Далдос

редактировать
Далдес
Годы активностиВпервые зарегистрировано в 1800-х годах. В основном вышла из употребления к первой половине 1900-х годов.
ЖанрыНастольная игра. Игра в бега-бой. Игра в кости
Игроки2
Время подготовки30 секунд - 1 минута
Время воспроизведения5–60 минут
Случайный шансСреднее (кубик бросание)
Требуются навыкиСтратегия, тактика, подсчет, вероятность
Синоним(s)Далдоса

Далдос [ dal'd ø s] - это беговой бой настольная игра, известная только в нескольких прибрежных местах на юге Скандинавии, где История может быть прослежена примерно до 1800 года. Игра примечательна своими необычными четырехгранными кубиками (палка или длинные кубики ). В Дании он известен как daldøs в Северной и Западной Ютландии (Mors, Thisted и Fanø ), и, возможно, как daldos на Борнхольме. В Норвегии он известен под названием daldøsa из Jæren, где, в отличие от Дании, существует непрерывная традиция игры в далдос. Daldøs имеет много общего с некоторыми играми из семейства sáhkku из саамских настольных игр. Известно, что в сахкку играли саамами на северном побережье и восточно-центральной внутренней части Сапми, далеко от Йерена и Дании. В остальном, ближайшими родственниками этой игры, по всей видимости, являются игры tâb из Северной Африки и Юго-Западной Азии, возможно, не считая одной немаркированной диаграммы в кодексе из Южной Англии.

Содержание
  • 1 Типовые материалы
  • 2 Правила
  • 3 Варианты
  • 4 Стратегия
    • 4.1 Вероятности
  • 5 История и источники
    • 5.1 Название игры
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Английский
    • 6.2 Датский
Типичные материалы
Рукопись 1250-1300 гг., Где слева показана возможная доска Далдёса

Доска имеет форму лодки и имеет три параллельных ряда отверстия, два из которых (A и B) имеют по 16 отверстий, а средний ряд имеет дополнительное отверстие в носу корабля.

У каждого игрока есть 16 деталей в форме лопаток с нижним концом, вставленным в отверстия на доске. У одного игрока есть довольно широкие и тонкие фишки; в то время как фигуры другого игрока имеют более форму обелиска. В начале игры фишки игрока A помещаются в отверстия ряда A так, чтобы шпатели были перпендикулярны ряду (без утолщения), что эквивалентно игроку B. Позже в игре фишки будут повернуты ( fordallede, или dalled) так, чтобы шпатель был параллелен рядам.

Игральные кости типа "скалка" Далдёса.

Используются два специальных кубика. Каждый кубик представляет собой четырехгранный длинный кубик с пирамидальными или закругленными концами, не позволяющими кубику встать дыбом. Они могут быть примерно 2 на 2 см в поперечном сечении и 4 см в длину. Четыре стороны помечены A (со значением 1, называемым dallen, то есть dal), II (2, вероятно, называется døs), III (3) и IIII (4). По некоторым данным, дал противоположен III.

Правила
Доска Далдёса. Вверху: начальная позиция. В центре: путь для фигур игрока А. Внизу: позиция каждого игрока после первого хода.

Начало игры

Оба игрока бросают кости; самый высокий бросок (добавление кубиков, дал считается как 1) начинает игру.

Бросок

Фишки не могут двигаться, пока они не будут поставлены. Кость, показывающая дал, позволяет игроку отдать одну часть, то есть повернуть ее параллельно своему ряду и переместить на одну позицию вперед. Первым дал можно долбить только ближайший к корме кусок, а потом он переходит в средний ряд. Бросок без дала без дала считается проигранным ходом.

Движения

Отбитые части движутся согласно броскам кубиков. Фишки каждого игрока перемещаются сначала через домашний ряд к корме, затем через средний ряд к носу, затем во вражеский ряд обратно к корме. Отсюда он снова перемещается в средний ряд и т.д., никогда не возвращаясь в исходный ряд. Показания двух кубиков могут быть либо добавлены и использованы для перемещения одной фигуры, либо использованы отдельно для двух разных фигур. Например, бросок дал и тройки позволяет игроку: (i) отодвинуть одну фигуру (переместить ее на одну позицию), а затем переместить другую отбитую фигуру на три позиции; (ii) отдать одну фигуру и переместить ее на четыре позиции; (iii) передвинуть две фишки, одна на три позиции, а другая на одну позицию; или (iv) переместить одну фигуру на четыре позиции. Показы обеих игральных костей должны использоваться в ходу. Если это невозможно, необходимо использовать показ одной из игральных костей. Если и это невозможно, ход теряется. При броске дал-дала (двух дал) игрок имеет дополнительный бросок.

Объект

Цель игры - удалить все вражеские фишки с доски. Фишка противника удаляется, когда другая фишка заканчивается в той же позиции. Когда кубики добавлены, можно удалить только вражескую фишку в последней позиции. Вражеские фишки (как удаленные, так и нет) можно перепрыгивать, но не удаляются при этом. Дружественные фигуры вообще нельзя перепрыгивать. Игра заканчивается, когда у одного из игроков не остается фишек.

Варианты

Форма доски, фигур и игральных костей различается. Например, дал, помеченный A в Дании, помечен X в Норвегии и I в некоторых современных реконструкциях.

В правилах, прилагаемых к некоторым реконструкциям игры, направление ходов изменено на противоположное (нос к корме в среднем ряду вместо кормы к носу и т. Д.). Однако реальных последствий эта разница не имеет.

В некоторых реконструкциях части имеют цилиндрическую форму с одним концом, окрашенным в черный цвет для игрока A и белым для игрока B. Незакрепленные части переворачиваются окрашенным концом вниз.

В некоторых источниках указывается, что ударить можно только ближайшую к корме неотложенную часть игрока. Согласно этому правилу, детали не должны быть спроектированы таким образом, чтобы можно было видеть, разбита деталь или нет; вместо этого маркером может быть обозначена следующая деталь, которую нужно вытащить.

Кроме того, некоторые источники указывают, что когда кости добавляются и используются для перемещения одной фигуры, вражеские фигуры в промежуточной позиции, а также в последней позиции удаляются.

Конец игры может быть утомительным, поэтому было предложено согласиться с тем, что проигрывает первый игрок, у которого останется только одна фишка.

Количество отверстий в каждом ряду довольно произвольно; вместо 16 + 17 + 16, используемых в датской игре, в Норвегии используется 12 + 13 + 12, по 12 фигур на каждого игрока. В любом случае нет очевидной причины для дополнительной лунки в среднем ряду, кроме как различать два конца доски, что необходимо для определения направления игры.

Стратегия

Игра проста, и скоро вы поймете, что она окупается, если у вас есть упавшие части, ждущие в домашнем ряду рядом с носом, а также во вражеском ряду позади всех вражеских фигур. Большинство бросков дала используются для перемещения кусков дал, а не для перемещения уже забитых кусков.

Вероятности

Часто бывает полезно иметь представление о вероятности того, что данная фигура может быть удалена в следующем раунде. Предположим, что у игрока A есть фигура a 1, а у игрока B есть фигура b 1 на несколько позиций позади 1, и нет других фигур между ними. Если настала очередь B, шансы B удалить a 1 с помощью b 1 в этом ходу зависят от того, на сколько позиций b 1 находится за 1:

Взаимное расположение фигур. Здесь расстояние b 1→a1равно 2, а b 2→a1равно 4.
Расстояние b 1→a1123456789 или более
Вероятность44%50%60%67%29%23%14%8%менее 1%
Использование dal-dal120012222

Обратите внимание, что наибольшая вероятность, две трети, обнаруживается, когда b 1 находится на четыре позиции позади 1, и обратите внимание на быстрое уменьшение вероятностей для больших расстояний. Эти значения предполагают, что B имеет достаточно возможностей использовать часть броска в другом месте на доске. Например, на расстоянии 2 B должен либо бросить дал-дал (вероятность 1/16), либо один кубик должен показать 2 (вероятность 7/16), в то время как B может использовать другой кубик, чтобы переместить другую фигуру в другое место. на борту. Строка таблицы Использование dal-dal указывает, на сколько позиций B должен переместиться на b 1 при броске dal-dal, чтобы максимизировать вероятность удаления 1, включая дополнительные бросить.

Если B имеет дополнительный кусок b 2 позади b 1, но не более чем на четыре позиции позади 1, первые несколько вероятностей увеличиваются за счет включения возможности перехода через 1 с помощью b 1 и последующего удаления 1 с помощью b 2:

Distance b 1→a1123
Distance b 2→a12, 3 или 43 или 44
Вероятность75%69%67%
Использование dal -dal122

Обратите внимание, что теперь наибольшая вероятность составляет три четверти и обнаруживается, когда b 1 находится всего на одну позицию позади 1.

История и источники

Происхождение Daldøs неизвестны, но они поразительно похожи на некоторые игры группы tâb из Северной Африки и Западной Азии, широко распространенные во время мусульманской экспансии. Можно предположить, что какой-то морской торговый контакт принес таб-дичь в Скандинавию либо непосредственно из арабского мира, либо, возможно, через Англию, где кодекс из аббатства Черн, Дорсет, со второй половины тринадцатый век (Folio 2v, MS 0.2.45, Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж), возможно, показывает доску Далдёса с 12 + 12 + 12 лунками после того, как оба игрока сделали свой первый ход. Игра должна была появиться в Скандинавии не намного позже 1800 года, а вполне возможно, за несколько веков до этого. Было высказано предположение о связи с шведами викингами, известными как варяги, наемниками Византийской империи до 1100 года.

В датском историческом романе «Фру Мария Груббе», написанном в 1876 году Дж. П. Якобсен, Мария играет в далдё со своим мужем в 1661 году. Но, скорее всего, Якобсен знал эту игру с детства в Тистеде в 1850-х годах. В статье Х. Биллескова от 1927 г. Янсен [H. Биллесков Янсен: Daldøs, Danske Studier, Copenhagen 1927, pp. 96–100], игра подробно описана и приведены правила. Автор нашел один из немногих уцелевших экземпляров с фермы недалеко от Тистеда - фермы, куда Якобсен приходил в детстве. Эта игра сейчас находится в Музее Тистеда. Еще одна игра от Mors теперь находится в Nationalmuseet (Brede), а другая - в Morslands Historiske Museum (местный исторический музей Морса). Из Борнхольма ни в каких источниках эта игра не упоминается, но местная поговорка spilla dalds (буквально «играть в далдош»), означающая «жить не по средствам», была записана в 1856 году. Подобное значение было зафиксировано в Ютландии.

В Йурене в Норвегии игра неизвестного возраста хранится в bygdemuseum, части Jærmuseet. Юрен имел тесные торговые связи с датскими регионами, где играл далдёш.

Название игры

В названии daldøs первый слог относится к метанию дал. Обозначение A на кубиках daldøs, вероятно, означает туз или что-то подобное, но этимология имени dal остается загадкой. Одна теория связывает dal со средневековым английским daly, что означает «умереть». Døs, вероятно, является вариантом нордического слова, традиционно используемого для «двойки» на кубике, связанного со старым французским doues, сохранившимся в датском слове ockadus, первоначально означая бросок кости из другой игры в кости с 5 и 2. Большинство игр таб и игра Samít sáhkku также названы в честь броска кости "один", который требуется для освобождения фигур, чтобы они могли начать перемещение; нет очевидной причины, по которой бросок «два» должен быть включен в название игры, за исключением случаев, когда «далдос» на самом деле означает «два далс» (дал-дал).

Ссылки

Английский

Последняя правка сделана 2021-05-16 10:44:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте