Леонардо да Винчи

редактировать
Эрудит итальянского Возрождения

Леонардо да Винчи
Франческо Мельци - Портрет Леонардо.png Портрет, приписываемый Франческо Мельци, c.1515–1518 гг.
РодилсяЛионардо ди сер Пьеро да Винчи. 14/15 апреля 1452. Анчиано, Винчи, Республика Флоренция (( современная Италия)
Умер2 мая 1519 (1519-05-02) (67 лет). Кло Люсе, Амбуаз, Королевство Франции
ИзвестнаЖивопись, рисунок, скульптура, наука, инженерия, архитектура, анатомия
Известные работы
ДвижениеВысокое Возрождение
Подпись
Firma де Леонардо да Винчи.svg

Леонардо да Винчи (английский: ; 14 / 15 апреля 1452 - 2 мая 1519) был итальянским эрудитом Высокого Возрождения, которого считают одним из величайших художников всех времен. Мона Лиза - самая известная из его работ и самый известный портрет из когда-либо созданных. Тайная вечеря - самая воспроизводимая религиозная картина всех времен, и его Витрувианский человек рисунок также считается культурным символом. Он также известен своими блокнотами, в которых он делал рисунки и заметки по науке и изобретениям ; они включают множество предметов, включая анатомию, картографию, живопись и палеонтологию. Коллективные работы Леонардо составляют вклад в развитие поколений художников, с которыми может соперничать только его современник Микеланджело.

Правильно названный Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, Леонардо родился вне брака нотариусу Пьеро да Винчи и крестьянке Катерине в Винчи, в районе Флоренции, Италия. Леонардо получил образование в мастерской известного итальянского художника Андреа дель Верроккьо. Большую часть своей ранней трудовой жизни он провел на службе у Людовико иль Моро в Милане, а позже он работал в Риме, Болонье и Венеции. Последние три года жизни он провел во Франции, где умер в 1519 году.

Хотя у него не было формального образования, многие историки и ученые считают, что «человека эпохи Возрождения» или «универсального гения»., личность «неутолимого любопытства» и «лихорадочно изобретательного воображения». Он широко считается одним из самых талантливых людей, которые когда-либо жили. По словам искусствоведа Хелен Гарднер, масштабы и глубина его интересов не имели прецедентов в зарегистрированной истории, и «его разум и личность кажутся нам сверхчеловеческими, в то время как сам человек загадочен и удаленный. "Ученые интерпретируют его взгляд на мир как основанные на логике, хотя эмпирические методы, которые он использовал, были неортодоксальными для его времени.

Леонардо почитается за его технологическую изобретательность. Тип боевой бронированной машины, сконцентрированная солнечная энергия, счетная машина и двойной корпус. Относительно немногих из его проектов были сконструированы или осуществимы его жизни, поскольку даже современные научные подходы к металлургии и технике были только в зачаточном состоянии в Ренессанс Однако некоторые из его небольших изобретений неожиданно вошли в мир производства, например, автоматическая намоточная машина и машина для испытани. я проволоки на разрыв. Ему также иногда приписывают изобретения парашюта, вертолета и танка. Он сделал существенное открытие в анатомии, гражданском строительстве, геологии, оптике и гидродинамике, но они не оказали прямого влияния на последующую науку.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Мастерская Верроккьо
    • 1.3 Профессиональная жизнь
    • 1.4 Старость и смерть
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Живопись
    • 3.1 Ранние работы
    • 3.2 Живопись 1480-е годы
    • 3.3 Живопись 1490-х годов
    • 3.4 Живопись 16 века
  • 4 Рисунки
  • 5 Журналы и заметки
  • 6 Научные исследования
    • 6.1 Анатомия и физиология
    • 6.2 Инженерия и изобретения
  • 7 Слава и репутация
  • 8 Местонахождение останков
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Биография

Ранняя жизнь

Фотография здания из грубого камня с маленькими окнами, окруженного оливковыми деревьями Дом, где прошло детство Леонардо в Анчиано, Винчи, Италия

Леонардо родился 14/15 апреля 1452 года на тосканском холме. город Винчи, в нижней долине Арно река на территории Медичи управляемой республикой Флоренция. Он был внебрачным сыном мессера Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, богатого флорентийского нотариуса, и крестьянина по имени Катерина, известного как Катерина Бути дель Вакка, а в последнее время - Катерина ди Мео Липпи. историк Мартин Кемп. Было много теорий относительно личности матери Леонардо, в том числе о том, что она была рабыней иностранного происхождения или бедной местной молодежью. Леонардо не имел фамилии в современном смысле слова - да Винчи просто означал «Винчи»; его полное имя при рождении было Лионардо ди сер Пьеро да Винчи, что означает «Леонардо, (сын) сер Пьеро (из) Винчи».

Леонардо провел свои первые годы в деревне из Анчиано в доме своей матери, и по крайней мере с 1457 года жил в доме своего отца, бабушки, дедушки и дяди в маленьком городке Винчи. Его отец женился на 16-летней девушке по имени Альбиера Амадори, которая любила молодой Леонардо, но умерла в 1465 году без детей. В 1468 году, когда Леонардо было 16 лет, его отец снова женился на 20-летней Франческе Ланфредини, которая также умерла бездетной. Законные наследники Пьеро были рождены от его третьей жены Маргариты ди Гульельмо, которая родила ему шестерых детей, и его четвертая и последняя жены Лукреции Кортигиани, которая родила ему еще шесть наследников. Всего у Леонардо было 12 сводных братьев и сестер, которые были намного моложе его (последний родился, когда Леонардо было 40 лет) и с ним было очень мало контактов.

Леонардо получил неформальное образование в Латинский язык, геометрия, и математика. Позднее Леонардо записал несколько отчетливых детских инцидентов. На одном был воздушный змей, который подошел к своей колыбели и открыл своим хвостом; он расценил это как предзнаменование своих писаний на эту тему. Когда он исследовал горы, он обнаружил, что находится внутри великого чудовище, и он обнаружил, что находится внутри. Он также кажется, вспомнил некоторые из своих детских наблюдений за водой, записывая и вычеркивая название своего родного города в одной из своих записных книжек о формировании рекании.

Ранние годы жизни Леонардо были предметом исторического предположения. Джорджо Вазари, биограф художников эпохи Возрождения XVI века, рассказывает историю Леонардо, когда он был очень молодым человеком: местный крестьянин сделал себе круглый щит и попросил сера Пьеро это нарисовано для него. Леонардо, вдохновленный историей Медузы, ответил картиной монстра, извергающий огонь, который был настолько ужасающим, что его отец купил другой щит, чтобы подарить крестьянину и продал Леонардо. торговец флорентийскими произведениями искусства за 100 дукатов, который, в свою очередь, продал его герцогу Миланскому.

мастерской Верроккьо

Painting showing Jesus, naked except for a loin-cloth, standing in a shallow stream in a rocky landscape, while to the right, John the Baptist, identifiable by the cross that he carries, tips water over Jesus' head. Two angels kneel at the left. Above Jesus are the hands of God, and a dove descending Крещение Христа (1472–1475) от Верроккьо и Леонардо, Галерея Уффици

В середине 1460-х годов семья Леонардо переехала во Флоренцию, которая в то время была центром христианской гуманистической мысли и культуры. Примерно в 14 лет он стал гарзоном (мальчиком в студии) в мастерской Андреа дель Верроккьо, ведущего флорентийского художника и скульптора своего времени. Это было примерно во время смерти мастерароккьо, великого скульптора Донателло. Леонардо учеником в течение 17 лет и продолжал обучение в течение семи лет. Другие известные художники, обучающиеся в мастерской или связанные с ней, включая Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. Леонардо получил как теоретическую подготовку, так и широкий спектр технических навыков, включая черчение, химию, металлургию, металлообработку, гипсовое литье, обработку кожи, механику и деревообработку, а также художественные навыки рисования, рисования, лепки., и моделирование.

Леонардо был современником Боттичелли, Гирландайо и Перуджино, которые были немного старше его. Он встретил бы их в мастерской Верроккьо или в Платонической академии Медичи. Флоренция была украшена работами таких художников, как современники Донателло Мазаччо, чьи образные фрески были проникнуты реализмом и эмоциями, и Гиберти, Гейтс рая, мерцающий сусальным золотом, демонстрирует искусство сочетания сложных фигурных композиций с подробным архитектурным фоном. Пьеро делла Франческа подробно изучил перспективу и был первым художником, который провел научное исследование света. Эти исследования и трактат Леона, Баттисты Альберти De pictura должны были оказывать глубокое влияние на молодых художников, в частности, собственные наблюдения и произведения Леонардо.

Большая часть из них. живопись в мастерской Верроккьо была написана его помощниками. По словам Вазари, Леонардо сотрудничал с Верроккьо в его Крещении Христа, изображая юного ангела, представляющего одежду Иисуса, в манере, которая превосходила манеру своего хозяина, что Верроккьо отложил кисть и больше никогда не писал, хотя это считается апокрифом. При внимательном рассмотрении можно использовать текстуры, которые были нарисованы или подкрашены с помощью темперы с использованием новой техники масляной, том числе пейзаж, камни, просматриваемые сквозь коричневую гору. ручей и большая часть фигуры, изображающего о руке Леонардо. Леонардо, возможно, был моделью для двух работ Верроккьо: бронзовой статуи Давида в Барджелло и Архангела Рафаэля в Тобиас и Ангел.

К 1472 году, в возрасте 20 лет, Леонардо получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки, гильдии художников и докторов медицины, но даже после того, как его отец поставил его в свою собственную мастерскую, его привязанность к Верроккьо была такова, что он продолжал сотрудничать и жить с ним. Самая ранняя известная датированная работа Леонардо - рисунок пером и тушью 1473 года долины Арно, который был назван первым «чистым» ландшафтом на Западе. По словам Вазари, молодой Леонардо был первым, кто сделал реку Арно судоходным каналом между Флоренцией и Пизой.

Богородицей в скалах, c.1483–1493, Лувр версия

Профессиональная жизнь

С января 1478 года Леонардо получил независимую комиссию по росписи алтаря для часовни Святого Бернара в Палаццо Веккьо, что свидетельствует о его независимости от студии Верроккьо. Анонимный ранний биограф, известный как Анонимо Гаддиано, утверждает, что в 1480 году Леонардо жил с Медичи и часто работал в саду на площади Сан-Марко во Флоренции, где располагалась академия неоплатоников. художников, поэтов и философов, организованных Медичи. В марте 1481 года он получил заказ от монахов Сан-Донато в Скопето на Поклонение волхвов. Ни одно из этих начальных поручений не было выполнено, и они были оставлены, когда Леонардо пошелать свои услуги герцогу Миланскому Людовико Сфорца. В 1482 году он отлил серебряный струнный инструмент из черепа лошади и бараньих рогов, чтобы принести его Сфорце, которому он написал письмо с описанием разнообразных вещей, которых он мог достичь на полях

Вместе с Альберти Леонардо посетил дом Медичи и через них познакомился со старшими философами-гуманистами, Марсильо Фичино, сторонник неоплатонизма ; Кристофоро Ландино, автор комментариев к классическим писаниям, и Иоанн Аргиропулос, учитель греческого языка и переводчик Аристотеля. С Платонической академией Медичи также связан современник Леонардо, блестящий молодой поэт и философ Пико делла Мирандола. В 1482 году Леонардо был посланником Лоренцо Медичи к Людовико иль Моро, который правил Миланом между 1479 и 1499 годами.

Леонардо работал в Милане с 1482 по 1499 год. Ему было поручено написать Богородицу в скалах для Братства Непорочного зачатия и Тайную вечерю для монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Весной 1485 года Леонардо отправился в Венгрию от имени Сфорца, чтобы встретиться с королем Матиасом Корвинусом, и получил от него задание нарисовать Мадонну. Леонардо был задействован во многих других проектах для проектов, в том числе в подготовке проектов и конкурсов для особых случаев, чертежа и деревянные модели для конкурса на проектирование купола для Милана. Собор (который он снял) и модель огромного конного памятника предшественнику Людовико Франческо Сфорца. Это превзошло бы по размеру единственные большие конные статуи эпохи Возрождения: Гаттамелата Донателло в Падуе и Бартоломео Коллеони Верроккьо в Венеции, и стало известно как Gran Cavallo. Леонардо закончил модель лошади и составилный план ее отливки, но в ноябре 1494 года Людовико отдал бронзу своему зятю, чтобы она использовалась для пушки для защиты города от Карл VIII из Франции.

лошадь Леонардо в silverpoint, c.1488

Salaì, или Il Salaino («Маленький нечистый», то есть дьявол), вошла в дом Леонардо. в 1490 г. в качестве помощника. Спустя всего год Леонардо составил список своих проступков, назвав его «вором, лжецом, упрямым и обжорой», после того как он убегал с деньгами и ценностями как минимум пять раз и потратил целое состояние на одежду. Тем не менее, оставленный в доме Леонардо в течение следующих тридцати лет. Салаи написал несколько картин под именем Андреа Салаи, но хотя Вазари утверждает, что Леонардо «многому научил его в живописи», его работы обычно считаются менее художественными, чем другие ученики Леонардо, например Марко д'Оджионо и Болтраффио.

Когда Людовико Сфорца был свергнут Францией в 1500 году, Леонардо бежал из Милана в Венецию в сопровождении своего помощника Салаи и друг, математик Лука Пачоли. В Венеции Леонардо работал военным архитектором и инженером, изобретая методы защиты города от атаки с моря. По возвращении во Флоренцию в 1500 году он и его семья были гостями монахов-сервитов в монастыре Сантиссима Аннунциата, и им была предоставлена ​​мастерская, где, по словам Вазари, Леонардо создал карикатуру на «Богородица с младенцем и святыми Анной и Иоанном Крестителем » - произведение, завоевавшее такое восхищение, что« мужчины и женщины, молодые и старые »собрались посмотреть на него,« как на большой праздник »

.

В Чезене в 1502 году Леонардо поступил в службу к Чезаре Борджиа, сыну Папы Александра VI, выступая в качестве военного архитектора и инженера и путешествующего. по всей Италии со своим покровителем. Леонардо создал карту крепости Чезаре Борджиа, план города Имола, чтобы завоевать его покровительство. Карты в то время были крайне редки, и это могло показаться новой концепцией. Увидев его, Чезаре нанял Леонардо своим главным военным инженером и архитектором. Позже в том же году Леонардо подготовил для своего покровителя еще одну карту, карту долины Кьяна, Тоскана, чтобы дать своему покровителю лучшее наложение земли и более выгодное стратегическое положение. Он создал эту карту вместе со своим другим проектом строительства дамбы от моря до Флоренции, чтобы обеспечить подачу воды для поддержания канала в любое время года.

Карта Леонардо Имола, созданная для Чезаре Борджиа

Леонардо предоставил службу Борджиа и вернулся во Флоренцию в начале 1503 года, где он воссоединился с Гильдией Святого Луки 18 октября того же года. В этом же месяце Леонардо начал работу над портретом Лизы дель Джокондо, моделью для Моны Лизы, над которым он продолжал работать до своихеречных лет. В январе 1504 года он входил в состав комитета, который рекомендовал, где link статую Микеланджело Давида. Затем он провел два года во Флоренции, проектируя и расписывая фреску Битва при Ангиари для Синьории, а Микеланджело проектировал ее сопутствующее произведение Битва при Кашине.

В 1506 году Леонардо был вызван в Милан Карлом II д'Амбуазом, исполняющим обязанности французского губернатора города. Там Леонардо взял другого ученика, графа Франческо Мельци, сына ломбардского аристократа, который считается его любимым учеником. Совет Флоренции пожелал, чтобы Леонардо как можно скорее вернулся, чтобы закончить битву при Ангиари, но ему дали отпуск по указанию Людовика XII, который рассматривал возможность поручить художнику сделать несколько портретов. Леонардо, возможно, начал проект конной фигуры д'Амбуаза; сохранилась восковая модель, и если она подлинная, то это единственный сохранившийся образец скульптуры Леонардо. В остальном Леонардо был свободен преследовать свои научные интересы. Многие из самых выдающихся учеников Леонардо либо знали его, либо работали с ним в Милане, в том числе Бернардино Луини, Джованни Антонио Больтраффио и Марко д'Оджионо. В 1507 году Леонардо был во Флоренции, разбирая спор со своими братьями из-за поместья своего отца, который умер в 1504 году. К 1508 году Леонардо вернулся в Милан и жил в своем собственном доме в Порта Ориентале в приходе Санта-Бабила..

Старость и смерть

Апокалиптический потоп, нарисованный черным мелом Леонардо в конце его жизни (часть серии из 10, в сочетании с письменным описанием в его записных книжках)

1512 г. Леонардо работал над планами конного памятника для Джан Джакомо Тривульцио, но этому помешало вторжение конфедерации швейцарских, испанских и венецианских войск, которое изгнало французов из Милана. Леонардо остался в городе, проведя несколько месяцев в 1513 году на вилле Медичи Ваприо д'Адда. В марте того же года сын Лоренцо Медичи Джованни принял папство (как Лев X); Леонардо отправился в Рим в сентябре того же года, где его принял брат папы Джулиано. С сентября 1513 по 1516 год Леонардо проводил большую часть своего времени во дворе Бельведерского двора в Апостольском дворце, где действовали Микеланджело и Рафаэль. Леонардо получал пособие в размере 33 дукатов в месяц и, по словам Вазари, украсил ящерицу чешуей, смоченной в ртути. Папа дал ему заказ на рисование неизвестной тематики, но отменил его, когда художник приступил к разработке нового вида лака. Леонардо заболел, что могло быть первым из нескольких ударов, приведших к его смерти. Он занимался ботаникой в ​​Садах Ватикана, и ему было поручено составить план предложенного Папой осушения Понтийских болот. Он также вскрыл трупы, делая заметки для трактата о голосовых связках ; их он передал чиновнику в надежде вернуть себе расположение папы, но безуспешно.

В октябре 1515 года король Франциск I Французский отбил Милан. Леонардо присутствовал навстреча Франциска I и Льва X, состоявшейся 19 декабря в Болонье. В 1516 году Леонардо поступил в службу к Франциску, получив в пользование особняк Кло-Люсе, расположенный недалеко от королевской резиденции в королевском замке Амбуаз. Франциск часто навещал его, он нарисовал план огромного замкового города, который король намеревался воздвигнуть в Роморантене, и создал механического льва, который во время представления подошел к королю и - после удара жезлом - открыл грудь, обнажив гроздь лилий. Леонардо в это время ему сопровождал его друг и ученик Франческо Мельци, и давала пенсия в размере 10 000 скуди. В какой-то момент Мельци нарисовал портрет Леонардо ; единственными известными при его жизни были эскиз, сделанный неизвестным помощником на обороте одного из этюдов Леонардо (ок. 1517) и рисунок Джованни Амброджо Фигино с изображением пожилого Леонардо с правой рукой, обтянутой тканью. Последнее, в дополнение к записи о визите в октя 1517 г. Луи д'Арагона подтверждает отчет о том, что правая рука Леонардо была парализована в возрасте 65 лет, что может указывать на то, почему он оставил такие работы, как Мона Лиза незаконченная. Он продолжал работать, пока в конце концов не заболел и не приковал к постели несколько месяцев.

Рисунок Шато д'Амбуаз (c.1518), приписываемый Франческо Мельци

Леонардо умер в Кло Люсе 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет, возможно, от инсульта. Фрэнсис I стал близким другом. Вазари присутствует Леонардо как оплакивающего на смертном одре, полного раскаяния, что «он оскорбил был Бога и людей, не проявив своего искусства так, как должен». Вазари заявляет, что в свои последние дни Леонардо послал за священником, чтобы он исповедался и принял Священное Причастие. Вазари также пишет, что король держал голову Леонардо в руках, когда умер, хотя эта история может быть легендой, а не фактом. По его воле за гробом Леонардо следовали шестьдесят нищих, несущих свечки. Мельци был главным наследником и исполнителем, получил, помимо денег, картины Леонардо, инструменты, библиотеку и личные вещи. Другой давний ученик и соратник Леонардо, Салаи, и его слуга Баптиста де Виланис, получили по половину виноградников Леонардо. Его братья получили землю, а его служанка - подбитый мехом плащ. 12 августа 1519 года останки Леонардо были захоронены в Соборной церкви Святого Флорентин в замке Амбуаз.

Салаи владел Мона Лизой на момент его смерти в 1524 году, и в его завещании она была оценена в 505 лир, что исключительно высокой оценкой для небольшого панельного портрета. Примерно через 20 лет после смерти Леонардо ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини сообщил, что Франциск сказал: «Никогда в мире не было другого человека, который знал бы столько, как Леонардо, не столько о живописи, скульптура и архитектура, поскольку он был великим философом ».

Личная жизнь

Святой Иоанн Креститель ок. 1507–1516, Лувр. Считается, что Леонардо использовал Салаи в качестве модели.

При жизни Леонардо его необычные способности к изобретателю, его «выдающаяся физическая красота», «бесконечная грация», «огромная сила и щедрость», царственный дух и невероятная широта разума », описанные Вазари, а также все другие аспекты его жизни привлекают любопытство других. В том числе, вероятно, вегетарианство и, по словам Вазари, привычку покупать птиц в клетках и выпускать их на волю.

У Леонардо было много друзей, которые теперь известны своими полями или их историческим значением. Среди них был математик Лука Пачоли, с которым он сотрудничал над книгой Дивина пропорционально в 1490-х годах. Похоже, что у Леонардо не было близких отношений с женщинами, за исключением его дружбы с Сесилией Галлерани и двумя сестрами Эсте, Беатрис и Изабеллой. Во время путешествия по Мантуе он нарисовал портрет Изабеллы, который, по-предположительно, использовался для создания нарисованного портрета, ныне утерянного.

Помимо дружбы, Леонардо хранил свое личное пространство. секрет жизни. Его сексуальность была предметом сатиры, анализа и спекуляций. Эта тенденция зародилась в середине XVI века и была возрождена в XIX и XX веках, в первую очередь Зигмундом Фрейдом в его Леонардо да Винчи, Воспоминания о его детстве. Самые близкие отношения Леонардо были, пожалуй, с его учениками Салаем и Мельци. Мельци, писавший, чтобы сообщить братьям Леонардо о его смерти, описал чувства Леонардо к своему ученикам как любящие и страстные. С 16 века утверждено, что эти отношения носили сексуальный или эротический характер. Судебные записи 1476 года, когда ему было показано, что Леонардо и трое других людей были в содомии в инциденте с участием известного мужчины-проститутки. Обвинения были отклонены из-за отсутствия доказательств, что, как один из обвиняемых, Лионардо де Торнабуони, был родственником Лоренцо де Медичи, семья оказала свое влияние, чтобы добиться увольнения. С тех пор много было написано о его предполагаемой гомосексуальности и ее роли в его искусстве, особенно в андрогинности и эротизме, проявленном в святом Иоанне Крестителе и Вакх и более явно в некоторых эротических рисунков.

Живопись

Несмотря на недавнее признание Леонардо как ученого и изобретателя, на протяжении большей части четырехсот лет его слава основывалась на егох как художника. Несколько произведений, либо подтверждены, либо приписаны ему, считаются одними из великих шедевров. Эти картины известны множеством качеств, многие подражали студенты и подробно обсуждаются знатоками и критиками. К 1490-м годам Леонардо уже был описан как «божественный» художник.

Среди качеств, делающих работы Леонардо уникальными, являются его новаторские методы нанесения краски; его подробные знания в области анатомии, света, ботаники и геологии; его интерес к физиогномике и тому, как люди улавливают эмоции в выражениях и жестах; его новаторское использование формы в фигуративной композиции; и его использование тонкой градации тона. Все эти качества объединены в его самых известных живописных произведениях: Мона Лиза, Тайная вечеря и Богородица в скалах.

Ранние работы

Благовещение c.1472–1476, Уффици, считается самой ранней полной работой Леонардо

Леонардо впервые привлекло внимание своей работой над Крещением Христа, написанной совместно с Верроккьо. Две другие картины датируются его временами в мастерской Верроккьо, обе из которых являются Благовещениями. Один маленький, 59 сантиметров (23 дюйма) в длину и 14 сантиметров (5,5 дюйма) в высоту. Это «предел », лежащая в основе более крупной композиции, картины Лоренцо Креди, от которой она отделилась. Другой - гораздо более крупная работа - 217 сантиметров (85 дюймов) в длину. В обоих «Благовещениях» Леонардо использовал формальную аранжировку, как две хорошо известные картины Фра Анджелико на один и тот же предмет, Девы Марии, сидящей или стоящей на коленях справа от изображения Слева к к нему подошел ангел в профиль в богатой струящейся одежде, с поднятыми крыльями и с лилией. Хотя ранее более крупная работа приписывалась Гирландайо, теперь она обычно приписывается Леонардо.

На меньшей картине Мэри отводит глаза и складывает руки в жесте, который символизирует подчинение воле Бога. Однако в большей части Мэри не подчиняется. Девушка, которую прервал ее чтение этим неожиданным посланником, кладет палец в Библию, чтобы отметить место, и поднимает руку в формальном жесте приветствия или удивления. Эта спокойная молодая женщина, кажется, принимает свою роль Богородицы не с покорностью, а с уверенностью. На этой картине молодой Леонардо представляет гуманистическое лицо Девы Марии, признавая роль в воплощении Бога.

Живопись 1480-х годов

Незавершенная картина Святого Иеронима в пустыне c.1480–1490, Ватикан

В 1480-х годах Леонардо получил два очень важных поручения и приступил к работе. еще одна работа, имевшая новаторское значение с точки зрения композиции. Два из трех так и не были закончены, а третий занял так много времени, что потребовались длительные переговоры о завершении и оплате.

Одной из этих картин была Святой Иероним в пустыне, которую Бортол связывает с трудным периодом жизни Леонардо, о чем свидетельствует его дневник: «Я думал, что учусь жить; я только учился умирать ». Хотя картина только началась, композицию можно увидеть, и она очень необычна. Джером, как кающийся, занимает середину картины, поставлен на небольшой диагональ и виден несколько сверху. Его фигура, стоящая на коленях, принимает форму трапеции, с одной рукой, вытянутой к внешнему краю картины, и его взгляд смотрит в противоположном направлении. Дж. Вассерман указывает на связь этой картины с анатомическими исследованиями Леонардо. На переднем плане раскинулся его символ - большой лев, тело и хвост которого образуют двойную спираль в основании. Другая пририсовая особенность - схематичный пейзаж скалистых скал, на фоне которых вырисовывается силуэт фигуры.

Смелая композиция, элементы пейзажа и личная драма также проявляются в великом незаконченном шедевре Поклонение волхвов, заказанном монахами Сан-Донато-а-Скопето. Это сложная структура размером примерно 250 х 250 сантиметров. Леонардо сделал множество рисунков и подготовительных исследований, включая детальный рисунок в линейной перспективной разрушенной классической архитектуры, которая является частью фона. В 1482 году Леонардо отправился в Милан по приказу Лоренцо Медичи, чтобы снискать расположение Людовико иль Моро, и картина была заброшена.

Дама с горностаем, c.1489–1491, Музей Чарторыйских, Краков, Польша

Третье важное произведение этого периода - Богородица в скалах, заказанный в Милане для Братства Непорочного зачатия. Картина, которая должна была быть выполнена с помощью братьев де Предис, должна была заполнить большой сложный алтарь. Леонардо решил нарисовать апокрифический момент младенчества Христа, когда младенец Иоанн Креститель, под защитой ангела, встретил Святое Семейство на дороге в Египет. Картина демонстрирует жуткую красоту, поскольку изящные фигуры преклоняют колени в поклонении младенцу Христу в диком пейзаже с падающими камнями и кружащейся водой. Хотя картина довольно большая, около 200 × 120 сантиметров, она не так сложна, как картина, заказанная монахами Святого Донато, имея только четыре фигуры, а не около пятидесяти, и скалистый пейзаж, а не архитектурные детали. В конце концов картина была закончена; Фактически были закончены две версии картины: одна осталась в часовне Братства, а Леонардо увез другую во Францию. Братья, однако, не получали свою картину, а де Преди - свою плату до следующего столетия.

Самый замечательный портрет Леонардо этого периода - Дама с горностаем, предположительно be Сесилия Галлерани (c.1483–1490), любовница Людовико Сфорца. Картина характеризуется позой фигуры с головой, повернутой под совершенно другим углом к ​​туловищу, что необычно для того времени, когда многие портреты все еще были строго в профиль. Горностай явно несет символическое значение, относящееся либо к натурщику, либо к Людовико, принадлежавшему к престижному Ордену Горностая.

Картины 1490-х годов

Тайная вечеря c.1492–1498, Монастырь св. Мария делле Грацие, Милан, Италия

Самая известная картина Леонардо 1490-х годов - Тайная вечеря, заказанная для трапезной монастыря Санта-Мария-делла-Грацие в Милане. Он представляет собой последнюю трапезу, которую Иисус разделил со своими учениками перед его пленением и смертью, и показывает момент, когда Иисус только что сказал, что «один из вас предаст меня», и ужас, вызванный этим заявлением. 315>

Писатель Маттео Банделло наблюдал за Леонардо за работой и писал, что в некоторые дни он писал от рассвета до заката, не переставая есть, а затем не рисовал три или четыре дня за раз. Это было вне понимания настоятеля монастыря, который преследовал его, пока Леонардо не попросил Людовико вмешаться. Вазари описывает, как Леонардо, обеспокоенный своей способностью адекватно изобразить лица Христа и предателя Иуды, сказал герцогу, что, возможно, ему придется использовать приора в качестве своей модели.

Когда Когда картина была закончена, картина была признана шедевром дизайна и характеристики, но она быстро испортилась, так что через сто лет один зритель описал ее как «полностью разрушенную». Леонардо, вместо того, чтобы использовать надежную технику фрески, использовал темпера на земле, которая в основном была левкас, в результате чего поверхность подвержена плесени и отслаиванию. Несмотря на это, картина остается одним из самых воспроизводимых произведений искусства; бесчисленные копии были сделаны на различных носителях.

Записано, что в 1492 году Леонардо с помощниками нарисовал Sala delle Asse в замке Сфорца в Милане с trompe-l ' œil с изображением деревьев с запутанным лабиринтом из листьев и сучков на потолке.

Картины XVI века

Мона Лиза или Джоконда ок. 1503 –1516, Лувр, Париж

В 1505 году Леонардо было поручено нарисовать Битву при Ангиари в Salone dei Cinquecento (Зал пятисот) в Палаццо. Веккьо, Флоренция. Леонардо разработал динамическую композицию, изображающую четырех мужчин верхом на разъяренных боевых конях, сражающихся за владение знаменем в битве при Ангиари в 1440 году. Микеланджело отводили противоположную стену, чтобы изобразить битву при Кашина. Живопись Леонардо быстро испортилась и теперь известна по копии Рубенса.

Среди произведений Леонардо XVI века - небольшой портрет, известный как Мона Лиза или «Джоконда, смеющаяся». В настоящее время это, пожалуй, самая известная картина в мире. Его слава, в частности, на лице неуловимой улыбке на лице женщины, ее таинственное качество, возможно, из-за слегка затененных углов рта и так что точный характер глазки не может быть определен. Призрачное качество, которой славится работа, получило название «сфумато », или дым Леонардо. Вазари, который, как принято считать, знал картину только по репутации, сказал, что «улыбка была настолько приятной, что казалась скорее божественной, чем спина; и те, кто видел ее, были поражены, обнаружив, что она такая же живая, как и оригинал ».

Другими характеристиками картины являются одежда без украшений, глаза и не конкурируют с другими деталями; драматический пейзажный фон, на котором кажется, что мир находится в постоянном движении; приглушенная окраска; и гладкий характер живописной техники с использованием масел, нанесенных так же, как темпера и смешанных на поверхности, так что мазки кисти неразличимы. Вазари выразил мнение, что манера живописи заставит даже «самого уверенного мастера... отчаиваться и падать духом». Идеальная сохранность и отсутствие следов ремонта или перекраски - редкость для панно этой даты.

На картине Богородица с младенцем и Святой Анной поднимает, композиция снова поднимает тему фигур в пейзаже, который Вассерман красивый как «захватывающе», и восходит к картине Святого Иеронима с фигурой, установленной под косым углом. Что делает эту картину необычной, так это то, что на ней наложены две наклонно поставленные фигуры. Мария сидит на коленях своей матери, Святой Анны. Она наклоняется вперед, чтобы удерживать Младенца Христа, который грубо играет с ягненком. Эта картина, которую многократно копировали, оказала влияние на Микеланджело, Рафаэля и Андреа дель Сарто, а через них Понтормо и Корреджо. Композиционные тенденции были приняты в особенности, венецианскими художниками Тинторетто и Веронезе.

Рисунки

Пейзаж долины Арно (1473 г.), вероятно, первый настоящий пейзаж в искусстве

Леонардо был плодовитым рисовальщиком, он вел дневники, полные небольшие набросков и подробных рисунков, фиксирующие все виды вещей, которые привлекают его внимание. Помимо этого, существует множество исследований, опубликованных в журнале «Поклонение волхвов», «Дева в скалах» и «Тайная вечерняя книга». Его самый ранний датированный рисунок - это «Пейзаж долины Арно» 1473 года, на котором очень подробно изображены река, горы, замок Монтелупо и поля за его пределами. По словам искусствоведа Людвига Хейденрейха, это «Первый настоящий пейзаж в искусстве». Массимо Полидоро говорит, что это был первый пейзаж, «не являющийся фоном какой-либо религиозной сцены или портрет. Это первый [задокументированный] раз, когда он был пейзаж нарисован только ради. «

Среди его знаменитых рисунков Витрувианский человек, исследование пропорций человеческого тела; Голова ангела для Богородица в скалах в Лувре ; ботаническое исследование Вифлеемской звезды ; и большой рисунок (160 × 100 см) черным мелом на цветной бумаге Богородица младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем в Национальной галерее в Лондоне. Этот рисунок использует тонкую технику затенения sfumato в Считается, что Леонардо никогда не рисовал по его картине, наиболее близкое сходство с Богородицей с младенцем и Святой Анной в Лувре.

Витрувианский человек (c.1485) Академия, Венеция

Другие интересные рисунки, включающие различные исследования, обычно называемые «карикатурами», потому что, хотя и преувеличены, они, кажется, основаны на наблюдении за живыми моделями. человека с интересным лицом, он бы следил за ним ве сь день, наблюдая за ним. Существует множество различных исследований молодых людей, часто вызываемым восхищением чертой лица, так называемым «греческим профилем». Эти лица часто контрастируют с лицом воина. Салаи часто изображается в маскарадном костюме. Леонардо, как известно, разработаны декорации для конкурсов, которые они могут быть связаны. Другие, часто очень скрупулезные рисунки показывают этюды драпировки. Заметное развитие способности Леонардо рисовать драпировку произошло в его ранних работах. Другой часто воспроизводимый рисунок - это жуткий эскиз, сделанный Леонардо во Флоренции в 1479 году, на котором изображено тело Бернардо Барончелли, повешенного в связи с убийством Джулиано, брата Лоренцо Медичи, в Заговор Пацци. В своих записях Леонардо записал цвета мантии, в которой был Барончелли, когда он умер.

Подобно двум современным архитекторам Донато Браманте (который спроектировал двор Бельведер) и Антонио да Сангалло Старший, Леонардо экспериментировал с проектами центрально планируемых церквей, в том числе из которых появляются в его журналах как планы и взгляды, хотя ни один из них так и не был реализован.

Журналы и заметки

Гуманизм эпохи Возрождения не признавал взаимоисключающих полярностей между наукой и искусством, и Леонардо исследования в области науки и техники иногда считаются такими же впечатляющими и новаторскими, как его художественные работы. Эти исследования были записаны на 13000 страницах заметок и рисунков, которые объединяют искусство и натурфилософию (предшественницу современной науки). Они создавались и поддерживались ежедневно на протяжении всей жизни и путешествий Леонардо, когда он постоянно наблюдал за окружающим миром. Заметки и рисунки Леонардо отображают огромный спектр интересов и забот, некоторые из которых столь же приземлены, как списки продуктов и людей, которые должны ему деньги, а некоторые столь же интригуют, как конструкции крыльев и обуви для ходьбы по воде. Это композиции для картин, исследования деталей и драпировки, исследования лиц и эмоций, животных, младенцев, вскрытия, исследования растений, скальных образований, водоворотов, боевых машин, летательных аппаратов и архитектуры.

Страница с изображением Исследование Леонардо зародыша в утробе матери (c.1510), Королевская библиотека, Виндзорский замок

Эти записные книжки - первоначально отдельные листы разных типов и размеров, были в основном доверены ученику Леонардо и его наследнику Франческо Мельци после того, как он получил смерть. Их предстояло опубликовать, что представляло огромную трудность из-за его объема и своеобразного письма Леонардо. Некоторые рисунки Леонардо были скопированы анонимным миланским художником для запланированного трактата по искусству c.1570 года. После смерти Мельци в 1570 году собрание перешло к его сыну, юристу Орацио, который поначалу мало интересовался журналами. В 1587 году домашний наставник Мельци по имени Лелио Гаварди перевез 13 рукописей в Пизу; там архитектор Джованни Маджента упрекнул Гаварди в том, что он незаконно вывез рукописи и вернул их Орацио. Имея в своем распоряжении еще много таких работ, Орацио подарил их Мадженте. Новости об этих утерянных работах Леонардо распространились, и Орацио нашел семь из 13 рукописей, которые затем передал Помпео Леони для публикации в двух томах; одним из них был Атлантический кодекс. Остальные шесть работ были розданы еще нескольким людям. После смерти Орацио его наследники продали остальную часть имущества Леонардо и, таким образом, начали свое расселение.

Некоторые работы попали в крупные коллекции, такие как Королевская библиотека в Виндзорском замке, Лувр, Biblioteca Nacional de España, Музей Виктории и Альберта, Biblioteca Ambrosiana в Милане, в которой хранится 12-томный Codex Atlanticus, и Британская библиотека в Лондоне, которая разместила отрывок из Кодекса Арундела (BL Arundel MS 263) в Интернете. Работы также находились в Холкхэм-холле, Метрополитен-музее и в частных руках Джона Николаса Брауна I и Роберта Лемана <393.>. Кодекс Лестера - единственная крупная научная работа Леонардо, находящаяся в частной собственности; он принадлежит Биллу Гейтсу и выставляется один раз в год в разных городах мира.

Большая часть произведений Леонардо написана зеркальным отображением курсивом. Поскольку Леонардо писал левой рукой, ему, вероятно, было легче писать справа налево. Леонардо использовал различные сокращения и символы и заявляет в своих заметках, что намеревался подготовить их к публикации. Во многих случаях одна тема подробно раскрывается как словами, так и изображениями на одном листе, вместе передавая информацию, которая не будет потеряна, если страницы будут опубликованы не по порядку. Почему они не были опубликованы при жизни Леонардо, неизвестно.

Научные исследования

Ромбокубооктаэдр, опубликованные в Пачоли Divina ratio (1509)

Подход Леонардо к науке был наблюдательным: он пытался понять явление, описывая и изображая его во всех деталях, и не делал упор на эксперименты или теоретическое объяснение. Поскольку у него не было формального образования в латыни и математике, современные ученые по большей части игнорировали Леонардо-ученого, хотя он сам учил латынь. В 1490-х годах он изучал математику у Луки Пачоли и подготовил серию рисунков правильных твердых тел в скелетной форме, которые будут выгравированы в виде пластин для книги Пачоли Divina пропорционально, опубликованной в 1509 году. Живя в Милане, он учился. свет с вершины Монте-Роза. Научные труды в его записной книжке по окаменелостям были признаны влиятельными в ранней палеонтологии.

. Содержание его дневников предполагает, что он планировал серию трактатов по множеству тем. Связный трактат по анатомии, как говорят, был замечен во время визита секретаря кардинала Луи д'Арагона в 1517 году. Мельци собрал для публикации аспекты его работы по изучению анатомии, света и ландшафта. и в конечном итоге опубликован как Трактат о живописи во Франции и Италии в 1651 году и в Германии в 1724 году с гравюрами, основанными на рисунках классического художника Николя Пуссена. По словам Арасса, трактат, который во Франции был переиздан 62 раз за пятьдесят лет, заставил Леонардо считаться «предшественником французской академической мысли об искусстве».

Хотя эксперименты Леонардо следовали научным методам, недавние и исчерпывающий анализ Леонардо как ученого Фритьофом Капрой доказывает, что Леонардо был принципиально другим типом ученых, нежели Галилей, Ньютон и другие ученые, которые следовали за ним в этом, как "Человек эпохи Возрождения ", его теории и гипотезы объединили искусство и, в частности, живопись.

Анатомия и физиология

Анатомическое исследование руки (ок. 1510)

Леонардо начал свое изучение анатомии человеческого тела под ученичеством Верроккьо, который требовал, чтобы его ученики развили глубокие познания в предмете. Как художник, он быстро стал мастером топографической анатомии, проведя множество исследований мышц,, сухожилий и других видимых анатомических особенностей.

Как успешный художник, Леонардо получил разрешение препарировать человеческие трупы в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции, а затем в больницах Милана и Рима. С 1510 по 1511 год он сотрудничал в своих исследованиях с доктором Маркантонио делла Торре. Леонардо сделал более 240 подробных рисунков и написал около 13 000 слов для трактата по анатомии. В «Трактате о живописи» Леонардо опубликовано лишь небольшое количество материала по анатомии. В то время, когда Мельци систематизировал материалы по главам для публикации, они были изучены рядом анатомов и художников, включая Вазари, Челлини и Альбрехт Дюрер, которые выполнили ряд рисунки с них.

Анатомические рисунки Леонардо включают множество исследований человеческого скелета и его частей, а также мышц и сухожилий. Он изучал механические функции скелета и приложенные к нему мышечные силы, что было прообразом современной науки биомеханики. Он нарисовал сердце и сосудистую систему, половые органы и другие внутренние органы, сделав один из первых научных рисунков плода в утробе матери. Рисунки и обозначения намного опередили свое время, и, если бы они были опубликованы, несомненно, они сделали бы большой вклад в медицинскую науку.

физиологический набросок Леонардо человеческого мозга и черепа (ок. 1510) <583 Леонардо также внимательно наблюдал и записывал влияние возраста и человеческих эмоций на физиологию, изучая, в частности, эффекты ярости. Он нарисовал много фигур со значительными деформациями лица или признаками болезни. Леонардо также изучал и рисовал анатомию многих животных, анализируя коров, птиц, обезьян, медведей и лягушек и сравнивая на своих рисунках их анатомическое строение с человеческим. Он также провел ряд исследований лошадей.

Рассечение Леонардо и документация мышц, нервов и сосудов помогли описать физиологию и механику движения. Он попытался определить источник «эмоций» и их выражение. Ему было трудно включить преобладающую систему и теории телесных жидкостей, но в конце концов он отказался от этих физиологических объяснений функций тела. Он заметил, что жидкости не располагаются в церебральных пространствах или желудочках. Он задокументировал, что жидкости не содержатся в сердце или печени, и что сердце определяет систему кровообращения. Он был первым, кто определил атеросклероз и цирроз печени. Он создал модели желудочков головного мозга с использованием расплавленного воска и сконструировал стеклянную аорту для наблюдения за циркуляцией крови через аортальный клапан, используя воду и семена травы для наблюдения за режимами потока. Везалий опубликовал свою работу по анатомии и физиологии в De humani corporis fabrica в 1543 году.

Инженерное дело и изобретения

Дизайн летательного аппарата (c. 1488), впервые представленный в Кодексе полета птиц. Воздушный винт (c. 1489), напоминающий вертолет, из Кодекса Атлантик.

Еще при жизни Леонардо ценился как инженер. С тем же рациональным и аналитическим подходом, который побудил его представить человеческое тело и исследовать анатомию, Леонардо изучил и сконструировал множество машин и устройств. Он нарисовал их «анатомию» с беспрецедентным мастерством, создав первую форму современного технического рисунка, включая усовершенствованную технику «покомпонентного изображения» для представления внутренних компонентов. Эти исследования и проекты, собранные в его рукописях, занимают более 5000 страниц. В письме 1482 г. лорду Милана Людовико иль Моро он писал, что может создавать всевозможные машины как для защиты города, так и для осады. Когда он бежал из Милана в Венецию в 1499 году, он нашел работу инженером и разработал систему передвижных баррикад для защиты города от нападений. В 1502 году он создал схему отвода течения реки Арно, проект, над которым также работал Никколо Макиавелли. Он продолжал размышлять о канализации равнин Ломбардии в компании Людовика XII и Луары и ее притоков в компании Франциска I. Журналы Леонардо включают огромное количество изобретений, оба практично и непрактично. Среди них музыкальные инструменты, механический рыцарь, гидравлические насосы, реверсивные кривошипные механизмы, оребренные минометные снаряды и паровая пушка.

Рисунки Леонардо с косой колесницей и боевая машина.

Леонардо был очарован феноменом полета на протяжении большей части своей жизни, на его основе было проведено множество исследований, включая Кодекс полета птиц (c.1505). в планах несколько летательных аппаратов, таких как машущий орнитоптер и машина с винтовой ротором. Документальный фильм британского телеканала Channel Four 2003 года под названием «Машины мечты Леонардо», различные конструкции Леонардо, такие как парашют и гигантский арбалет, были интерпретированы и построен. Некоторые из этих проектов оказались успешными, тогда как другие показали худшие результаты при тестировании.

Исследования, проведенные Марком ван ден Бруком, выявили более старые прототипы более 100 изобретений, приписываемых Леонардо. Сходства между иллюстрациями и рисунками Леонардо из средневековья и из Древней Греции и Рима, Китайской и Персидской империй и Египта предполагают, что большая часть изобретений Леонардо была задумана до его жизни. Нововведение Леонардо заключалось в том, чтобы объединить различные функции из существующих черновиков и поместить их в сцены, иллюстрирующие их полезность. Воссоздавая технические изобретения, он создал нечто новое.

Слава и репутация

Статуя за пределами Уффици, Флоренция, Луиджи Пампалони (1791–1847) <583 Слава Леонардо при его жизни была такова, что король Франции унес его, как трофей, и, как утверждалось, поддерживал его в старости и держал на руках, когда он умер. Интерес к Леонардо и его творчеству никогда не уменьшался. Толпы по-прежнему выстраиваются в очередь, чтобы увидеть его самые известные работы, на футболках по-прежнему изображен его самый известный рисунок, а писатели продолжают восхвалять его как гения, размышляя о его личной жизни, а также о том, во что на самом деле верил такой умный человек.

Непрерывное восхищение Леонардо у художников, критиков и историков отражено во многих других письменных памятниках. Бальдассаре Кастильоне, автор Il Cortegiano (Придворный), писал в 1528 году: «... Другой из величайших художников в этом мире смотрит свысока на это искусство, в котором ему нет равных.... "в то время как биограф, известный как" Анонимо Гаддиано ", писал, ок. 1540:" Его гений был настолько редким и универсальным, что можно сказать, что природа сотворила чудо от его имени... " Вазари в расширенном издании Жизни художников (1568) представил свою главу о Леонардо следующими словами:

При нормальном ходе событий многие мужчины и женщины рождаются с замечательными талантами; но иногда, выходя за пределы природы, одинокий человек чудесным образом наделен Небесами красотой, грацией и талантом в таком изобилии, что оставляет других людей далеко позади, все его действия кажутся вдохновленными, и действительно, все, что он делает, явно исходит от Бога, а чем от человеческого мастерства. Все признали, что это верно в отношении Леонардо да Винчи, художника выдающейся физической красоты, который проявлял безграничную грацию во всем, что он делал, и который так блестяще культивировал свой гений, что все задачи, которые он изучал, он решал с легкостью.

Смерть Леонардо да Винчи, Энгр, 1818

XIX век вызвал особое восхищение гением Леонардо, заставив Генри Фузели в 1801 году написать: «Таков был рассвет. современного искусства, когда Леонардо да Винчи разразился великолепием, отделяющим былое превосходство: состоящим из всех элементов, составляющих сущность гения... »Это вторит А.Э. Рио, который писал в 1861 году:« Он возвышался над всем другие художники благодаря силе и благородству его талантов ».

К 19 веку объем записных книжек Леонардо стал известен, как и его картины. Ипполит Тэн писал в 1866 году: «Не может быть в мире примера другого гения, столь универсального, столь неспособного к осуществлению, столь полного тоски по бесконечному, столь естественно утонченного, так далеко опережающего его. собственный век и последующие века ". Историк искусства Бернард Беренсон писал в 1896 году: «Леонардо - единственный художник, о котором можно сказать с полной буквальностью: ничего, чего он не касался, но превратил в вещь вечной красоты. Будь то поперечное сечение картины. череп, структура травы или исследование мускулов, он, с его чувством линии и света и тени, навсегда преобразовал их в ценности, передающие жизнь ».

Интерес к гению Леонардо вызвал у него интерес. продолжал не утихать; эксперты изучают и переводят его произведения, анализируют его картины, используя научные методы, спорят об авторстве и ищут произведения, которые были записаны, но так и не были найдены. Лиана Бортолон в 1967 году писала: «Из-за множества интересов, которые побудили его заниматься всеми областями знаний... Леонардо вполне справедливо можно считать универсальным гением par excellence, и со всеми тревожными моментами. подтекст, присущий этому термину. Человеку сегодня так же неудобно столкнуться с гением, как и в 16 веке. Прошло пять веков, но мы все еще смотрим на Леонардо с трепетом. "

Музей Леонардо в Винчи, в котором хранится большая коллекция моделей, созданных на основе рисунков Леонардо.

Автор двадцать первого века Уолтер Айзексон основывал большую часть своей биографии Леонардо на тысячах записных книжек, изучая личные записи, наброски, бюджетные обозначения и размышления человека, которого он считает величайшим новатором. Исааксон был удивлен, обнаружив в Леонардо «веселую, радостную» сторону Леонардо в дополнение к его безграничному любопытству и творческому гению.

Salvator Mundi, картина Леонардо, изображающая Иисуса, держащего шар, была продана за мировой рекорд в 450,3 доллара США. миллионов на аукционе Christie's в Нью-Йорке, 15 ноября 2017 года. Самая высокая известная продажная цена любого произведения искусства ранее составляла 300 миллионов долларов США за обмен Виллема де Кунинга , которое было продано в частном порядке в сентябре 2015 года. Самая высокая цена, ранее уплаченная за произведение искусства на аукционе, была за Les Femmes d'Alger работы Пабло Пикассо , которое было продано за 179,4 миллиона долларов США в мае 2015 года на Christie's в Нью-Йорке.

В 500-ю годовщину смерти Леонардо в Лувре в Париже с ноября 2019 года по февраль 2020 года была организована крупнейшая выставка его работ под названием Леонардо. На выставке представлено более 100 картин, рисунков и записных книжек. В него вошли одиннадцать картин, которые Леонардо завершил при жизни. Пять из них принадлежат Лувру, но Мона Лиза не была включена, потому что она пользуется большим спросом среди посетителей Лувра; он остается выставленным в его галерее. Однако Витрувианский человек демонстрируется после судебной тяжбы с его владельцем, Gallerie dell'Accademia в Венеции. Salvator Mundi также не был включен, потому что его саудовский владелец не согласился сдать произведение в аренду.

Местоположение останков

Могила в часовне Святого Юбера в Château d'Amboise, где мемориальная доска описывает это место как предполагаемое место останков Леонардо.

Хотя Леонардо определенно был похоронен в коллегиальной церкви Святого Флорентин в замке Амбуаз 12 августа 1519 года, нынешнее местонахождение его останков неясно. Большая часть Шато д'Амбуаз была повреждена во время Французской революции, что привело к сносу церкви в 1802 году. Некоторые могилы были разрушены в процессе, разбросав захороненные в них кости и, таким образом, оставив местонахождение останков Леонардо. предмет спора; садовник мог даже закопать некоторые из них в углу двора.

В 1863 году генеральный инспектор изящных искусств Арсен Уссай получил императорский заказ на раскопки этого места и обнаружил частично законченный скелет с бронзовым кольцом на одном пальце, белыми волосами и фрагментами камня с надписями «EO», «AR», «DUS» и «VINC», которые интерпретируются как образующие «Леонардуса Винчи». Восемь зубов черепа соответствуют человеку примерно подходящего возраста, а серебряный щит, найденный рядом с костями, изображает безбородого Франциска I, что соответствует внешнему виду короля во времена Леонардо во Франции.

Хусайе. предположил, что необычно большой череп был показателем интеллекта Леонардо; автор Чарльз Николл описывает это как «сомнительную френологическую дедукцию». В то же время Хусай отметил некоторые проблемы со своими наблюдениями, в том числе то, что ноги были обращены к высокому алтарю, практика, обычно предназначенная для мирян, и что скелет длиной 1,73 метра (5,7 футов) казалось слишком коротким. Историк искусства Мэри Маргарет Хитон писала в 1874 году, что высота будет подходящей для Леонардо. Череп якобы был подарен Наполеону III перед возвращением в Шато д'Амбуаз, где они были повторно захоронены в часовне Святого Юбера в 1874 году. Мемориальная доска над гробницей гласит, что его содержимое является всего лишь предположительно принадлежат Леонардо.

С тех пор появилась теория, что складывание правой руки скелета над головой может соответствовать параличу правой руки Леонардо. В 2016 году было объявлено, что будут проведенытесты ДНК, чтобы определить правильность атрибуции. ДНК останков будет сравнена с ДНК образцов, собранных у Леонардо и потомков его сводного брата Доменико; он также может быть последовательным.

В 2019 году были опубликованы документы, свидетельствующие о том, что Хусай хранил кольцо и прядь волос. В 1925 году его правнук продал их американскому коллекционеру. Шестьдесят лет спустя их приобрел другой американец, в результате чего они были выставлены в Музее Леонардо в Винчи начиная со 2 мая 2019 года, в 500-ю годовщину смерти художника.

Примечания

Для датировки

Ссылки

Источники

Книги

Ранние источники

Современные источники

Журналы и статьи

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 06:40:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте