Ченстоховский погром (1902 г.)

редактировать
Новый рынок на рубеже веков

Ченстоховский погром относится к предполагаемому антисемитские волнения, произошедшие 11 августа 1902 года в местечке Ченстохов, Русский Раздел при Николае II (современная Ченстохова, Польша). Согласно официальному российскому отчету царского губернатора Петркувской губернии (проживающего на расстоянии 85 километров (53 миль)), упомянутый погром начался после ссоры между еврейским продавцом магазина и католичкой.

Польская версия событий

Однако польские исторические исследования не подтверждают российских заявлений. Евреи не погибли во время беспорядков. Драка на рынке между евреем и этническим поляком, подозреваемых в незаконной деятельности, была спровоцирована солдатами имперской армии. Практически мгновенно конфликт превратился в массовый протест против российской оккупации. Два человека погибли. Бунт нарастал. Царские казаки избили президента еврейского совета Генрика Маркусфельда и напали на еврейский квартал, насилуя молодых женщин, грабя и уничтожая имущество. Это было первое подобное событие в истории Ченстоховы.

На рубеже веков в Ченстохове проживало 12 000 евреев, около 29% населения. Примечательно, что отношения между евреями и поляками в городе были хорошими. «Изделия еврейских ювелиров, - писал отец Ян Цвинзек, - украшали не только интерьеры синагог, но и некоторых католических церквей». Однако уже в мае 1894 года в Ченстохове начались кровавые антироссийские волнения, в которых участвовало 2200 рабочих. Отношения с оккупационными силами достигли своего пика в 1905 году, когда русские убили многих бастующих рабочих, многих арестовали и отправили в Сибирь.

Русская и еврейская версии событий

По словам царского губернатора, находившегося в Петркуве, толпа напала на еврейские магазины в Ченстохове, убив четырнадцать евреев и одного русского жандарма. Говорят, что имперская армия, прибывшая для наведения порядка, была забросана камнями. Затем солдаты открыли огонь и застрелили двух польских участников беспорядков и, по словам российского губернатора, ранили еще нескольких человек. В течение нескольких дней царский репортаж из России попал в зарубежную прессу. Предполагаемое описание инцидента было повторено New York Times 14 сентября 1902 года.

Еврейский Рабочий Голос сообщал:

Избитая христианка не была даже тяжело ранена, и в тот же день она вышла из больница. Но, несмотря на это, все, даже врачи в больнице, распространили слух о том, что христианка умерла. 11 августа, в половине двенадцатого дня, когда они уходили на заводы обедать, толпа каменщиков (мулачей), фабричных рабочих и молодых неевреев начала бросать камни в еврейские магазины на "старый рынок". Полиции там не было; в Ченстохове не было солдат. Их отправили на маневры. Евреи начали закрывать свои магазины. Затем появились несколько милиционеров, комиссар (пристов) и жандарм. Рабочие разошлись, по пути избивая каждого еврея в длинном кафтане. На «старом рынке», в центре еврейской торговли, тогда было спокойно. Однако в то же время на бедных улицах начался «погром».... Среди солдат, оставшихся в городе, было много евреев, и польские антисемиты распространили слух, что только из-за этого солдаты не отказались стрелять в толпу.... толпа, не встречая никакого сопротивления, широко неистовствовала. Они ограбили и разрушили все еврейские склады, начиная с маленьких магазинов и заканчивая большими богатыми универмагами, в витринах которых ставили «иконы» и свечи.... Толпу дважды предупреждали, что следует разойтись; дважды были выпущены пули безуспешно, но это только еще больше раззадорило толпу, и они стали бросать камни в солдат. Потом была сильная стрельба; двое были оставлены мертвыми на месте, несколько получили тяжелые ранения… Интересно, что среди раненых было несколько евреев. Поэтому следует предположить, что солдаты стреляли не только по агрессорам, но и по тем, на кого напали. После бойни было тихо, но мародеры не останавливались на окрестных улицах. Особенно жестокие грабежи имели место на Варшавской улице и в Ченстоховке; здесь несколько человек из толпы [людей] бросили несколько камней в памятник царю Александру II. И было слышно пение польской национальной песни Jeszcze Polska nie zginela [Польша еще не погибла]. Из-за этого несколько позже распространились слухи о том, что погром якобы носил политический характер…

— Арбетер Штиме [Голос рабочего], номер 30 (октябрь 1902 г.)

Из-за большой еврейской общины и важности города Тем не менее, как место паломничества польских католиков, Ченстохова пережила антиеврейские волнения. 27 мая 1919 года пять евреев были убиты в отместку за выстрел в польского офицера молодым евреем средь бела дня на проспекте НМП. В июне 1937 года во время попытки ограбления еврейского магазина один прохожий-христианин был застрелен членом Бунда, в результате чего правая молодежь разрушила десятки еврейских заведений, при этом ни одна из сторон не погибла. В межвоенный период еврейские купцы доминировали в местной текстильной, кожевенной и пищевой промышленности. Более половины торговых заведений принадлежало евреям в Ченстохове до Второй мировой войны.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-16 13:33:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте