Дакшинамурти | |
---|---|
Скульптура Дакшинамурти Шивы на южном входе в Храм Минакши в Мадурае. | |
Принадлежность | Шива (Шиваизм ) |
Дхакшинамурти Санскрит : दक्षिणामूर्ति (Дакшинамурти) - аспект индуистского бога Шивы как гуру (учитель) всех типов знания. Этот аспект Господа Парамасивы, обращенного в Парамагуру, является его олицетворением как высшее или высшее осознание, понимание и знание. Эта форма представляет Шиву как учителя йоги, музыка и мудрость, а также разъяснение шастр. Ему поклоняются как богу мудрости, совершенной и полезной медитации. Согласно писаниям, если у человека нет Парамагуру, тогда они смогут считать Господа Дакшинамурти своим Гуру и поклоняться ему. В конце концов, они будут благословлены человеческим Самореализованным Гуру, если они будут достойны.
Дакшинамурти буквально означает «тот, кто смотрит на юг (дакшина)» на санскрите. Согласно другой школе мысли «Дакшинья» на санскрите означает Каруна или доброта (милосердие). Итак, это проявление Шивы - доброжелательный учитель, который дарует мудрость ищущим спасения. В большинстве храмов Шивы каменное изображение Дакшинамурти установлено, обращенное на юг, на южном обходном пути вокруг святилища. Возможно, из всех индуистских богов он единственный сидит лицом на юг. Великий провидец Рамана Махарши сказал в письме 89: одно значение Дакшины действенно; другое значение - «в сердце на правой стороне тела»; Амурти означает «Бесформенность». «Дакшинамурти Стотра» на санскрите означает «Бесформенность, расположенная на правой стороне».
Статуя Дакшинамурти, Тамил Наду, 10 векВ своем аспекте Джнана Дакшинамурти Шива является обычно показан с четырьмя руками. Он изображен сидящим под баньяновым деревом лицом на юг. Шива восседает на оленьем троне в окружении мудрецов, которые получают его наставления. Он изображен сидящим, положив правую ногу на мифическую апасмару (демон, который, согласно индуистской мифологии, является олицетворением невежества), а его левая нога лежит на коленях. Иногда даже диких животных изображают окружающими Шиву. В руках он держит змею или четки, или и то, и другое в одной руке и пламя в другой; в то время как в его нижней правой руке изображен вьяхьянамудра, в нижней левой руке он держит пучок травы куша или священные писания. Указательный палец Его правой руки согнут и касается кончика большого пальца. Остальные три пальца разведены в стороны. Этот символический жест руки или мудра является Гнана Мудра (или Джнана Мудра или Джана Мудра), символом знания и мудрости. Иногда эта рука находится в Абхайя Мудре, позе уверенности и благословения. В Мелакадамбуре статуя Дакшинамурти появляется сидящим на быке под баньяновым деревом с отверстием, простирающимся от одного уха до другого.
Дакшинамурти изображается как могущественная форма, наполненная вечно текущим блаженством и высшей радостью, находясь в йогическом состоянии абстрактной медитации. Вариации этого культового изображения включают Виенадхара Дакшинамурти (держит Вина ) и Ришабхарода Дакшинамурти (верхом на Ришабхе - быке).
В индийской традиции особое почтение уделяется Гуру или учителю. Дакшинамурти в индуистской системе верований рассматривается как высший Гуру - воплощение знания и олицетворение невежества (что представлено демонами, раздавленными ногами божества). Джнана-мудра интерпретируется следующим образом: - Большой палец обозначает Бога, а указательный палец обозначает человека. Остальные три пальца символизируют три врожденные нечистоты человека, а именно. высокомерие, иллюзия и плохие поступки прошлых рождений. Когда человек отделяется от этих нечистот, он достигает Бога. Другая интерпретация состоит в том, что три других пальца обозначают три состояния жизни: Джагрути (полное бодрствование посредством чувств и ума), Свапна (состояние сна - когда ум бодрствует) и сушупти (истинное я - когда чувства и ум входят в душу - Атма ). Абхая-мудра, жест, когда рука поднята над бедром, ладонью наружу и пальцами указывает, интерпретируется как Его милость к Своим ученикам. Четки или змея означают тантрическое знание. Огонь представляет собой озарение, устраняющее тьму невежества.
Пятый день недели, четверг, связан с планетой Юпитер и упоминается как Гуру (Гурувар или Гуруваарам). Четверг считается благоприятным для начала любых образовательных мероприятий. Именно по четвергам во многих шиваитских храмах Дакшинамурти совершаются специальные богослужения. В некоторых храмовых традициях ночь полнолуния, особенно ночь Гуру Пурнимы, считается подходящим временем для богослужений Дакшинамурти.
Хотя идол Дакшинамурти установлен в каждом храме Шивы, есть только несколько храмов, где Дакшинамурти является главным божеством.
Есть много мантр, посвященных Господу Дакшинамурти. Господу Дакшинамурти молятся за защиту и общее благополучие, а также за успех в образовании.
Дакшинамурти Гаятри Мантра
Ом вРишабха-дхваджая Видмахе. Гхруни-Хастхаа Дхимахи. Тханноорт Дакшинам 96>ॐ वृषभध्वजाय विद्महे घृणिहस्ताय धीमहि | तन्नो दक्षिणामूर्ति प्रचोदयात् ||
DakShinamoorthy Stótram by - хвалебный гимн этой форме Шивы.
ом намах пранавартхайа шуддхаджнанаикамуртайе! нирмалая прашантайа дакшиНамуртай намах !! чидганайа махешайа ватамуланивасине! омкаравачйарупайа дакшинамуртай намах !! Гуравей сарвалоканаам бхи-шадже бхаварогинам! Нидхайе сарвавидйанаам дакшинамуртай намах !!
. Полный Стотрам
https://vignanam.org/veda/dakshina-murthy-stotram-english.html
Йога Дакшинамурти является аспектом Шивы как гуру (учитель) йоги.
В своем аспекте Йоги Дакшинамурти Шива обычно представлен в любом из двух стили, описанные ниже: -
На Викискладе есть материалы, связанные с Дакшинамурти. |