народ дай

редактировать
народ дай. 中国 境内 傣族
Меньшинство дай в Китае.JPG меньшинство дай в Китае
Общая численность населения
c.8 млн
Регионы со значительной численностью населения
Мьянма6,345,236
Китай1,158,989
Лаос126,229
Таиланд145 236
Языки
Тай Лю, Тай Нуэа, Тай Дам, Китайский язык, Лаосский, Тайский
Религия
Буддизм Тхеравады и Народная религия Дай

Люди Дай (Бирманцы : တိုင် လူမျိုး; Тай Люй : ᩱᨴᩭ; Лаосский : ໄຕ; Тайский : ไท; Шан : တႆး, [тай˥˩]; Тай Нюа : ᥖᥭᥰ, [tai˥]; китайский : ; пиньинь : Dǎizú) относится к нескольким тай -говорящим этническим группам, живущим в автономной префектуре Сишуанбаньна Дай и Автономная префектура Дэхундай и Цзинпо китайской провинции Юньнань. Народ даи составляет одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой. В более широком смысле этот термин может применяться к группам в Лаосе, Вьетнаме, Таиланде и Мьянме, когда слово Dai конкретно означает Тай Яй, Люэ, Китайский Шань, Тай Дам, Тай Кхао или даже Тай в целом. Другие имена см. В таблице ниже.

Содержание

  • 1 Неоднозначность имени
  • 2 Тайские группы и названия
  • 3 Языки
  • 4 История
    • 4.1 Ранний период
    • 4.2 Юань и период Мин
    • 4.3 Цин и современный Китай
  • 5 Исход
  • 6 Обычай диеты
  • 7 Тай Лю в Таиланде
  • 8 Фестиваль
  • 9 Культура и религия
    • 9.1 Религия
    • 9.2 Литература и наука
    • 9.3 Жилища
    • 9.4 Экономика
    • 9.5 Брак и роли женщин
  • 10 Галерея
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Двусмысленность имени

Люди Дай тесно связаны с Лао и тайцы, которые составляют большинство в Лаосе и Таиланде. Первоначально Тай или Дай жили вместе в современной провинции Юньнань до политического хаоса и войн на севере в конце Тан и династии Сун и различные кочевые народы побудили некоторых двинуться дальше на юг, в современный Лаос, а затем в Таиланд. Как и во многих других официально признанных этнических группах в Китае (см. Гаошань и Яо ), термин Дай, по крайней мере в китайском употреблении, является обобщающим термином и как таковой не имеет эквивалента в Тайские языки, в которых есть только более общие термины для «тайских народов в целом» (например, Tai Lue: tai˥˩, но этот термин относится ко всем людям дай, не включая чжуан) и «тайские народы в Китае» ( например, тайский : ชาว ไท ใน จีน '), оба из которых включают Zhuang, например, что не относится к китайским и более конкретным терминам, как показано в таблице ниже. Следовательно, слово Дай, как и вышеупомянутое Яо, является культурной концепцией ханьского Китая, которая теперь принята другими языками, такими как английский, французский и немецкий (см. соответствующие Википедии). Однако в качестве решения для тайского языка, как и для английского, термин Tai Lue может использоваться для обозначения Dai, несмотря на то, что он относится к другим группам, как в таблице ниже. Это потому, что две основные группы фактически носят одно и то же имя, означающее «Северный Тай» (lue и nüa являются родственными).

Хотя они официально признаны единым народом китайским государством, эти тайцы образуют несколько различных культурных и языковых групп. Двумя основными языками даи являются дай лю (сибсонгбанна дай) и дай нюа (дайхонг дай); Двумя другими письменными языками, используемыми Дай, являются и Тай Дам. Все они являются языками тай, группой родственных языков, в которую входят тайский, лаосский и чжуан и часть языковой семьи тай-кадай. На различных диалектах языковой семьи Тай / Дай говорят от Ассама, Индии до Тайваня и провинции Шаньси, Китай. Люди Даи следуют своей традиционной религии, а также Буддизму Тхеравады и поддерживают те же обычаи и праздники (например, Сонгкран ) с другими Тайоязычными народами и, в более широком смысле, в отношении некоторых культурные аспекты, неродственные доминирующие этнические группы Мьянмы, Камбоджи и Шри-Ланки. Они являются одними из немногих групп коренных жителей Китая, номинально практикующих буддийскую школу Тхеравады. Термин Тай в Китае также иногда используется, чтобы показать, что большинство народов, относящихся к национальности «Дай», в основном говорят на тайских языках (т.е. языках Юго-Западного Тай)

Тайские группы и имена

Китайский Пиньинь Тай Лю Тай Нюа Тайский ОбычныйПлощадь (а)
傣泐. (西雙կ西雙 傣族 自治州)Dǎilè. (Xīshuāngbǎnnà Dǎi)tai˥˩ lɯː˩ไท ลื้อTai Lü, Tai Lue, LueАвтономная префектура Sipsongpanna Tai, Лаос, Таиланд, Бирма, Вьетнам
傣那. (德宏 傣)Дина. (Дэхонг Дуи)tai˥˩ nəː˥tai. le6ไท เหนือ, ไท ใต้ คง, ไท ใหญ่Тай Нюа, Северный Тай, Верхний Тай, китайский шань, Тай ЯйДэхун ; Бирма
傣擔Дидантай˥˩ дам˥ไท ดำ, ลาว โซ่ง, ไท ทรง ดำТай Дам, Блэк Тай, Тай Лам, Лао Сун Дам *, Тай Муан, Тай Тан, Блэк До, Цзиньпин Дай, Тай Дэн, Тай До, Тай Нуар, Тай ДэнЦзиньпин (金 平), Лаос, Таиланд
傣繃Дзибенгтай˥˩поไท เบ ง, ไท มา ว, ไท ใหญ่Руили, Генгма,. вдоль Меконга
傣端Дуидуантай˥˩доːн˥ไท ขาวБелый Тай, Тай Дон, Тай Као, Тай Као, Тай Дон, Дай Као, White Dai, Red Tai, Tai Blanc, Tai Kaw, Tày Lai, Thai TrangJinping (金 平)
傣雅Dǎiyǎtai˥˩jaː˧˥ไท หย่า, Тай Цун, Цун, ЯСиньпин (新 平), Юаньцзян (元 江)
傣友Дуйютай˥˩цзю˩ไท โย วЮаньян (元 阳),. вдоль Красной реки
* букв. «Лао [носит] черные брюки»

Языки

Народы, классифицируемые как Дай в Китае, говорят на следующих языках Юго-Западного Тай.

Юньнань (1998: 150) перечисляет 4 основных варианта языка Тай.

История

Ранний период

В 109 г. до н.э. династия Хань основал префектуру Ичжоу на юго-западе от И (современные части Юньнани, Сычуани и Гуйчжоу). В двенадцатом веке Дай (называвшийся Дай-Лю или Тай-Лю в этот период) основал Царство Золотого Зала Цзинхун в Сипсонг Панна (современный Сишуанбаньна). Цзинхун был столицей этого королевства. Население королевства составляло более миллиона человек, и согласно местным источникам, китайцы признавались своим правителем. Царь обладал политической и экономической властью и контролировал большую часть земли и местной водной системы.

Периоды Юань и Мин

Во время Династии Юань Дай стал подчиняться Юньнань (сам недавно завоеван монголами). Потомственные лидеры назначались властями из числа меньшинств региона. Эта система продолжалась при династии Мин, и феодальные системы в этот период позволяли помещикам устанавливать политическую власть вместе со своей армией, тюрьмами и судами. Однако некоторые общины даи имели свои собственные аспекты класса, политической структуры и собственности на землю, которые значительно отличались от других групп. Также во время династии Мин восемь дай туси (вождей) контролировали регион, каждый из которых имел свою экономическую и политическую власть. Хотя буддизм присутствует в Юньнани, по крайней мере, с 7-го века, Дай обратился в буддизм Тхеравады в 15-м и 16-м веках.

Цин и современный Китай

Династия Цин сохранил систему Юань и Мин нетронутой, но с некоторыми отличиями. Цин имел большую экономическую мощь в регионе и регулярно отправлял туда чиновников для непосредственного надзора и контроля. Эта устоявшаяся система была полностью заменена правительством Китая только в 1953 году. 1953 год также ознаменовал конец древней правящей семьи, существовавшей со времен царства Цзинхун. Последний король, Чао Хмоам Гам Ле (Дао Шисунь по-китайски), затем стал заместителем главы префектуры Сишуанбаньна.

Исход

Первоначальные районы Тай Луэ включали обе стороны Река Меконг в Сипсонгпанна. Согласно Тай Лю, было пять городов-государств на восточном берегу и шесть на западе, которые с Цзинхун сформировали двенадцать рисовых полей, и у всех двенадцати было еще 32 небольших провинции.. Это были:

на западном берегу - Рунг, Ха, Сае, Лу, Онг, Луанг, Хун, Фан, Чан Чонг, Хай, Чианг Ло и Ман; На восточном берегу - Ла, Банг, Хинг, Панг, Ла, Ван, Фонг, Юань, Банг и Чианг Тонг (ныне Луангпхабанг ). (Эти имена транскрибируются в соответствии с их произношением тайского языка, а не их произношением Tai Lue (Dai). Если транскрибировать их в соответствии с их произношением Tai Lue, они будут следующими: Hung, Ha, Sae, Lu, Ong, Long, Hun, Pan, Cheng Choeng, Hai, Cheng Lo, Mang, La, Bang, Hing, Pang, La, Wang, Pong, Yon, Bang и Cheng Tong)

Некоторые части этих Тай Лю либо добровольно переселены или были насильно изгнаны из этих городов-государств от одной до двухсот лет назад, прибыв в страны современной Бирмы, Лаоса и Таиланда.

. обычай

Основным продуктом питания народности дай является рис. В районе Дехонг едят рис с японской.

Бамбуковый рис - известная закуска народности Дай. Его готовят путем помещения клейкого риса в ароматную бамбуковую трубку, замачивания в воде в течение 15 минут и запекания на огне.

Ананасовый фиолетовый рис обладает уникальными характеристиками, его вкус сладкий и восхитительный, и он обладает эффектом восполнения кровь и увлажняющие легкие.

Сырые, свежие, кислые и пряные - отличительные черты кухни дай. Люди Дай верят, что поедание кислого сердца может сделать глаза яркими, помочь пищеварению, а также уменьшить жар и жар. Сладкое снимает усталость. Острый может повысить аппетит. Кислота - самый восхитительный вкус в кухне Дай, и все блюда и закуски в основном кислые, такие как кислые побеги бамбука, кислая свинина.

Тай Лю в Таиланде

Ват Ронг Нгае - тайский Храм Люэ в округе Пуа, провинции Нан

В Таиланде Тай Луэ есть во многих провинциях верхних областей Северного Таиланда ; Этими провинциями являются:

Фестиваль

Фестивали народа дай в основном связаны к религиозной деятельности. Основные фестивали включают фестиваль закрытия дверей, фестиваль открытия дверей и фестиваль брызг воды.

Фестиваль закрытия фиксируется 15 сентября по календарю Дай (середина июля по григорианскому календарю). о Фестиваль дверных проемов, время зафиксированное в календаре Дай 15 декабря (середина октября по григорианскому календарю). Во время двух фестивалей в один и тот же день все люди пойдут в буддийский храм для проведения ритуальных мероприятий. Люди будут предлагать Будде еду, цветы и монеты. Три месяца между фестивалем закрытия дверей и фестивалем открытия дверей - это «закрытое» время года, самое религиозное время года.

Фестиваль окропления водой - традиционный праздник народа Дай, что означает июньский Новый год. Время приходится на конец июня или начало июля по календарю Дай (середина апреля по григорианскому календарю). Он проводится примерно через 10 дней после фестиваля Цинмин и символизирует «самый прекрасный день». Праздник обычно длится три дня. Ранним утром праздника жители деревни Дай отправились в буддийский храм, чтобы очистить фигуру Будды. После церемонии в буддийском храме юноши и девушки обливают друг друга водой. Затем группы людей маршировали вокруг, окропляя пешеходов в качестве благословения. Они представляют собой благословения.

Культура и религия

Религия

Даи - в основном буддисты Тхеравады. Дай-буддизм также содержит множество шаманских верований и практик. Даи были анимистами до того, как стал популярным буддизм, и их вера в природных духов сохраняется. До недавнего времени в каждой деревне Даи был хотя бы один буддийский храм, а в более крупных деревнях было от двух до пяти храмов. Многие из их буддийских храмов были разрушены во время Культурной революции. Родители обычно отправляли своих сыновей (от 7 до 18 лет) в храмы в качестве учебы. Мальчики остались три года или больше, чтобы научиться писать, читать и практиковать веру. После этого большинство мальчиков или молодых людей вернулись в светское общество, хотя некоторые остаются в храме, чтобы стать монахами. Это образование привело к высокому уровню грамотности и знанию письменности Дай среди мужчин Даи, которые сегодня превышают 80%.

Некоторые Даи исповедуют ислам. Эти конкретные Дай часто называют «Парши Дай» или «Дай Хуэй». Хуэй (китайские мусульмане) купцы из Дали и других частей Юньнани поселились в Сишуанбаньна в начале 19 века. Эти поселенцы ассимилировались и вступили в брак с местными жителями, что в конечном итоге привело к созданию уникальной культуры Дай и китайско-исламской культуры. Материальная культура нынешних парши-дай совпадает с их буддийской культурой. Они говорят на одном языке, носят одинаковую одежду, имеют похожие обычаи, ритуалы и диету. На ислам Парши Даи много влияний, происходящих от анимизма и буддизма Даи.

Литература и наука

Исторически Даи имели богатый массив астрономических и литературных работ. У Дай есть свой собственный календарь, который начинается в 638 году, и есть много астрономических книг по расчету солнечных и лунных затмений (большинство из которых написано письмом Дай). Исторические документы, легенды, рассказы, стихи, басни и детские рассказы также в изобилии.

Жилища

Традиционные деревни дай в основном расположены на бамбуковых равнинах у рек или ручьев. Дома Дай обычно строятся на сваях, а некоторые имеют квадратную форму. Некоторые дома двухэтажные, верхний этаж - жилое помещение, а нижний - склад. Нижний этаж иногда может быть без стен.

Экономика

В результате проживания в субтропическом регионе средства к существованию для многих Даи включают использование и выращивание риса, кофейного каучука, чая, сахар и многие виды фруктов. У Даи также высокоразвитая ремесленная промышленность, которая включает ткачество, отжим масла, виноделие и изготовление бамбука. С 1980-х годов туризм стал источником дохода для дай в Сишуанбаньна в результате строительства аэропортов в Цзинхуне и Мангши. Повышение инфраструктуры и уровня жизни в регионе привело к тому, что даи ассимилировались в основную экономику Китая лучше, чем другие меньшинства.

Брак и роль женщин

Исторически брак заключался в основном между членами подобный социальный или экономический класс и многоженство были обычным явлением среди вождей. Общество даи традиционно было патриархальным, женщины имели низкий статус и не могли наследовать собственность. Девочки (от 7 до 8 лет) отвечали за уход за младшими детьми и домашние обязанности. Когда они стали старше, работа на рисовых полях по расчистке сорняков, уборке урожая, посевам и т. Д. Стала частью их обязанностей. Сегодня женщины и молодежь Дай имеют больше свобод, чем в прошлом, и некоторые женщины (с доступом к образованию) начали профессиональную карьеру, например, учительница или медсестра.

Галерея

Источники

Цитированные работы

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с людьми Дай.

.

Последняя правка сделана 2021-05-16 10:22:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте