Даниэль Хисген (10 апреля 1733 г., вероятно в Нидер-Вайзеле, Гессен, Германия - 19 февраля 1812 г. в Лихе ) был немецким художником периода рококо, работавшим церковным художником в Верхнем Гессене, специализирующаяся на циклах картин, украшающих парадный парапет галереи в церквях с верхней галереей. Его сдержанные циклы демонстрируют скромную известность, ожидаемую от лютеранского искусства в немецких церквях того времени, выбирая средний путь между большими и выдающимися изображениями в католических церквях и полным отсутствием изображений в кальвинистских.
Предки семьи Хисген (что означает «домик») бежали как гугеноты из Франции в Нидерланды, а затем расселились в районе около Монтабаура, Вецлар и Лич. Даниэль Хисген был старшим сыном протестантского пастора Иоганна Георга Хисгена (30 августа 1707 г. - 2 июня 1769 г.) и его жены Иоганнетты Юдифь Будойн (Йоханна Буди) (4 февраля 1706 г. - 23 февраля 1765 г.). Крестная мать Даниила была незамужней сестрой его отца. Иоганн Георг был уроженцем Вецлара и пастором в Нидер-Вайзеле (Буцбах ) в течение 37 лет с 1732 года до своей смерти. Даниэль вырос в деревне Нидер-Вайзель, где его родители до сих пор похоронены в склепе протестантской церкви. Когда церковные записи в Нидер-Вайзеле были уничтожены пожаром в 1761 году, Иоганн Георг и жители деревни создали новую церковную книгу по памяти за годы с 1690 по 1761 год. Жители Нидер-Вайзеля и Иоганн Георг прошли весь путь до Reichskammergericht ( высший суд Священной Римской империи) по спору о строительных дефектах.
28 ноября 1769 года Даниэль Хисген женился на Филиппине Луизе Штиль (крестившейся 8 августа 1747 - 8 августа 1820) из Альтен-Бузека. Покаяние было наложено на обоих, потому что первая дочь Иоганнетта Катарина (21 декабря 1769 - 3 марта 1834) родилась всего через четыре недели после свадьбы. Даниэль поселился в Личе, и в браке родилось пятеро детей. Старшая дочь осталась незамужней, другими были Фридрих Вильгельм (22 марта 1773 - 1 марта 1853), Мария Элизабета (родилась 5 мая 1775), Кристиан Вильгельм (13 апреля 1777 - 27 мая 1839) и Иоганн Генрих ( родился 30 июня 1780 г.). Крестным отцом последнего был брат Даниэля Иоганн Генрих Хисген, который зарегистрирован как «Кауф- унд Хандельсманн в Вецларе » (торговец из Вецлара).
Старший сын Фридрих Вильгельм, правитель секретарь в Хунгене, был женат на Катарине Маргарте Руж (родилась 6 января 1786 г.). У пары было 14 детей, в том числе сын по имени Георг Конрад (20 апреля 1820 г. в Личе - 16 марта 1898 г.), который эмигрировал в Америку без своей жены Катарины Прейсс (1819-1898). Четвертый ребенок Даниила, Кристиан Вильгельм, также стал художником, купцом и бакалейщиком. Он женился на Катарине Элизабет Хорнивиус (1775 - 13 апреля 1859 г.) и имел шестерых детей, в том числе Иоганна Конрада Хисгена (9 августа 1810 г. - 26 мая 1897 г.). Иоганн Конрад, художник и лакировщик, был в первом браке с Анной Маргарет Юнг (14 августа 1815 г. - 5 июня 1836 г.). После ее смерти он женился на Джулиане Барбаре Фёльнеле. От третьего брака у него было четверо детей. Он эмигрировал в Америку и оставил полугодовалого ребенка в Хамельн, за что был приговорен к тюремному заключению на четыре недели. Карл Квирин Хисген (21 марта 1812 - 11 июня 1894), другой сын Кристиана Вильгельма, стал художником и эмигрировал в Америку. Внук Кристиана Вильгельма по имени Карл Максимилиан Хисген (2 февраля 1844 г. - 12 июля 1905 г.) стал художником, а также его одноименный сын Карл Максимилиан (7 октября 1878 г.). Иоганн Генрих, пятый ребенок Даниэля Хисгена, временно жил в Энгельроде. В 1818 году он написал портрет Мартина Лютера с лебедем (масло по дереву) для протестантской церкви в Нидер-Оберроде, а в 1837 году аналогичную сцену в медальоне для протестантской церкви в Михельбахе (Шоттен). В 1847 году он упоминается как реставратор картин в Дармштадте. Вероятно, самым известным потомком Дэниела Хисгена является Томас Л. Хисген (26 ноября 1858 - 27 августа 1925), американский производитель нефти и политик.
Хисген выступает прежде всего как церковный художник в Верхнем Гессене и работал в основном в том, что сейчас является районом Гиссен, но также спорадически в районе Вецлара и в районе Фогельсберг. Его личность долгое время оставалась неясной, поэтому он был временно назначен «Учителем Свободного Провидца». Из-за его характерного стиля и циклической структуры его картин в галерее с библейскими мотивами, парапеты на перилах в Бобенхаузене II, Альбахе, Буркхардсфельдене, Фрайенсене и Оденхаузене / Лане были приписаны одному и тому же художнику. Библейские персонажи на картинах одеты в современную одежду эпохи рококо, что особенно хорошо видно на изображениях младенца Моисея, спасенного египетской принцессой из реки. Персонажи этих сцен показаны одинаково во всех циклах. Сравнимый с библейскими иллюстрациями Кристофа Мурера в Тюбингенской Библии (1591 г.), Хисген следует традиции Biblia pauperum. Эти произведения провинциального искусства опираются на модели, но развивают их в стиле позднего барокко, что отражается в использовании света на движущихся фигурах. Этот синтез был назван «драматическим искусством простого» («Dramatik des Schlichten»). В Ацбахе и других церквях его ученики или дети упоминаются как «неуклюжие руки» («ungeschickteren Händen») на парапетных рисунках, что свидетельствует о хорошей репутации мастера.
До 2015 года двенадцать высших гессенских земель церкви (все перечисленное наследие) были идентифицированы Хисгеном как имеющие изображения с библейскими сценами. В общем, столько же картинок из Ветхого и Нового Завета. Иллюстрации к Страстям составляют наибольшую часть среди картин из Нового Завета. Более 300 изображений показывают 66 сцен из Библии, из которых 28 сцен были нарисованы только один раз. Хисген использовал одни и те же композиции для иллюстраций, которые встречаются неоднократно, например, Благовещение и Рождение Христа. В исключительных случаях на росписях церкви в Поль-Генсе изображены только апостолы и евангелисты. В некоторых циклах есть tituli или подписи с соответствующими библейскими отрывками.
Как церковный художник Хисген также расписывал церковные потолки и другие работы. Первую деятельность художника в качестве художника можно проследить по счету Нидер-Вайзеля в 1754 году. Неизвестно, где Хисген научился рисовать, возможно, он был самоучкой. В 1762/1763 годах он работал 126 дней на новых поверхностях кафедры и галереи принцев в коллегиальной церкви Святой Марии в Личе, за что получил 292 гульденов. В церкви в Альбахе Хисген украсил щеки церковных скамей растительным орнаментом, а углы потолка - ангельскими медальонами. В 1778 году он позолотил навершие, флюгер и звезду церкви в Обер-Хёргерн. В 1780 году Хисген снабдил корпус органа соборной церкви Святой Марии в Личе в 1780 году новой окантовкой и позолотой и покрасил корпус серебром. В 1808 году, в преклонном возрасте 75 лет, Хисген расписал церковь в Оденхаузене (Лан). В ноябре 2015 года в Личе была обнаружена небольшая картина Хисгена с идиллическим пейзажем.
Во многих случаях авторство основано на атрибуции и сравнении стилей. Сохранившиеся картины, поставленные на парапеты галерей, можно найти в следующих церквях:
Год | Местоположение | Церковь | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|
1765 | Бобенхаузен II | Протестантская церковь | 48 неподписанных парапетных картин (холст, масло): 4 евангелиста, 12 апостолов и иллюстрированный цикл от Сотворения мира до Пятидесятница | |
1767 | Ацбах (Гессен) | Протестантская церковь | 43 парапета-росписи с 18 сценами Ветхий Завет и 25 из Нового Завета; Авторство Хисгена доказано | |
1770 | Оберклин | Св. Михаэлис | 25 парапетных картин с библейскими сценами от Сотворения мира до Пятидесятницы, а также большая потолочная роспись и 4 евангелиста на панелях кафедры; Доказано авторство Хисгена | |
1770-е годы | Эттингсгаузен | Протестантская церковь | 6 из двенадцати парапетных росписей сохранились после ремонта церкви, седьмая была подарена Оберкирхенрату Петри из Дармштадта, восьмая - увеличено и закрашено Куртом Скрибой; Предполагается авторство Хисгена, он расписал церковь в едином стиле 12 картин с апостелями на панелях кафедры | |
1772? | Эберсгенс | Протестантская церковь | 17 неподписанных парапетов с библейскими сценами, 10 из Ветхого Завета, 7 из Нового Завета | |
1773 | Freienseen | Протестантская церковь | 24 неподписанных парапета картины с 14 сценами из Ветхого Завета и 10 из Нового Завета, цветы на панельных парапетах скамей | |
1774 | Альбах (Фернвальд) | Протестантская церковь | 33 парапета-росписи с 19 сценами из Ветхого Завета и 14 из Нового Завета цветы на обшитых панелями парапетах скамеек; Подтверждено авторство Хисгена | |
1775 | Ланг-Генс | Якобускирхе | 20 парапетов-картин с библейскими сценами; одна картина подписана | |
1775/1776? | Нонненрот | Протестантская церковь | 4 парапета без подписи с изображением евангелистов в восточной галерее, цветы на обшитых панелями парапетах скамей | |
около 1780 года | Буркхардсфельден | Протестантская церковь | 15 беззнаковых парапетных картин с изображением четырех евангелистов и жизни Христа ; также восемь фигур Ветхого Завета на панелях кафедры | |
1785/1786 | Оппенрод | Протестантская церковь | 16 парапетные картины со сценами из Нового Завета от Благовещения до Гроба Христова, одна картина подписана; некоторые картины, вероятно, были сняты при установке органной галереи. | |
1789 | Leihgestern | Протестантская церковь | 26 парапетных картин с библейскими сценами, одна картина подписана | |
1806-1808 | Оденхаузен (Лан) | Протестантская церковь | 27 парапетов-картин с библейскими сценами (восемь подписанных) и большая подписанная роспись потолка, изображающая крещение Иисуса ; 21 картина в проходе, семь в западной галерее; цветы на обшитых панелями парапетах скамей | |
На Викискладе есть материалы, связанные с Даниэлем Хисгеном. |