Бата Стойкович | |
---|---|
Бата Стојкович | |
Данило Стойкович на сербской марке 2007 года | |
Родился | Данило Стойкович. (1934-08-11) 11 августа 1934. Белград, Королевство Югославия |
Умер | 16 марта 2002 (2002-03-16) ( 67 лет). Белград, FR Югославия |
Национальность | серб |
Род занятий | Актер |
Годы деятельности | 1964 –2002 |
Данило Стойкович (сербская кириллица : Данило Стојковић; 11 августа 1934 - 16 марта 2002), обычно прозванный Бата (Бата), был Сербский театр, телевидение и кино актер. Многочисленные комедийные образы Стойковича, изображающие «маленького человека, борющегося с системой», сделали его популярным среди сербской и бывшей югославской публики, большинство из которых пришло в сотрудничестве либо с режиссером Слободаном Шияном, либо со сценаристом Душан Ковачевич, или оба вместе.
Белград - родился и вырос Стойкович, известный театральный актер к середине 1960-х, начал свой фильм карьера с художественным фильмом «Издайник» 1964 года (букв. «Предатель»). Последовала череда телевизионных и второстепенных ролей в кино, самые важные из которых выступили в образе отца главного героя - Чувар плажа у зимском периоду (Береговая охрана зимой, 1976), Pas koji je voleo vozove (Собака Who Loved Trains, 1977), будучи самыми узнаваемыми, а также роль в хорошо принятом критиками Majstor i Margarita (Il Maestro e Margherita), 1972 год.
Он также исполнил отцовскую роль в чрезвычайно популярном Телесериал Грлом у Джагоде. Первоначально шоу вышло в эфир в 1975 году и продолжало находить свою аудиторию в многочисленных повторных показах в 1980-х и 1990-х. В частности, он почти украл шоу как второстепенный антагонист в городской классике Горана Марковича Nacionalna klasa do 750 cm³ (National Class Category Up to 750 ccm), 1979.
Стойкович работал с режиссером Слободаном Шияном, который, в свою очередь, был наиболее успешен при работе со сценариями Душана Ковачевича. Ковачевич, талантливый драматург с особым даром кусать сатиру, обладал способностью писать персонажей, которые Стойкович мог отлично передать на экране. Сочетание этих трех творческих талантов привело к одним из самых запоминающихся кинематографических усилий Югославии на сегодняшний день.
Шиян, который ранее работал со Стойковичем в нескольких телепрограммах, дебютировал на большом экране с Ко тамо пева (Кто поет над Там ?, 1980), диковинная комедия, действие которой происходит в начале Второй мировой войны в тогдашней Югославии. В сильном актерском ансамбле Стойкович отличился ролью германофила автобуса по дороге в Белград накануне 6 апреля 1941 г. - дня, когда Белград подвергся бомбардировке силами Оси знаменуя вступление Югославии в войну.
"Ко то тамо пева" был выпущен с большим успехом критиков и коммерсантов и получил две награды на Монреальском всемирном кинофестивале в Канаде. Успех «Ко то тамо пева» открыл новые двери для Стойковича, который затем утвердил свой статус кинозвезды, сыграв ряд ролей, получивших признание критиков. Он появился в тёмной комедии Горана Паскалевича о реабилитации от алкоголизма, Poseban tretman (Special Treatment ), 1980.
Он воссоединился с Шияном для другой кульминации сербского фильма, черной комедии Maratonci trče počasni krug (Семья Марафона). Этот юмористический фильм о семье, чьему предприятию угрожает местный бандит, стал еще одним громким успехом Шияна и Стойковича и имеет культовый статус. Он также озвучил Стромболи в сербскоязычной версии Пиноккио.
после пары второстепенных ролей, из которых он стал директором школы в комедия «Идемо далье» (букв. «Двигаясь дальше», 1982) заслуживает упоминания, Стойкович поставил три спектакля, которые в конечном итоге укрепили его место в зале югославской актерской славы. Как ни странно, во всех трех этих ролях он изображал персонажа, тесно связанного с коммунистическими идеалами - или, лучше сказать, высмеивая стереотип о «партийных деятелях» или «марксистских революционерах»..
Первым был его портрет бездомного подражателя революционера Баби Пупушки в романе Шияна «Как я систематически уничтожался идиотом» (1983), рассказ о человек, который отправляется в путешествие по душам после того, как услышал, по крайней мере для него, ошеломляющую новость о кончине Че Гевары. Набирая обороты с этого фильма, Стойкович соединил образ своего отца, который он отточил, в 1970-е годы с марксистским орехом Баби Пупушки и еще одним бравурным перформансом в элегии Горана Паскалевича Varljivo leto '68 (Неуловимое лето 68-го, 1984). Отец-марксист, который не может смотреть на события 1968 года, разворачивающиеся на его собственных глазах, вызвал отклик у публики.
Снова объединив свои таланты с талантами Душана Ковачевича, Стойкович поставил свой последний фильм - это стойкого сталиниста и штатного параноика в Балканском шпиюне (Balkan Spy, 1984), которым совместно руководили Божидар Николич и сам Ковачевич. С Ковачевичем во всей красе, Стойкович полностью взял на себя роль бывшего политического заключенного Илии Чворовича.
Его роль в «Балканском шпиюне» была одной из последних главных театральных ролей Стойковича. После своих крупных успехов в начале 1980-х годов Стойкович сконцентрировался в основном на телевидении и в театре, иногда исполняя странные роли второго плана. Он был эффективен как в «Время чуда» (букв. «Время чудес», 1989), так и в Sabirni centar (Коллективный центр), а также имел памятную камею в (1989). Его самой известной театральной ролью была роль Луки Лабана в другой пьесе Ковачевича, Profesionalac (букв. «Профессионал»). Он играл эту роль за несколько дней до своей смерти. В интервью в 2007 году его жена рассказала, что отвезла его из больницы на его последние спектакли и вернула его на больничную койку после спектакля.
В 1990-х годах Стойкович сыграл эпизодическую роль в фильме Црнийский бомбардировщик (Черный бомбардировщик, 1992) и сыграл второстепенные роли в таких фильмах, как Эмир Кустурица Подполье (1995) и Балканская правила Дарко Баича (Балканские правила, 1997).
Как ни странно, одной из его последних театральных ролей была роль православного священника - персонажа, которого Баби Пупушка и Илия Чворович, вероятно, презирали бы - в Лазаре Ристовском ' С 1999 года работа Бело одело ("Белый костюм"). После этого он появился в омнибусе под названием Proputovanje (Путешествие, 1999) и снялся в телеадаптации пьесы Августа Стриндберга Отец для Radio-Televizija Srbije - RTS. (Отак, 2001).
Стойкович умер в Белграде 16 марта 2002 г. после продолжительного приступа рака легких.
На протяжении всей своей жизни Стойкович получал сербский Премия за заслуги перед жизнью как за театральные (Добричин прстен, 1990), так и за кинематографические (Павле Вуйисич, 1998). Он остается таким же популярным в смерти, как и при жизни, поскольку его персонажи развлекали многие поколения сербо-хорватских говорящих.