Далматинские итальянцы

редактировать
Далматинские итальянцы. Далматинские итальянцы. Талиджани у Далмациджи
Регионы со значительным населением
Далмация, бывший Венецианская Албания, Италия
Языки
В основном итальянский и хорватский, ранее некоторые далматинские
Религия
Римско-католический
Задарский собор

Далматинские итальянцы - историческое итальянское национальное меньшинство, проживающее в регионе Далмация, ныне часть Хорватии и Черногория. С середины XIX века община, насчитывающая, по некоторым данным, почти 20% всего далматинского населения в 1840 году, страдала от постоянной тенденции к сокращению присутствия и теперь насчитывает всего около 1 000–4 000 человек. На протяжении всей истории, хотя в последние два столетия их было немного, они оказывали огромное и значительное влияние на регион.

В настоящее время они представлены в Хорватии и Черногории Итальянским национальным сообществом (итальянский : Comunità Nazionale Italiana) (CNI). Соглашение об итало-хорватских меньшинствах признает Итальянский союз (Unione Italiana) в качестве политической партии, официально представляющей CNI в Хорватии. Итальянский союз представляет 30 000 этнических итальянцев из бывшей Югославии, проживающих в основном в Истрии и в городе Риека. Вслед за положительной тенденцией, наблюдаемой в течение последнего десятилетия (то есть после распада Югославии), количество далматинских итальянцев в Хорватии, присоединившихся к CNI, возросло примерно до тысячи. В Далмации основные операционные центры CNI находятся в Сплите, Задаре и Которе.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Римская Далмация и Средний регион Возраст
    • 1.2 Венецианская республика (1420–1796)
    • 1.3 Наполеоновская эпоха (1797–1815)
    • 1.4 Австрийская империя (1815–1918)
    • 1.5 Межвоенный период (1918–1941)
    • 1.6 Вторая мировая война и послевоенное время
  • 2 Уменьшение населения
    • 2.1 Причины
    • 2.2 Этапы
  • 3 Современное присутствие в Далмации
    • 3.1 Хорватские венетисты
    • 3.2 Основные далматинские итальянские ассоциации
  • 4 Культура
  • 5 Современные известные далматинские итальянцы
    • 5.1 Организации и периодические издания
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

История

Римская Далмация и средние века

Римская Далмация была полностью латинизирована к 476 году нашей эры, когда Западная Римская империя исчезла во время варварских вторжений, аваров объединились с некоторыми славянскими племенами, вторглись и разграбили византийцы Иллирия. В конечном итоге это привело к расселению различных славянских племен на Балканах. Первоначальное римское население проживало в прибрежных городах и негостеприимных Динарских Альпах. Далматинские города сохранили свою романскую культуру и язык в таких городах, как Задар, Сплит и Дубровник. Их собственная вульгарная латынь, развившаяся в далматинский язык, ныне вымерший романский язык. Эти прибрежные города (политически входившие в Византийскую империю ) поддерживали политические, культурные и экономические связи с Италией через Адриатическое море. С другой стороны, сообщение с материком было затруднено из-за Динарских Альп. Из-за резкой орографии Далмации, даже сообщения между разными далматинскими городами происходили в основном через море. Это помогло далматинским городам развить уникальную романскую культуру, несмотря на то, что материк в основном славянизирован.

Карта Венецианской республики, ок. 1000. Республика выделена темно-красным цветом, граница - светло-красным.

В 997 г. венецианец Дог Пьетро Орсеоло II после неоднократных жалоб со стороны далматинские города-государства, командовали венецианским флотом, который атаковал нарентских пиратов. В День Вознесения в 998 году Пьетро Орсеоло принял титул «Dux Dalmatianorum» (герцог Далмации), связав его со своим сыном Джованни Орсеоло. Это было началом венецианского влияния в Далмации, однако, хотя венецианское влияние всегда ощущалось, фактическое политическое правление провинцией часто переходило из рук в руки между Венецией и другими региональными державами, а именно Византийской империей, Королевство Хорватия и Королевство Венгрия. Венецианцы могли позволить себе уступить относительно щедрые условия, потому что их основной целью был не контроль над территорией, к которой стремилась Венгрия, а экономическое подавление любых потенциальных коммерческих конкурентов на востоке Адриатики. Эта цель привела к необходимости принудительного экономического застоя для далматинских городов-государств, в то время как венгерская феодальная система обещала большую политическую и торговую автономию.

В далматинских городах-государствах почти всегда существовали две противостоящие политические фракции. каждый готов выступить против любой меры, которую предлагает его противник. Причина этого разделения здесь, по-видимому, была экономической. Фермеры и купцы, торгующие во внутренних районах, естественно, отдавали предпочтение Венгрии, своему самому могущественному соседу на суше; в то время как мореплаватели смотрели на Венецию как на хозяйку Адриатики. В обмен на защиту города часто предоставляли войска или флот своего сюзерена, а иногда платили дань деньгами или натурой. Граждане цеплялись за свои муниципальные привилегии, которые были подтверждены после завоевания Далмации в 1102–1105 гг. Коломаном Венгрией. С королевского согласия они могли избирать своего главного магистрата, епископа и судей. Их римское право оставалось в силе. Им даже разрешили заключать отдельные союзы. Ни один инопланетянин, даже венгр, не мог жить в городе, где его не желали; а человек, который не любил венгерское владычество, мог эмигрировать со всем своим домом и имуществом. Вместо дани доходы от таможни в некоторых случаях распределялись поровну между королем, главным магистратом, епископом и муниципалитетом. Однако эти права и аналогичные привилегии, предоставленные Венецией, слишком часто нарушались: венгерские гарнизоны расквартировывались в городах, которые не желали этого, а Венеция вмешивалась в торговлю, назначение епископов или владение общинными владениями. Следовательно, далматинцы оставались верными только тогда, когда это соответствовало их интересам, и часто возникали восстания. Задар не был исключением, и между 1180 и 1345 годами зарегистрировано четыре вспышки, хотя венецианские хозяева относились к Задару с особым вниманием, считая, что владение им имеет важное значение для своего господства на море.

Сомнительная верность далматинцев. имели тенденцию затягивать борьбу между Венецией и Венгрией, которая еще больше осложнялась внутренними разногласиями из-за распространения ереси богомилов ; и многие внешние влияния, такие как неопределенный сюзеренитет, которым все еще пользовались восточные императоры в XII веке; помощь, оказанная Венеции войсками Четвертого крестового похода в 1202 году; и татарское вторжение в Далмацию сорок лет спустя (см. Трогир ).

Венецианская республика (1420–1796)

далматинские владения Венецианской республики и Республика Рагуза в 1560 году.

В 1409 году, во время 20-летней гражданской войны в Венгрии между королем Сигизмундом и неаполитанским домом Анжу, проигравшим соперником Владислав Неаполитанский продал свои «права» на Далмацию Венецианской республике за мизерную сумму в 100 000 дукатов. Более централизованная торговая республика взяла под свой контроль города к 1420 году. (за исключением Республики Рагуза ), они должны были оставаться под венецианским правлением в течение 377 лет (1420–1797). Самая южная область Далмации (ныне часть прибрежной Черногории ) в то время называлась Венецианской Албанией.

В эти века происходил процесс постепенной ассимиляции среди коренного населения. Романские далматины городов были наиболее восприимчивы из-за схожести культур и были полностью ассимилированы. венецианский язык, который уже был lingua franca в Адриатике, был принят латинскими далматинцами городов (носителями далматинского ), поскольку их собственный разговорный язык. Этому процессу способствовала постоянная миграция между адриатическими городами, в которую были вовлечены даже независимый Дубровник (Рагуза) и порт Риека (Фиуме).

Славянское население (в основном хорваты) ассимилировалось лишь частично из-за языкового несходства и из-за того, что славяне в основном проживали во внутренних районах и на островах. Однако далматинский язык уже оказал влияние на далматинский диалект хорватского языка, чакавский диалект, а венецианский диалект повлиял на албанский язык. Начиная с 15 века, итальянский язык заменил латынь как язык культуры в венецианской Далмации и в Республике Рагуза. С другой стороны, все больше и больше славян (католиков и православных) были вытеснены в Венецианскую Далмацию, спасаясь от османов. Это привело к увеличению славянского присутствия в городах.

Наполеоновская эпоха (1797–1815)

1807: Далмация в составе Наполеоновского Королевства Италии

В 1797 году, во время наполеоновских войн, Венецианская республика был растворен. Бывшая венецианская Далмация входила в состав Наполеоновского Итальянского королевства с 1805 по 1809 год (в течение нескольких лет также Республика Рагуза была включена с 1808 года), а затем последовательно в Иллирийские провинции с 1809 г.

В переписи 1808 г. венецианцами (италоязычными) объявлено около 33% далматинцев, в основном в городских районах. После окончательного поражения Наполеона вся территория была передана Австрийской империи Венским конгрессом в 1815 году.

начало 100 лет (1815–1918) австрийского владычества в Далмации и начало исчезновения далматинских итальянцев (количество которых сократилось с почти 30% в 1815 году до всего 3% в конце Первой мировой войны из-за преследований, политики ассимиляции и эмиграции).

Австрийская империя (1815–1918)

«Распределение рас в Австро-Венгрии» из Исторического атласа Уильяма Р. Шеперда, 1911 год.

В период Австрийской империи, Королевство Далмация было отдельной административной единицей.

После революций 1848 года и после 1860-х годов в результате романтического национализма возникли две фракции.

Автономистская партия, политические цели которой варьировались от автономии в Австро-Венгерской империи до политического союза с Италией.

Хорватская фракция (позже названная юнионистской фракция или "Пунтари"), возглавляемые Народной партией и, в меньшей степени, Партией прав, которые выступали за объединение Далмации с Королевством Хорватии-Славонии, находившейся под управлением Венгрии. Политические союзы в Далмации со временем менялись. Вначале юнионисты и автономисты были объединены против централизма Вены. Спустя время, когда на первый план вышел национальный вопрос, они разделились.

В 1867 году Империя была реорганизована в Австро-Венгерская империя. Риека и Королевство Хорватия-Славония были отнесены к венгерской части империи, а Далмация и Истрия остались в австрийской части.

Фракция юнионистов выиграла выборы в Далмации в 1870 году, но им не удалось осуществить слияние с Хорватией и Славонией из-за вмешательства австрийцев. имперское правительство.

Австрийский век был временем упадка далматинских итальянцев. Начиная с 1840-х гг., Большая часть итальянского меньшинства была пассивно хорватизирована или эмигрировала в результате неблагоприятной экономической ситуации.

Согласно итальянскому лингвисту Маттео Бартоли, к концу венецианского правления 33% далматинского населения говорили по-венециански.

По данным двух австро- Согласно переписи населения Венгрии, далматинские итальянцы составляли 12,5% населения в 1865 г. и 3,1% в 1890 г.

Межвоенный период (1918–1941 гг.)

После завершения Первой мировой войны и распад Австро-Венгрии, подавляющая часть Далмации стала частью вновь образованного Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже переименованного в Королевство Югославия ).

Италия вступила в войну на стороне Антанты в 1915 году после секретного Лондонского пакта, по которому Италии была предоставлена ​​большая часть Далмации. Пакт был аннулирован в Версальском договоре из-за возражений президента США Вудро Вильсона и южнославянских делегаций. Однако в 1920 году Королевству Италии удалось получить после Рапалльского договора большую часть австрийского побережья, часть Внутренней Карниолы, некоторые приграничные районы Каринтия, город Задар вместе с островом и Ластово. Большое количество итальянцев (якобы около 20 000) переселились из областей Далмации, отнесенных к Югославии, и переселились в Италию (в основном в Зара).

Отношения с Королевством Югославия серьезно пострадали и постоянно оставались напряженными из-за спора по поводу Далмации и из-за длительного спора по поводу города-порта Риека, который, согласно Рапалльский договор должен был стать свободным государством согласно Лиге Наций, но был присоединен к Италии 16 марта согласно Римскому договору.

В 1922 году Фашизм К власти пришел в Италии. Фашистская политика включала в себя сильную националистическую политику. Права меньшинств были серьезно ограничены. Это включало закрытие учебных заведений на славянских языках, принудительную итальянизацию имен граждан и жестокое преследование несогласных.

Из-за этой репрессивной политики фашистского правительства в Зара уехало большинство хорватов. То же самое произошло с итальянским меньшинством в Югославии. Хотя, дело не было полностью взаимным: итальянское меньшинство в Югославии пользовалось определенной степенью защиты, согласно Рапалльскому договору (например, итальянское гражданство и начальное обучение).

Все это усилило резкую неприязнь между двумя этническими группами. Если в 19 веке конфликт велся только между высшими классами, то теперь взаимная ненависть в той или иной степени возрастала среди всего населения.

Вторая мировая война и послевоенное время

Флаг итальянского меньшинства в Югославии

Королевство Югославия было захвачено вермахтом в 1941 г. и часть Далмации были присоединены к Италии в качестве губернаторства Далмации со столицей в Задаре. Местное население подвергалось насильственной италинизации со стороны фашистского правительства. Итальянские власти основали несколько концентрационных лагерей для размещения этих «врагов государства», в том числе печально известные Гонары и концентрационные лагеря Раб. Однако итальянские власти не смогли полностью контролировать внутренние районы и внутренние районы островов, и после 1943 г. они частично контролировались югославскими партизанами.

После После капитуляции Италии в 1943 году немецкая армия перешла к оккупации после непродолжительного периода контроля партизан (официально губернаторство Далмации было передано под контроль марионеточного Независимого государства Хорватия ). В этот период значительная часть населения прибрежных городов вызвалась присоединиться к партизанам (в первую очередь, из Сплита, где треть всего населения покинула город), в то время как многие итальянские гарнизоны дезертировали, чтобы сражаться в составе партизанских отрядов, а третьи были вынуждены сдать оружие и снаряжение. Когда советские войска продвинулись на Балканы в 1944 году, небольшая эвакуация произошла в Задаре, в то время как партизаны маршала Иосипа Броз Тито (с 1942 года признанные союзными войсками) одновременно двинулись, чтобы освободить оставшуюся часть Оси. -зеленая Далмация. Сплит отныне был временной столицей освобожденной союзниками Хорватии.

В 1943–44 гг. Город Задар подвергся 54 воздушным налетам союзников, и он был серьезно поврежден, с большими потерями среди гражданского населения. Многие мирные жители уже бежали в Италию, когда партизаны контролировали город.

После Второй мировой войны Италия уступила все оставшиеся итальянские области в Далмации новой Югославии. За этим последовала дальнейшая эмиграция, известная как истрийский исход, почти всех оставшихся итальянцев в Далмации. Школы итальянского языка в Задаре были закрыты в 1953 году из-за спора между Италией и Югославией по поводу Триеста. В 2010 году при содействии местной итальянской ассоциации планировалось открыть детский сад для небольшой итальянской общины Задара, но местные хорватские власти отказались открывать школу, потому что количество детей, посещающих школу, было слишком маленьким. Действительно, вопрос носил административный характер, поскольку администрация утверждала, что итальянская национальность должна быть подтверждена владением итальянским паспортом. Из-за ограничений, наложенных на двойное гражданство итальянского меньшинства в Югославии после 1945 года, это требование могло быть выполнено только ограниченным числом детей. Эта административная трудность была решена в 2012 году, и открытие детского сада состоялось в 2013 году.

Убыль населения

Причины

Есть несколько причин уменьшения далматинцев. Население Италии после подъема европейского национализма в 19 веке:

Этапы

Процесс упадка имел различные стадии:

  • при Австрии, начиная с 1840-х годов, в результате эпохи национализма, зарождения итальянского ирредентизма и возникшего в результате конфликта с хорватским большинством и австрийские правители.
  • После Первой мировой войны, в результате создания Королевства Югославия (куда была включена вся Далмация, кроме Задара и некоторых северные далматинские острова) произошла эмиграция большого количества далматинских итальянцев, в основном в сторону Задара.
  • Во время Второй мировой войны Италия оккупировала большие участки югославского побережья и создала губернаторство Далмации (1941–1943 гг.)), с тремя итальянскими провинциями: Задаром, Сплитом и Котором. Задар подвергся бомбардировке союзников и был сильно поврежден в 1943–44, с многочисленными жертвами среди гражданского населения. Большая часть населения переехала в Италию.
  • После Второй мировой войны Италия уступила все оставшиеся итальянские области в Далмации новой Югославии. За этим последовала массовая эмиграция почти всех оставшихся далматинских итальянцев, участвовавших в Истрийском исходе с бывших территорий Королевства Италии. Некоторые из них стали всемирно известными, например, модельер Оттавио Миссони, писатель Энцо Беттиза и промышленный магнат Джорджо Люксардо, основатель винокурни Maraschino..

Современное присутствие в Далмации

Далматинские итальянцы были основным присутствием в Далмации, когда в начале 19 века начался процесс политического объединения итальянцев, хорватов и сербов. Австро-венгерская перепись 1816 года зарегистрировала 66 000 итальянцев из 301 000 жителей Далмации, или 22% от общей численности далматинского населения.

Основные общины расположены в следующих прибрежных городах:

После итальянской эмиграции из Далмации и событий, последовавших за Второй мировой войной, общины далматинских итальянцев резко сократились в своей численности. Сегодня, согласно официальной переписи населения, всего несколько сотен граждан Хорватии и Черногории объявили себя этническими итальянцами.

Итальянские общины в Далмации заявили, что официальная перепись 2001 года занижала реальное количество итальянских далматинцев, потому что несколько тысяч хорватских граждан итальянского происхождения могли не заявить о своей реальной этнической принадлежности по разным причинам. Хотя это утверждение по-прежнему трудно оценить, оно стало предметом разногласий в отношении итальянской общины Задара. В настоящее время он насчитывает более 500 членов, и, по данным переписи 2001 года, только 109 человек зарегистрировано по месту жительства.

Было высказано предположение, что это могло произойти из-за неурегулированных юридических споров по поводу собственности, которая была национализирована по инициативе Югославии и номинально возвращена (с защищенными арендаторами) после хорватской независимости 1990-х годов (согласно новый юридический термин). Подразумеваемые права собственности, предусмотренные хорватским законодательством, подтверждают идею о том, что владельцы собственности с защищенными арендаторами имеют более веские основания требовать возврата вакантного владения, если они:

  • Резиденты Хорватии (следовательно, владельцы)
  • Этнические хорваты (посредством самопроверки)
  • Столпы сообщества и его бизнес-сеть (со связями с местной властной структурой)

Независимо от вышеизложенного, он мог поэтому можно утверждать, что местные итальянцы, истро-румыны и регионалисты далматинцы истрийцы остаются незащищенными как меньшинства; (прямо под носом Европейского Союза ). Кроме того, можно добавить, что без согласия с правилами и положениями ассимиляции (которые по существу дискредитируют права человека на его / ее гражданство как в Хорватии, так и в более широком Европейском Союзе, аккредитация для юридического представительства становится предметом местные решения и толкования, которые кажутся отдельными от юридических взглядов Верховного суда Хорватии. В этом смысле мы можем предположить, что утверждение о том, что он итальянец, можно рассматривать как форму восстание против Хорватии ; то, что создает сложности в юридических спорах, где правительство (с принудительно защищенными арендаторами на частной земле) уже остается замешанным.

Хорватские венетисты

Современная реакция как для итальянского ирредентистского движения, так и из-за неадекватного юридического представительства Республики Хорватия (и, следовательно, Европейского Союза ), похоже, породили ряд самоидентифицирующийся рынок rs среди потомков (как титулованных, так и безымянных) бывших торговых классов смешанных хорватских (в основном истрийских и / или далматинских ) и (в основном венецианских, и / или фриульский ) извлечения. Остались две самые популярные самоидентификации такого рода; Хорватские венетисты, и (большинство из которых явно идентифицируют себя как хорваты, и неявно, как упоминалось выше).

Как они воспринимают Италию и общую итальянскую этническую принадлежность, остается неясным. Однако, хотя его исторический контекст, отчасти обусловленный колониальными элементами Венецианской республики, объединением Италии и наследием двух мировых войн, остается в лучшем случае спорным вопросом, он действительно предполагают гораздо большее присутствие в Хорватии людей итальянского и венецианского происхождения, чем считалось ранее.

Поскольку в Хорватии много говорится о принятии итальянского языка в качестве одного из национальных языков Хорватии (особенно в Истрии), ограничение языковых прав для носителей венецианского языка, однако, могло вызвать конфликтующие проблемы идентичности культурные связи между итальянцами из различных регионов Италии и Хорватии. Особое замечание в качестве ориентира и референдума об автономии Венеции, 2017 в Италии, который с тех пор, возможно, ослабил итальянский язык в Северном Адриатическом бассейне.

Основные ассоциации далматинских итальянцев

В современной Далмации существует несколько ассоциаций далматинских итальянцев, в основном расположенных в важных прибрежных городах:

  • Итальянская община Задара (Comunità Italiana di Zara). Основана в 1991 г. в Задаре, собрала около 500 членов. Нынешний президент - Рина Виллани (недавно была избрана в Задарском уезде, или Жупании). Бывший президент CI, доктор Либеро Грубишич, начал первые курсы итальянского языка в городе после закрытия всех итальянских школ в Задаре в 1953 году. Фактический вице-президент, Сильвио Дуйелла, способствовал созданию итальянского хорала. Задар под руководством Адрианы Грубелич. В новых офисах CI имеет библиотеку и организует несколько курсов итальянского языка и конференции. Офис общины стал целью преступного пожара в 2004 году.
  • Итальянское сообщество Сплита (Comunità Italiana di Spalato). Был создан в 1993 году в Сплите, с офисом недалеко от торговой марки города Рива на берегу моря. Президентом является Эухенио Далмас, а юридическим директором - Младен Далбелло. В офисе CI организует курсы итальянского языка и конференции. Этот CI насчитывает 97 членов.
  • Итальянское сообщество Мали Лошинь (Итальянское сообщество ди Люссинпикколо). Создан в 1990 году на северном далматинском острове Лошинь. Этот CI был основан благодаря Стелио Каппелли (первый президент) на этом маленьком острове, который был частью Королевства Италия с 1918 по 1947 год. Он насчитывает 461 член под фактическим руководством Анны Марии Саганичи, Ливии Андрийчич и Андрино Маглиеваз. Мероприятия проводятся в месте, предложенном местными властями. Библиотека была подарена местным клубом Ротари.
  • Итальянская община Котора (Comunità Italiana di Cattaro) в Которе официально зарегистрирована (с "Unione Italiana") как Итальянское сообщество Черногории (Comunità degli Italiani del Montenegro). В связи с этой регистрацией «Центр исследований далматинской культуры» (Centro di Ricerche Culturali Dalmate) открыл в 2007 году венецианский дом в Которе, чтобы прославить венецианское наследие прибрежной Черногории.
  • «Данте Алигьери» Ассоциация. «Данте Алигьери» - итальянская правительственная организация, которая продвигает итальянский язык в мире с помощью итальянско-говорящих сообществ за пределами Италии. В Далмации фактически присутствует:
  • Задар
  • Сплит
  • Дубровник
  • Котор

Культура

Старые городские ворота Задара.

Британская энциклопедия заявляет, что:

«… Памятники, оставленные в Далмации римлянами, многочисленны и драгоценны. Они в основном ограничены городами, поскольку цивилизация страны всегда была городской, так же как и его история - это летопись изолированных городов-государств, а не единой нации. За стенами более крупных городов мало что щадили варварские готы, авары и славяне; а также потрепанные фрагменты римских работ, которые отмечают места в Салоне., недалеко от многих других древних городов, представляют небольшой антикварный интерес и меньшую художественную ценность.Среди памятников римского периода, безусловно, наиболее примечательным в Далмации и, действительно, на всем Балканском полуострове, является Дворец Диоклетиана в Сплите. Архитектура Далмации находилась под влиянием Константинополя в ее общем характере с VI века до н. Э. он близок к десятому. Самыми древними памятниками этого периода являются остатки трех базилик, раскопанных в Салоне и датируемых не позднее первой половины VII века. Затем из Италии пришел романский. Колокольня Санта Мария в Задаре, возведенная в 1105 году, является первой в длинном списке романских построек. В Рабе есть красивая романская колокольня, тоже относящаяся к 12 веку; но лучшим образцом этого стиля является собор Трейла. Заслуживают внимания также доминиканский и францисканский монастыри XIV века в Дубровнике. Романский стиль сохранялся в Далмации, пока не был вытеснен венецианской готикой в ​​первые годы 15 века. Влияние Венеции тогда было на пике. Даже в относительно враждебной республике Рагуза романский стиль таможни и дворца ректоров сочетается с венецианской готикой, в то время как изящные балконы и открытые окна Приеков точно повторяют их венецианские образцы. В 1441 году Джорджио Орсини из Задара, вызванный из Венеции для проектирования собора Шибеника, принес с собой влияние итальянского Возрождения. Новые формы, которые он ввел, активно копировались и развивались другими архитекторами, пока во второй половине 17 века не наступил период упадка, который фактически завершает историю далматинского искусства. Особо следует отметить резные изделия из дерева, вышивки и тарелки, сохранившиеся во многих церквях. Серебряная статуэтка и реликварий святого Власия в Дубровнике и серебряный ковчег святого Симеона в Задаре - прекрасные образцы работы итальянских ювелиров, датируемые с 11 или 12 по 17 век... ".

В 19 веке культурное влияние Италии привело к редактированию в Задаре первой далматинской газеты на итальянском и хорватском : Il Regio Dalmata - Kraglski Dalmatin, основанный и изданный итальянцем Бартоломео Бенинкаса в 1806 году.

Il Regio Dalmata - Kraglski Dalmatin был отпечатан в типографике Антонио Луиджи Баттара и был первым, выполненным на хорватском языке.

Далматинские итальянцы внесли свой вклад в культурное развитие театра и оперы в Далмации. Театр Верди в Задаре был их главным символом до 1945 года.

Графиня Габриэлла Де Лупи - живописец, философ, филантроп-гуманист.

Известные современные далматинские итальянцы

На протяжении веков далматинский итальянский Анс своей жизнью и своими трудами оказали большое влияние на Далмацию. Однако приписывать национальность далматинам, жившим до наполеоновских времен, было бы как-то произвольно. Действительно, только в начале 19 века начала формироваться концепция национальной идентичности. По этой причине далее в хронологическом порядке рождения приводятся только известные далматинские итальянцы, жившие после 1800 года.

Организации и периодические издания

Многие далматинские итальянцы объединены в такие ассоциации, как:

  • Associazione nazionale Venezia Giulia e Dalmazia
  • Comunità di Lussinpiccolo.
  • Comunità chersina nel mondo
  • Libero Comune di Zara in esilio (Свободная коммуна Задара в изгнании)
  • Società Dalmata di Storia Patria

Самым популярным периодическим изданием для далматинских итальянцев является Il Dalmata, изданное в Триесте Ренцо де Видовичем.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Бартоли, Маттео. Итальянский итальянский делла Венеция Джулия и делла Далмация. Tipografia italo-orientale. Grottaferrata 1919.
  • Колелла, Амедео. L'esodo dalle terre adriatiche. Rilevazioni statistiche. Edizioni Opera per Profughi. Рома, 1958
  • Чермель, Лаво. Sloveni e Croati in Italia tra le due guerre. Editoriale Stampa Triestina, Trieste, 1974.
  • Монтани, Карло. Венеция Джулия, Далмация - Соммарио Сторико - Исторический очерк. Terza edizione ampiata e riveduta. Edizioni Ades. Триест, 2002
  • Монзали, Лучано. Итальянцы Далмации: от объединения Италии до Первой мировой войны, Университет Торонто, Торонто, 2009.
  • Монзали, Лучано (2016). «Трудное и тихое возвращение: итальянские изгнанники из Далмации и югославского Задара / Зары после Второй мировой войны». Balcanica. 47 : 317–328.
  • Перселли, Геррино. I censimenti della popolazione dell'Istria, con Fiume e Trieste, e di alcune città della Dalmazia tra il 1850 e il 1936. Centro di ricerche storiche - Rovigno, Trieste - Rovigno 1993.
  • Petacco, Arrigo. L'esodo, la tragedia negata degli italiani d'Istria, Dalmazia e Venezia Giulia, Mondadori, Milano, 1999.
  • Пупо, Рауль; Спаццали, Роберто. Foibe. Бруно Мондадори, Милан 2003.
  • Рокки, Фламинио. L'esodo dei 350.000 giuliani, fiumani e dalmati. Difesa Adriatica editore. Рома, 1970
  • Сетон-Уотсон, «Италия от либерализма к фашизму, 1870–1925», издательство John Murray Publishers, Лондон, 1967.
  • Томаз, Луиджи, Il confine d'Italia in Istria e Далмазия, предисловие Арнальдо Маури, Think ADV, Conselve, 2007.
  • Tomaz Luigi, In Adriatico nel secondo millennio, Foreword by Arnaldo Mauri, Think ADV, Conselve, 2010.

External links

Последняя правка сделана 2021-05-16 10:58:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте