предстать перед судом независимо от его популярности. Спасаясь от ареста, Бурдон спешно переходит на сторону Робеспьера. Когда судебный процесс открывается перед Революционным трибуналом, можно найти только семь присяжных, которые согласятся признать Дантона виновным, но он продолжается, несмотря на это. Дантон продолжает нарушать порядок, обращаясь к зрителям, а прокурор Фукье недоволен тем, что у него недостаточно оснований для вынесения приговора. Вернувшись в тюрьму той ночью, уверенность Дантона пошатнулась, когда другой заключенный сказал ему, как он очень рад услышать, что Дантон, первый президент Комитета и создатель Революционного трибунала, должен быть казнен.
На следующий день, посещая мастерскую художника Жака-Луи Давида, Фукье сообщает Робеспьеру, что постоянные перерывы Дантона превращают судебный процесс в фарс, который в любом случае недействителен. Робеспьер заставляет комитет издать постановление о том, что любой, кто выступает вне очереди, будет удален из суда. В считанные минуты все обвиняемые собраны и оглашен обвинительный приговор.
В день перед казнью Дантон подавлен не из-за своей смерти, а из-за того, что он чувствует, что подвел людей. Как только осужденные проходят сквозь безмолвную толпу к эшафоту и гильотинированы, давнее напряжение Робеспьера исчезает, и он впадает в шок. Благородные идеалы Революции в Декларации прав человека и гражданина, которую декламировал ему ребенок, вынужденный выучить ее наизусть, были фатально скомпрометированы.
Фильм спонсировался первым социалистическим правительством Франции на протяжении десятилетий в преддверии двухсотлетия революции 1989 года. Перед его выпуском был частный показ президенту республики Франсуа Миттерану, а министр культуры Джек Лэнг вспомнил морозная реакция. Они не ожидали такой циничной истории о силовой политике, показательных процессах и хладнокровных судебных убийствах, хотя все это было знакомо в Восточной Европе под советским контролем.