Даниэль Рош (родился в 1935 году) - француз, социальный и культурный историк, широко признанный как один из выдающихся экспертов своего поколения по истории культуры Франции в последние годы Ancien Régime.
«Рош» выпустила более двухсот публикаций, охватывающих широкий круг вопросов социальной и культурной истории Франции и Европы при старом режиме.
«Рош». исследования оказали значительное влияние на историческое изучение эпохи Просвещения и Франции XVIII века в целом. Он широко использовал ранее игнорировавшиеся нотариальные архивные источники, такие как вскрытие описей, которые позволили понять основную материальную культуру Парижа и рост консьюмеризма в 18 веке.. Рош во многом определила изучение «повседневных вещей» (les choses banales). Социальные изменения, произошедшие в эпоху Просвещения во Франции, занимали видное место в исследованиях Роша. Широкий спектр исследований Рош в области Просвещения включал различные области, такие как общественные учреждения и одежду, которую носили популярные классы.
Докторская диссертация Роша была опубликована в 1978 году под названием Le Siècle des Lumières en Province: Académies et Académiciens Provinciaux, 1680–1680– 1789 г. («Просвещение в провинциях: провинциальные академии и академики», 1680–1789 гг.) И был быстро встречен похвалами не только как работа по социокультурной истории, но и за ее ценность как исследования истории науки. В Le Siècle des Lumières en Province Рош проводит тщательный анализ академических институтов за пределами Парижа с конца 17 века до начала французской революции. Рош утверждает, что провинциальные академии (под патронажем французской монархии) одновременно защищали и ослабляли французское государство, демонстрируя, что отношения между Ancien Régime и Просвещением, которые имели место в течение 18 века, были сложными, а не строго
Le Siècle des Lumières en Province остается очень влиятельной работой в историографии интеллектуальных течений XVIII века. Французское Просвещение оказалось сложным в том, что касается отношений между государством и академией. Историк Изабель Найт отмечает, что академическое движение, которое подробно описывает Рош, «одновременно отображало и опосредовало напряженность между устоявшимися и возникающими классами, между традициями и новаторством, а также между идеологией и критикой».
Le Peuple de Paris. Essai sur la Culture Populaire au XVIIIe Siècle (Люди Парижа. Очерк массовой культуры в восемнадцатом веке) был опубликован в 1981 году. Это исследование повседневной жизни простых людей, живших в Париже в эпоху Просвещения, которые, несмотря на жизнь в плохих условиях, в течение столетия претерпела определенные улучшения с точки зрения материальной культуры и потребления.
В Le Peuple de Paris компания Roche представляет новшество с точки зрения исходного материала, широко используя описи (списки вещей, составленные после смерти человека), чтобы точно описать состояние материальной культуры. Историк Давид Гарриош, историк революционного Парижа, называет Le Peuple de Paris «важной книгой не только с точки зрения новой информации и идей, если они будут представлены, но и с точки зрения ее новаторской методологии и поставленных в ней новых вопросов».
La Culture des Apparences компании Рош. Une Histoire du Vêtement, XVII-XVIIIe Siècle (Культура одежды. Одежда и мода в древнем режиме) подробно описывает историю одежды в Париже в эпоху Просвещения. Главный аргумент Роше заключается в том, что культура одежды в социальном контексте претерпела глубокую трансформацию со времен Людовика XIV до Людовика XVI. Изучение более тысячи вскрытий показывает, что одежду покупали в больших количествах по более высоким ценам и с большим упором на стиль, чем на функциональность. Более конкретно, Рош утверждает, что усиление социального статуса через внешний вид, столь распространенное во время правления Людовика XIV, постепенно разрушалось в течение 18 века, в конечном итоге создавая культуру одежды, которая была глубоко ориентирована на потребителя и ориентирована на стиль, а не на социальный статус. 69>
La Culture des Apparences получила высокую оценку за присущую ей ценность как исследование одежды в истории, а также за новаторское использование инвентаря в качестве источников, впервые увиденных в Le Peuple de Paris. Более того, La Culture des Apparences имеет непосредственное значение для наших дней, поскольку прослеживает зарождение современной потребительской и ориентированной на стиль культуры одежды.
La France des Lumières (Франция в эпоху Просвещения) - это широкое исследование социальной и культурной истории эпохи Просвещения во Франции. В нем Рош исследует социальные и культурные изменения, произошедшие во всем французском обществе в XVIII веке, а также силы, которые способствовали таким изменениям. Рош утверждает, что история культуры 18-го века как сложный период прогресса разделилась между «теми, кто выступал за расширение культурных возможностей... и теми, кто выступал за ограничение таких возможностей». Центральным для La France des Lumières также является создание определенных предпосылок для прогрессивных социальных преобразований, имевших место в эпоху Просвещения, в частности, возникновение критики всех аспектов человеческого поведения, постепенная эрозия символов монархии и формирование пространства для политическая деятельность вопреки природе и традициям французского общества как монархического государства.
Работа Роше вызвала ряд критических замечаний, обычно исходящих от историков, которые в основном интересовались Французской революцией, а не французское Просвещение. Дэвид Гарриоч указывает на то, что религиозная история, визуальные источники и любое обсуждение революционного Парижа (все три имеют важное значение для истории Просвещения, хотя акцент на последнем имеет тенденцию телеологически рассматривать 1789 год как конечную точку 18 века).) все в значительной степени отсутствуют в трудах Роша. История консьюмеризма в ранней современной Франции также представляет собой проблематичный подход к более широкому французскому Просвещению, потому что материально бедные города и основная часть сельского населения не имели средств или стимулов для участия в потреблении. Однако такая критика игнорирует тот факт, что Рош действительно уделил значительное внимание материальному миру городской бедноты в своем классическом произведении Le Peuple de Paris (1981).
Франция в эпоху Просвещения была встречена значительной степенью критики. Д. М. Дж. Сазерленд, другой революционный историк, критикует чрезмерно прогрессивный подход Роша к Просвещению, который склонен принимать собственный дискурс Просвещения о самом себе, игнорируя все, что ему предшествовало, как отсталость. О Франции эпохи Просвещения Сазерленд говорит: «Даниэль Рош написал историю Франции эпохи Просвещения, которую интеллектуалы пытались заставить нас написать более двухсот пятидесяти лет назад». Прогрессивному тону Франции в эпоху Просвещения противоречат другие исследования, в первую очередь работа Роберта Дарнтона, чье собственное исследование подпольной, популярной и вульгарной литературной культуры Франции времен Старого режима значительно контрастирует с выводы о прогрессе в образовании, философии и культуре, к которым приходит Рош. Такая критика упускает из виду тот факт, что Рош действительно уделял значительное внимание «двум мирам Парижа» в эпоху Просвещения - миру бедных масс, из которых происходили многие жители Дарнтонской улицы Граб, - и богатой элите.
Кроме того, в начале карьеры Рош критиковали за трудность перевода с французского оригинала, а также за жаргонизм или неудобство при чтении для неспециалистов в данной области. Помимо этой критики, ряд более поздних работ Роше был успешно переведен на английский и другие языки.