Д. Napier & Son

редактировать

1907 Napier 60hp T21

D. Napier Son Limited была британской инженерной компанией, наиболее известной своими роскошными автомобилями в эдвардианскую эпоху и авиационными двигателями в период с начала до середины 20 века.

Napier была основана как компания точного машиностроения в 1808 году и на протяжении почти столетия производила оборудование для финансовой, полиграфической и военной промышленности. В начале 20-го века он какое-то время перешел на двигатели внутреннего сгорания и дорожные транспортные средства, прежде чем перейти на авиационные двигатели. Его мощный Lion доминировал на рынке Великобритании в 1920-х годах, а в эпоху Второй мировой войны Sabre производил 3500 л.с. (2600 кВт) в своих более поздних версиях. Многие мировые рекорды скорости на суше и на воде, а также истребители Hawker Typhoon и Tempest были оснащены двигателями Napier. Во время Второй мировой войны компания была поглощена English Electric, и производство двигателей в конце концов прекратилось. Сегодня Napier Turbochargers является дочерней компанией американской компании Wabtec.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранние годы и точное машиностроение
    • 1.2 Montague Napier и высокопроизводительные автомобили
      • 1.2.1 Гонки
      • 1.2.2 Моторные яхты
    • 1.3 Открытое акционерное общество и Первая мировая война
    • 1.4 Межвоенный период
    • 1.5 Вторая мировая война
    • 1.6 Послевоенная
      • 1.6.1 English Electric
    • 1,7 Napier Aero Engines Limited
    • 1.8 Турбокомпрессоры Napier
  • 2 Список авиационных двигателей Napier
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
История

Ранние годы и точное машиностроение

Паровой двигатель, построенный D. Napier Son в 1859 г. 1909 г. Napier T23 Roadster

Дэвид Напье, второй сын кузнеца к герцогу Аргайл, родился в 1785 году. Когда двоюродные братья стали кораблестроителями, он получил инженерное образование в Шотландии, прежде чем приехать в Лондон. Там в 1808 году он основал фирму, которая впоследствии стала D. Napier Son в St Giles, Лондон. Он разработал паровой типографский станок , некоторые из которых достались Хансарду (типографу и издателю трудов палат парламента ), а также газеты. Компания переехала в Ламбет, Южный Лондон, в 1830 году.

Между 1840 и 1860 годами Нэпир процветал, имея хорошо оборудованную фабрику и от 200 до 300 рабочих. Компания Napier производила широкий спектр продукции, в том числе центрифугу для производства сахара, токарные станки и дрели, оборудование для производства боеприпасов для Royal Arsenal, Woolwich и железнодорожные краны. Младший сын Дэвида, родившийся в 1823 году, присоединился к фирме в 1837 году и стал партнером в 1847 году, в результате чего название частной компании было изменено на D. Napier Son.

Джеймс сменил отца на посту главы фирмы. в 1867 г. и после смерти отца в 1873 г. специализировался на искусно изготовленном точном оборудовании для изготовления монет, печати марок и банкнот. Джеймс оказался отличным инженером, но плохим бизнесменом, считая торговлю недостойной. Состояние его компании стало настолько плохим, что в 1895 году в ней работало всего семь сотрудников, и Джеймс попытался продать бизнес, но потерпел неудачу.

Монтегю Нэпье и высокопроизводительные автомобили

сын Джеймса Монтегю, 1870 года рождения, унаследовал бизнес в 1895 году вместе с инженерными талантами своего отца. Монтегю был хобби гоночным велосипедистом, и в клубе Bath Road он встретил «кипучего австралийца» С. Ф. Эдж (затем менеджер в Dunlop Rubber и коллега Х.Дж. Лоусона в Лондоне и гонщик-любитель трехколесных мотоциклов.) Эдж убедил Напьера для улучшения своего Панара «Старый номер 8» (который выиграл 1896 Париж-Марсель-Париж ), преобразовав румпель в колесо и улучшение смазки.

Недовольный, Нэпьер предложил установить двигатель собственной конструкции, вертикальный сдвоенный двигатель 8 hp , с электрическим зажиганием, превосходящий тип горячей трубки Панара. Эдж был достаточно впечатлен, чтобы побудить Napier создать свой собственный автомобиль, и в сотрудничестве с Харви дю Кро, его бывшим боссом в Dunlop, сформировал лондонскую компанию, которая согласилась купить всю продукцию Napier. Первый из шести, по три каждого двухцилиндрового двигателя мощностью 8 л.с. и четырехцилиндрового двигателя мощностью 16 л.с., все с алюминиевыми корпусами от Артура Маллинера из Northampton и цепного привода, доставлен 31 марта 1900 г.; Эдж заплатил 400 фунтов стерлингов и продал за 500 фунтов стерлингов.

В 1903 году производственный бизнес переехал из Ламбета в более просторное помещение в Актоне, а в 1906 году он стал компанией с ограниченной ответственностью D. Napier Son Limited, хотя фактически оставался частной компанией. на ближайшие несколько лет.

Помимо гоночной программы, Napier также приобрел известность в 1904 году, став первым автомобилем, пересекшим канадские Скалистые горы : мистер и миссис Чарльз Глидден, спонсоры Glidden Tours, проехал 3536 миль (5691 км) от Бостона до Ванкувера.

Racing

Признавая ценность рекламы, полученной от гонок, которые никакие другие Весной британская марка действительно участвовала в гонке Napier мощностью 8 л.с. (6 кВт) в «Тысячи миль» (1600 км) Испытание Автомобильного клуба от имени Мэри Элиза. Кеннард ; управляемый Эджем с Кеннардом на трассе от Ньюбери до Эдинбурга и обратно, он выиграл в своем классе, будучи одним из всего лишь тридцати пяти финишеров (из шестидесяти четырех стартовавших) и одного из двенадцати, набравших в среднем необходимые 12 миль в час ( 19 км / ч) в Англии и 10 миль / ч (16 км / ч) в Шотландии.

К июню 1900 года было заказано восемь «16 л.с.», и Эдж вошел в один на 837 миль (1350 км)) Париж - Тулуза - гонка в Париже, с Чарльзом С. Роллсом (соучредителем Rolls-Royce) в качестве механика верховой езды. Боковой клапан 301,6 куб. Дюймов (4,94 л) (101,6 × 152,4 мм) имел проблемы с катушками зажигания и системой охлаждения, и его не удалось закончить.

Для 1901 года разработал Монтегю. автомобилю точно не будет недостатка в скорости, имея 16,3-литровый (995,5 куб. дюймов) (165,1 × 190,5 мм, 6,5 × 7,5 дюйма) четырехклапанный боковые клапаны, способный развивать мощность 103 л.с. (77 кВт) при 800 об / мин, с колесной базой 115 дюймов ( 2,921 м) с четырехступенчатой ​​коробкой передач и цепным приводом. Под названием «50 л.с.» было завершено всего два или три, в том числе один для Rolls. Эдж участвовал в соревнованиях 1901 Gordon Bennett Cup, имея возможность протестировать его только в пути (он был завершен 25 мая, всего за четыре дня до соревнований), Монтегю был его механиком по верховой езде; он превзошел свои Dunlops, и установка новых (французских) шин привела к дисквалификации, поскольку они не принадлежали к той же стране происхождения. В то же время он вышел на пенсию из-за неисправности сцепления.

Для 1902 Gordon Bennett, трех участников (Charron-Girardot-Voigt, Mors и >Панар ) боролся за Францию ​​с Эджем в Напье и двумя волселеями. Napier был трехступенчатым, с приводом от вала 6,44-литровым (392,7 куб. Дюймов) четырьмя (127 × 127 мм, 5x5 дюймов) 44,5 л.с. (33 кВт) (хотя описывался как 30 л.с.). Пилотируемый Эджем и его двоюродным братом Сесилом, он носил то, что впоследствии стало известно как британский гоночный зеленый, и выигрывал в среднем со скоростью 31,8 миль в час (51,2 км / ч); хотя по умолчанию, поскольку все остальные участники выбыли во время гонки. Это была первая британская победа в международном автоспорте, и она не повторится до тех пор, пока Генри Сегрей не выиграет Гран-при Франции в 1923 году.

Чарльз Дж. Глидден на своем мировое турне 1902 года

Нэпирс также вдохновил Чарльза Дж. Глиддена на создание Glidden Tours в северной части штата Нью-Йорк, что, в свою очередь, убедило Нэпьера построить завод в Бостоне. Он вместе с фабрикой в Генуе (управляемой Артуром Макдональдом ), строившей Napiers по лицензии как San Giorgios в 1906–1909 годах, не имел успеха.

Годовое производство достигло 250 автомобилей в 1903 году, что превосходило фабрику Lambeth, поэтому был перемещен на новый завод площадью 3,75 акра (1,52 га ) в Актоне в западном Лондоне. 16 октября того же года Napier объявил о выпуске шестицилиндрового автомобиля для 1904 года и стал первым производителем, выпустившим коммерчески успешный шестицилиндровый, «удивительно гладкий и гибкий» автомобиль 18 л.с. 301 куб. Дюйм (4,9 литра) (101,6 × 101,6 мм, 4 × 4 дюйма) с трехступенчатой ​​коробкой передач и цепным приводом. В течение пяти лет только в Великобритании было 62 производителя шестицилиндровых автомобилей, в том числе Ford Motor Company 1906 Model K.

1904 Napier 6-цилиндровый гоночный автомобиль

Napier. Победа 1902 года принесла Гордону Беннетту обязанности хозяина в Соединенное Королевство, а мероприятие 1903 года было проведено к югу от Дублина, с тремя приводами Napiers, защищающими британскую и ирландскую честь, все в (более известных) гонках зеленый: два 470 кубических дюйма (7708 куб.см) 45 лошадиных сил (33,5 кВт) четверки для Charles Jarrott и J. У. Стокс с Макдональдом, менеджером завода в Генуе, его механиком по верховой езде, и 80-сильным (838 кубических дюймов, 13 726 куб. См) Type K5 для Edge. Джаррот и Стокс разбились, и Эдж был дисквалифицирован. Это был плохой год для гоночной программы Napier; 35 л.с. в руках полковника, потерявшего управление и врезавшегося в дерево. Edge, опять же с McDonald, не лучше справился с K5 в Гордоне Беннетте 1904 года в Германии, но с новой шестицилиндровым двигателем объемом 920 кубических дюймов (158,7 × 127 мм, 6,25 × 5 дюймов) L48 с внешним радиатор, напоминающий Cord 810, показал лучшее время на скоростных испытаниях Velvet Strand в Ирландии в сентябре, пилотируемых McDonald.

В январе 1905 года L48 снова с McDonald сидя на сиденье, взял рекорд мили (1,6 км) на Ормонд-Бич со скоростью 104,65 миль / ч (168,41 км / ч); Хотя это было вскоре сломано Боуденом Мерседес, пробег был запрещен. Универсальный Макдональд участвовал в гонке L48 в квалификационном заезде Гордона Беннета 1905 года на острове Мэн, где его заменил заводской пилот Клиффорд Эрп, занявший девятое место.

Секретарь Эджа, Дороти Левитт, провела разработку 100-сильного (74,6 кВт) K5 на и Брайтонских скоростных испытаниях в 1905 году, а в следующем году прошла L48 на скоростных испытаниях в Блэкпуле, продемонстрировав талант, сравнявшись со скоростью Эджа и установив женский рекорд в скорости 146,25 км / ч.

К 1907 году на компанию Napier было нанято 1200 человек, которые зарабатывали около сотня автомобилей в год, чему способствует постоянный успех в гонках. Brooklands открылся в том же году, где инженер Napier выиграл первое в истории соревнование с мощностью 40 л.с. (30 кВт), а Эдж совершил знаменитый 24-часовой пробег в июне, преодолев в среднем 1581 милю (2544 км). 65,905 миль / ч (106,06 км / ч) для 60-сильного шестицилиндрового двигателя объемом 589 кубических дюймов (9,652 куб. См) (127 × 127 мм, 5 × 5 дюймов), что является рекордом за 18 лет. L48, по прозвищу Самсон, прославился здесь в первые два года работы. В 1908 году Napier Frank Newton преодолел 800 м со скоростью 119,34 миль в час (190,05 км / ч) на гребном (178 мм, 7 дюймов) L48.

последняя гонка была выиграна с четырехцилиндровым двигателем на Tourist Trophy 1908 под псевдонимом Хаттон, чтобы сохранить репутацию шестерки, в руках Вилли Уотсона. На Гран-при Франции официальные лица продемонстрировали извращенную аргументацию, благодаря которой они позже стали известны, заявив, что съемные колеса с проволокой были несправедливым преимуществом.

Когда Napier больше не участвовал в гонках, его лев Авиадвигатель использовался несколькими участниками рекорда наземной скорости : Малкольмом Кэмпбеллом Napier-Campbell Blue Bird 1927 года и Campbell-Napier-Railton Blue Берд 1931 года, Золотая стрела Сегрейва 1929 года и Джон Кобб Напье-Рейлтон и Рейлтон Mobil Special, который удерживал рекорд с 1939–64.

Дороти Левитт за рулем моторной яхты Napier 1903 Катер гоночного мотора Napier 1905 года

Моторный яхтинг

Napier расширила свою деятельность на судовые двигатели и катера. В 1903 году катер Napier компании S. F. Edge выиграл первый British International Harmsworth Trophy для скоростных катеров в Корк-Харбор в Ирландии, управляемый Дороти Левитт. Она достигла 19,3 миль в час (31,1 км / ч) на 40-футовой (12 м) скоростной лодке со стальным корпусом, оснащенной 3-лопастным гребным винтом. Как владелец и участник лодки, "S. F. Edge" выгравирован на трофеи как победитель. Третий член экипажа, Кэмпбелл Мьюир, также мог взять на себя управление.

8 августа 1903 года Левитт проехал на Napier на Cowes и выиграл гонку. Затем ее направил на королевскую яхту король Эдуард VII, где он поздравил ее с ее отвагой и умением, и они обсудили характеристики лодки и ее потенциал для диспетчерской работы британского правительства..

Позже в августе Левитт выиграл Кубок Гастона Менье в Трувиле, Франция. Это было описано как пятимильный чемпионат мира по морю, и приз составил 1750 долларов.

В октябре 1903 года Левитт выиграл чемпионат морей в Трувиле, и французское правительство купило лодку за 1000 фунтов стерлингов.

Лодка Napier II 1905 года установила мировой рекорд скорости на воде на милю со скоростью почти 30 узлов (56 км / ч).

Открытое акционерное общество и Первая мировая война

Napier Lion двигатель

В 1912 году, после спора с Edge, бизнес был реструктурирован. D. Napier Son Limited стала публичной компанией и выкупила дистрибьюторскую и сбытовую компанию Edge S.F. Edge (1907) Limited. Последняя вскоре была ликвидирована по собственному желанию, и производство и сбыт автомобилей Napier были объединены в единую организацию. Производство выросло до 700 автомобилей в год, многие из которых были поставлены на лондонскую торговлю такси . В том году было выпущено всего шесть моделей.

С началом войны продажи частных автомобилей резко упали, и Napier обратилась к военным заказам. На этой основе некоторое время продолжалось производство автомобилей, и Военное министерство было поставлено 2000 грузовиков и машин скорой помощи. Здоровье Монтегю Напье ухудшилось, и в 1917 году он переехал в Канны, Франция, но продолжал принимать активное участие в компании до своей смерти в 1931 году.

В начале войны с Napier был заключен контракт на производство двигателей у других компаний. ': сначала модель RAF 3, V-12 от Royal Aircraft Factory, а затем V-8 Sunbeam Arab. Оба оказались довольно ненадежными, и в 1916 году компания Napier решила разработать вместо них свой собственный, и это привело к созданию превосходного W-блока 12-цилиндрового Lion. «Лев» поступил на вооружение незадолго до окончания войны.

Во время Первой мировой войны с компанией был заключен контракт на постройку 600 самолетов на заводе Acton (50 Royal Aircraft Factory RE7, 400 Royal Aircraft Factory RE8 и 150 Сопвит Снайпс ). Вместе с работой двигателя это потребовало огромного расширения компании.

Межвоенный период

1920 Тип 75 TT

К концу войны военное производство прекратилось, и Lion по-прежнему почти не использовался.

В 1919 году было возобновлено производство гражданских автомобилей. Автомобиль T75 станет последним автомобилем Napier. Разработан А. Дж. Роуледж (который ушел на Rolls-Royce в 1921 году), его двигатель был 40-50 л.с. 377 куб. Дюймов (6 178 куб. См) (101,6 мм × 127 мм или 4,00 дюйма × 5,00 дюйма) сплав шестерка со съемной головкой блока цилиндров, одинарным верхним распредвалом, семи- подшипником коленчатым валом, сдвоенным магнето и катушка зажигания, двойные свечи и карбюратор Napier- SU. Coachwork была дочерней компанией Cunard. К 1924 году было построено 187 автомобилей, и Napier прекратил производство автомобилей, построив в общей сложности 4258 автомобилей. Автомобиль был очень дорогим, примерно столько же, сколько Rolls-Royce Silver Ghost, и в начале 1920-х годов продажи были низкими. Последний автомобиль был продан в 1924 году.

Lion к тому времени стал бестселлером для компании, которая в конечном итоге отказалась от всех остальных авиадвигателей. В дальнейшем Lion был адаптирован для работы на суше и в воде, установив рекорд скорости на суше в Малкольма Кэмпбелла Napier-Campbell Blue Bird 1927 года и Кэмпбелл-Напье-Рейлтон Блю Берд 0f 1931 и Генри Сегрейв Золотая стрела 1931 года и позже Джон Кобб Napier-Railton и Railton Mobil Special, которые удерживали рекорд с 1939–64.

В 1930-х годах с появлением более крупных и мощных авиадвигателей других компаний прекратились продажи Lion. Napier быстро начал работу над новыми проектами, опираясь на опыт, накопленный в X style 16-цилиндровом, 1000 л.с. (746 кВт) Cub, используемом в Blackburn Cubaroo однодвигательный бомбардировщик 1920-х годов, а также последующий 16-цилиндровый Rapier и 24-цилиндровый Dagger были конструкции с Н-образным блоком воздушного охлаждения. Ни Rapier, ни Dagger не оказались очень надежными из-за плохого охлаждения крайних задних цилиндров, и даже 1000 л.с. (750 кВт) Dagger были меньше, чем у конкурентов.

По мере того, как продажи Lion уменьшались, в 1931 году также была предпринята попытка купить обанкротившуюся компанию Bentley, но в последнюю минуту Rolls-Royce перебил цену Napier. Последним проектом транспортного средства был трехколесный грузовой автомобиль с тягачом с прицепом, но вместо того, чтобы производить его, эта конструкция была продана Скаммеллу, которая заработала несколько тысяч.

Вторая мировая война

Двигатель Napier Sabre

Начиная с нуля, компания Napier решила использовать новую конструкцию золотникового клапана в гораздо более крупном H-образном блоке 24-цилиндровый двигатель, который вскоре будет известен как Sabre. Разработанный под руководством Фрэнка Хэлфорда, двигатель был очень продвинутым, и оказалось, что его трудно адаптировать к производству на конвейере. Таким образом, хотя двигатель был готов к 1940 году, только в 1944 году серийные версии считались надежными. На тот момент были предприняты усилия по его усовершенствованию, что в конечном итоге привело к тому, что Sabre VII выдал 3500 л.с. (2600 кВт), что сделало его самым мощным двигателем в мире, по сравнению с двигателем, намного меньшим, чем у его конкурентов.

Napier также работал над дизельными двигателями. В 1930-х годах он лицензировал Junkers Jumo 204 для производства в Англии, назвав его Culverin. Также планировалось выпустить уменьшенную версию той же базовой конструкции, что и у модели, но работа над обоими была прекращена с началом войны в 1939 году.

Napier разработал морской двигатель на основе авиационного двигателя Lion, бензиновый. управляемый Sea Lion, который мог развивать мощность 500 л.с. (370 кВт) и использовался в запусках "Китбэк" для спасения на море.

Двигатель Napier Deltic, вырезан для демонстрации

Во время войны (1944) Королевский флот попросил Napier поставить дизельный двигатель для его патрульных катеров., но 720 л.с. (537 кВт) Калверина было недостаточно для его нужд. Затем Нэпир спроектировал под руководством Эрнеста Эдварда Чаттертона, главного инженера, Deltic, по сути, три Калверина, расположенные в большом треугольнике. Считающийся одним из самых сложных двигателей своего времени, Deltic, тем не менее, был очень надежным и был принят на вооружение после войны в качестве силовой установки локомотиваBritish Rail 189>Класс 55 ) в дополнение к торпедным катерам, тральщикам и другим малым военным судам, для которых он был разработан.

Также во время Второй мировой войны правительство заказало шестицилиндровый двигатель для дорожных транспортных средств объемом 300 кубических дюймов, но к 1945 году эта конструкция была продана Leyland Motors.

Послевоенное

English Electric

23 ноября 1942 года Napier был передан English Electric.

Последний из великих внутренних сотрудников Napier Двигатели внутреннего сгорания представляли собой Nomad, сложную «турбокомпонентную» конструкцию, которая объединяла дизельный двигатель с турбиной для восстановления энергии, которая в противном случае терялась в выхлопе. Достоинством этой сложной конструкции была экономия топлива: он имел лучший удельный расход среди всех авиационных двигателей даже по сей день. Однако еще лучшую экономию топлива можно получить, управляя обычным реактивным двигателем на гораздо больших высотах, в то время как существующие конструкции достаточно хорошо подходят для "нижнего сегмента" рынка. Впервые запущенный в 1949 году, Nomad I претерпел радикальную переработку для Nomad II, но был в значительной степени проигнорирован рынком и был отменен в 1955 году.

Как и все крупные компании по производству авиационных двигателей в послевоенную эпоху, Napier обратился к реактивной турбине. Увидев нишу, еще не занятую более крупными производителями, Napier разработала ряд конструкций турбовальных, которые нашли свое применение, в частности, в вертолетах. Его первый проект, Naiad и Double Naiad, был разработан для различных проектов Royal Navy Fleet Air Arm, но не был запущен в производство. Меньшие модели, разработанные позже, 3000-сильный Eland и 1500-сильный Gazelle показали себя несколько лучше, в частности, Gazelle, на которой установлено несколько моделей популярного Westland. Уэссекс вертолет. Производство прекратилось, когда в 1961 году была заключена сделка с Rolls-Royce.

В то же время ПВРД был многообещающим для высокоскоростных сверхзвуковых полетов. С 1951 года компания Napier разработала успешный экспериментальный двигатель большого диаметра Napier Ram Jet (NRJ). Napier продолжала разработку прямоточного воздушно-реактивного двигателя в течение нескольких лет, обычно работая вместе с командой разработчиков самолетов English Electric.

Napier Aero Engines Limited

В 1961 году Д. Нэпиром была создана новая компания Napier Aero Engines Limited. Son и Rolls-Royce, чтобы взять на себя производство авиационных двигателей Napier и завод двигателей Acton. Он должен был продолжать продавать Газель, в то время как завершение существующих контрактов на Газель и Eland оставалось финансовой обязанностью старой компании. Но она закрылась только два года спустя, в 1963 году.

После перехода бизнеса по производству авиационных двигателей D. Napier Son продолжила свое существование как дочернее предприятие English Electric. С прекращением продаж Deltic в 1960-х годах у него не было новых современных двигателей. Сегодня Napier больше не занимается двигателем.

Napier Turbochargers

GEC купила English Electric в конце 1960-х годов. Операция GEC, которая теперь является частью Ruston Gas Turbines, позже была перемещена в GEC-Alsthom, а затем в Alstom, прежде чем была продана Siemens в марте 2003 г.

Napier Turbochargers была куплена у Siemens в июне 2008 г. в рамках выкупа менеджментом. Выкуп был профинансирован частной инвестиционной компанией Primary Capital на сумму около 100 миллионов фунтов стерлингов.

В начале 2013 года компания Napier Turbochargers стала частью Wabtec. Napier Turbochargers в настоящее время производит турбокомпрессоры для морской, энергетической и железнодорожной промышленности, где работает около 150 человек.

Список авиационных двигателей Napier

Все эти двигатели были построены, некоторые в нескольких вариантах.

См. Также
Ссылки

Примечания

Библиография

  • Халл, Питер Г. ( 1974). «Напье: Страдивари на дороге». В Норти, Том (ред.). Мир автомобилей. Том 13. Лондон: Орбис.
  • Уилсон, К.Х. И Ридер, W.J.; Люди и машины: Д. Напье и сын 1808–1958, Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1958.
  • Мудрый, Дэвид Б. (1974). «Edge: прародитель шестицилиндрового двигателя». В Норти, Том (ред.). Мир автомобилей. Том 5. Лондон: Орбис.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с авиационными двигателями Napier Son.
На Викискладе есть медиафайлы по теме Napier Son двигатели.
Викискладе есть медиафайлы по теме автомобили Napier.
На Викискладе есть медиафайлы по теме Napier-Railton.
На Викискладе есть материалы по теме Napier-Bentley.
Последняя правка сделана 2021-05-16 08:25:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте