Сообщества, проживающие в пределах языка Дакель области | |
Регионы со значительным населением | |
---|---|
Канада (Британская Колумбия ) | |
Языки | |
Английский, Дакель | |
Религия | |
Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Wet'suwet'en, Цилкот'ин, Каска, Секани |
The Дакель (произносится ) или Перевозчик являются коренными народами значительной части Центральных внутренних районов в Британской Колумбии, Канада.
Название "Carrier" было производным из английского перевода Агеле, названия из соседнего Секани (Цек'эхне) («люди скал или гор», Лхт'ат'ен / Лхт'ат'енн, ᒡᗧᗥᐣ ) для народа дакель. Люди секани играли важную роль в ранний период контактов между торговцами мехом и народом дакель, потому что некоторые люди секани могли говорить как на дакельском, так и на кри, и служили переводчиками. между торговцами мехом и народом Дакель.
Они называют себя «Дакель / Дакель-не» (ᑕᗸᒡ, люди, которые «путешествуют по воде», букв. «Люди, путешествующие на лодке в начале утро ", Synaeresis из uda ukelh и ne ) и добавить суффиксы -xwoten,« люди »или -t'en, «люди» для названий деревень или мест для обозначения определенных групп (например, Tl'azt'en, Wet'suwet'en). Wetʼsuwetʼen (Whutsot'en, ᗘᙢᗥᐣ, «Люди реки Wet'sinkwha / Wa Dzun Kwuh, т.е. река Балкли», букв: «Люди синяя и зеленая река "; также известная как Western Carrier) и Babine (Nadot'en) (Nadot'enne, ᘇᑎᗥᐣ,« Lake Babine People » ; также известный как северный носитель) народы являются ветвью народа дакель / носителей и называются западными перевозчиками. Они говорят на Witsuwitʼen или Babine / Nedut'en, диалектах Babine-Witsuwiten языка, который, как и его сестра язык дакель, является членом отделения Центральной Британской Колумбии Северные атабаскские языки. Они принадлежат к северным атабаскам или дене народам (дене - обычное атабаскское слово, обозначающее «народ»).
Другое имя, которое сами дакель / носитель называют Yinka Dene («люди на земле»), банды, говорящие на бабин-вицувитэн, предпочитают эквивалент Yinka Whut ' ru («люди на земле»). Как и их Дене соседи, они часто называли себя просто Дюна («человек», «человек») или Дюна-нэ и Дюна-ке / Дюна. -koh (ᑐᘅᘅ, «люди», «мужчины»).
Территория Дакела включает территорию вдоль реки Фрейзер (Лхтако - «реки внутри друг друга») к северу от Принца Джорджа (Лхейдли - «слияние») к югу от Кенел, включая район Баркервиль - Уэллс, Страна Нечако, области вокруг озера Стюарт (Накалбун - «озеро на горе Папа»), озеро Тремблер (Дзингхубун - «день после озера»), озеро Такла (Хелхгубун - «груз после озера»), Озеро Фрейзер (Надлехбун - «(рыба) бегущее озеро») и Озеро Бабин, Долина Балкли и регион вдоль Вест-роуд Река, к западу от Горы Хейзелтон и Китиматские хребты Прибрежных гор, включая Озера Клускус (Лхооск'уз - «место сига в Скалистых горах»), Озеро Оотса (Ооса Бунк'ут - «озеро ведра»), Кванчу и Хребты Фавни и Озеро Чеслатта (Цетл 'адак Бунк'ут - «Пик-Рок-Лейк»).
Регион Дакель по большей части представляет собой суббореальный лес, усеянный многочисленными озерами. Есть множество рек, все в конечном итоге впадают в Тихий океан, в основном через реку Фрейзер. Климат континентальный, с холодной зимой, когда реки и озера замерзают, и коротким вегетационным периодом. Местность холмистая, с горами скромных размеров. Скалистые горы образуют восточную границу территории Дакель, но Дакель не очень знакомы с предгорьями, потому что эта область в последнее время была занята кри (Душина, ᑐᙘᘇ ). Часть Прибрежных гор и Хазелтонских гор попадает в территорию Витсувит'ена. Дальше на юг люди 'Ulkatcho делят Береговой хребет с Coast Salish Nuxalkmc (Bella Coola) и северным плато Chilcotin, где говорят на северных атабасках 124>сильная воинская нация (с политическим влиянием региона Симилкамин на юге (Британской Колумбии), Тихоокеанского побережья на западе и Скалистых гор на востоке) Цилкот'ин (Чилкот'ин, ᗘᙢᗥᐣ ).
Традиционный образ жизни дакель основан на сезонном режиме, с наибольшей активностью летом, когда собирают ягоды, ловят и консервируют рыбу. Основа экономики сосредоточена на уборке урожая в каждой семье кейох (ᗸᘏ ᑋ, территория, деревня, линия связи) под руководством вождя (дайи, ᑕᘒ ). Рыбу, особенно несколько разновидностей лосося, коптят и хранят на зиму в больших количествах. Охота и отлов оленя, карибу, лося, лося, черного медведя, бобра и кролик давали мясо, мех для одежды и кости для инструментов. Другие пушные звери в какой-то степени попадают в ловушку, но до появления пушного промысла такой отлов является второстепенным видом деятельности. За исключением ягод, а также сока и камбия сосновой ложки, растения играют относительно небольшую роль в качестве пищи, хотя люди Дакель высоко ценят их священность. Дакелхе знакомы с различными съедобными растениями и иногда используют их. Растения широко используются в медицине. Зимняя активность более ограничена, с некоторой охотой, ловлей и рыбалкой подо льдом. Хотя многие дакельцы теперь имеют работу и иным образом участвуют в нетрадиционной экономике, рыба, дичь и ягоды по-прежнему составляют основную часть рациона.
Дакель вели обширную торговлю с побережьем по тропам, известным как «жирные тропы». Вывозимые товары состояли в основном из шкур, сушеного мяса и циновок из сушеных ягод. Импорт состоял из различных морских продуктов, наиболее важным из которых был «жир», масло, полученное из эвлахонов (также известных как «свеча»), позволяя им гнить, добавляя кипяток и снимая сливки. масло. Это масло чрезвычайно питательно и, в отличие от многих других жиров, содержит желательные жирные кислоты. Другими важными предметами импорта были копченые эвлахоны и сушеные водоросли красного умывальника. «Жир» и копченые эвлахоны по-прежнему считаются многими деликатесами и ценными подарками от гостей с запада. Маршрут, по которому сэр Александр Маккензи и его группа достигли Тихого океана в 1793 году при первом пересечении Северной Америки по суше, от реки Фрейзер на запад лежал жирный след. Другие примеры включают Cheslatta Trail и Nyan Wheti.
Они используют ягоды Vaccinium vitis- idaea для приготовления варенья.
Они принимают отвар всего растения Viola adunca от боли в желудке. Южные носители используют крепкий отвар корня ортилии в качестве промывания глаз.
Полный список их этноботаники можно найти на http: / /naeb.brit.org/uses/tribes/27/, http://naeb.brit.org/uses/tribes/28/ и http: // naeb. brit.org/uses/tribes/29/.
В конце 1940-х годов профессор Университета Британской Колумбии Чарльз Эдвард Борден переключил свое внимание к срочному поиску археологических находок в каньоне Нечако после изучения запланированного Кемано водохранилища, которое затопит каньон, большую часть охотничьей территории Дакель в парке Твидсмюир. В 1951 году он получил финансирование от компании Alcan и Министерства образования Британской Колумбии для проведения археологических раскопок на «территории индейцев носителей». В 1951 году Борден и его протеже, студент-антрополог Уилсон Дафф, обнаружили более 130 мест, важных для истории Чеслатта Тен. Они провели более интенсивные исследования до затопления местности. Строительство дамбы вызвало «разрушительные изменения для общин коренных народов, чьи традиционные территории лежали на их пути, включая разрушение мест захоронения аборигенов, территорий, источников средств к существованию и археологических памятников». В 1957 году Алкан открыл водосливные ворота к озеру Скин, осквернив могилы Чеслатта, которые привлекли внимание общественности во время Королевской комиссии по коренным народам.
. В 1951 году Борден начал обследование и раскопки на этом месте и вернулся к работе. каждое лето, пока он не вышел на пенсию в 1970 году. Его последняя статья, опубликованная в Science в 1979 году, была основана на раскопках ранних комплексов микролопастей в Наму в 1977 году.
В качестве этнического термина кэрриер или дакелх включает носителей как собственно дакельского языка, так и родственного ему языка бабин-витсувит'ен, оба из которых находятся под угрозой исчезновения. языки.
Семь групп образуют Совет племени носителей Секани :
Четыре группы принадлежат к Совету племен Carrier Chilcotin :
Остальные группы независимы.
В некоторых литературных источниках дакельцы известны под французским термином Porteurs. Другой термин, который иногда встречается, - это Taculli вместе с вариантами написания. Это лингвистически наивная адаптация фонетической записи, используемой отцом Адрианом-Габриэлем Морисом. В первом письменном упоминании народа Дакель в дневнике сэра Александра Маккензи используется термин нагайлер.
Согласно общепринятому мнению о происхождении слова Sekani aɣelne от слова Dakelh, английское название которого является переводом, является то, что оно относится к особой практике захоронения в Дакеле в вдова несла прах своего мужа на спине во время траура. Одна из проблем этой гипотезы состоит в том, что существует мало свидетельств существования этого обычая, сообщение о котором принадлежит отцу Морису. По словам отца Лизетт Холл (1992 г.), Луи-Билли Принса, который был прислугой отца Мориса и хорошо его знал, отец Морис так настойчиво приставал к Дакелу по поводу происхождения этого имени, что они наконец рассказали ему историю о вдовах, несущих прах в дом. удовлетворить его. Альтернативная гипотеза состоит в том, что это относится к тому факту, что дакель, в отличие от секани, участвовал в торговле с побережьем, что требовало упаковки грузов по жирным тропам.
Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Дакель. |