Циноцефалия

редактировать
Циноцефал. Из Нюрнбергской хроники (1493).

Характеристика cynocephaly, или cynocephalus (), имеющая голова собаки - или шакала - широко известный мифический феномен, существующий во многих различных формах и контекстах. Буквальное значение слова «циноцефалия» - «собачья голова»; однако подразумевается, что это относится к человеческому телу с головой собаки. Такие циноцефалы известны в мифологии и легендах из многих частей света, включая Древний Египет, Индию, Грецию и Китай. Другие упоминания приходят со средневекового Востока и Европы. В современной массовой культуре циноцефалы также встречаются как персонажи книг, комиксов и графических романов. Циноцефалию обычно отличают от ликантропии (оборотня) и собак, которые могут разговаривать.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Древняя Греция и Египет
  • 3 Поздняя античность
  • 4 Средневековый Восток
    • 4.1 Святой Христофор
    • 4.2 Ибн Баттута
  • 5 Средневековый Запад
    • 5.1 Высокий и позднесредневековая туристическая литература
  • 6 Современная Европа
  • 7 Китай
  • 8 Современный вид
  • 9 Другие существа с собачьими головами в легендах
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Этимология

Слово циноцефалия взято (через латынь) из греческого слова κυνοκέφαλοι kynokephaloi, множественного числа от слова κυνοκέφαλος, от kyno– (объединяющая форма κύnων kyn) «собака» и κεφαλή kephalē, что означает «голова».

Тот же «собачий» корень встречается в имени Cynomorpha («собачья форма») для подгруппы семейства Cercopithecidae, которое содержит много виды макак и бабуинов.

Древняя Греция и Египет

Киноцефалия была знакома древним грекам по изображениям египетских богов, Дуамутеф (Сын Гора), Вепуавет (Открыватель путей) и Анубис (египетский бог мертвых). Греческое слово (греч. : κῠνοκέφᾰλοι) «собачья голова» также отождествляло священного египетского павиана с мордой собаки.

Сообщения о гонках с собачьими головами также можно проследить до греческой древности. В пятом веке до нашей эры греческий врач Ктесий в своей Indica написал подробный отчет о существовании циноцефалов в Индии. Точно так же греческий путешественник Мегасфен утверждал, что знал о собачьих головах в Индии, которые жили в горах, общались лаем, носили шкуры диких животных и жили охотой. Геродот сообщает о заявлениях древних ливийцев о том, что такие существа населяют восток их земель, а также о обезглавленных людях и различных других аномалиях.

Наилучшая оценка места где произошла битва между аргонавтами и киноцефалами, это современный север Сербия или юг Венгрия.

поздняя античность

Киноцефалы представили такой вызывающий воспоминания образ магии и жестокость, которая в средневековой литературе считалась характерной для причудливых людей из далеких стран. Св. Августин Гиппопотам упомянул циноцефалов в Город Бога, книга XVI, глава 8, в контексте обсуждения того, были ли эти существа потомками Адама; он рассматривал возможность того, что они могут вообще не существовать или не быть людьми (что Августин определяет как смертное и разумное животное: homo, id est animal rationale mortale), но настаивал на том, что если бы они были людьми, то они действительно были потомками Адам.

Средневековый Восток

Киноцефалы также фигурируют в средневековых христианских мировоззрениях. Легенда, поместившая Апостола Андрея и Варфоломея среди парфян, представила случай «Мерзкого», гражданина «города каннибалов..... чье лицо было похоже на собачье ". Однако после крещения он освободился от своего собачьего облика.

Святой Христофор

Киноцефал Святой Христофор

В Восточной Православной церкви некоторые иконы скрыто идентифицируют Святой Христофор с головой собаки. Предыстория собачьей головы Христофора уходит корнями в правление императора Диоклетиана, когда человек по имени Репрабус, Ребреб или Репробус («негодяй» или «мерзавец») был схвачен в схватке с живущими племенами. к западу от Египта в Киренаике. Отряду солдат, согласно агиографическому повествованию, было присвоено название numerus Marmaritarum или «Отряд мармаритов», что предполагает иначе не идентифицированное «мармариты» (возможно, то же самое, что и мармарики Берберы племя Киренаики ). Сообщалось, что он был огромных размеров, с головой собаки вместо головы человека, что, по-видимому, было характерно для мармаритов. Это византийское изображение Св. Христофора с собачьей головой возникло в результате неправильного толкования латинского термина Cananeus (Canaanite ) как «canineus», то есть «собачий».

Немецкий епископ и поэт Вальтер из Шпейера изобразил святого Христофора в виде гиганта из вида циноцефалов в стране хананеев (Ханаан в Новом Завете), который ел человеческую плоть и лаял. В конце концов Кристофер встретил младенца Христа, пожалел о своем прежнем поведении и принял крещение. Он тоже был награжден человеческим обликом, после чего посвятил свою жизнь христианскому служению и стал Атлетой Кристи, одним из военных святых. Есть несколько редких икон, на которых этот мученик изображен с головой собаки. Такие изображения могут нести отголоски египетского бога с собачьей головой Анубиса. Христофора, изображенного с головой собаки, в целом не поддерживается Православной церковью, так как икона была запрещена в 18 веке Москвой.

Ибн Баттута

Ибн Баттута столкнулся с тем, что было описано как «собака». -молотые "люди в своем путешествии, возможно, описывая группу людей Ментаваи (которые практикуют точить зубы ), живущих на острове между Индией и Суматрой :

Пятнадцать Через несколько дней после отъезда из Сунаридвана мы достигли страны Баранакар, пасть которой подобна собачьей. Это племя - сброд, не исповедующий ни религии индусов, ни какой-либо другой. Они живут в тростниковых хижинах, покрытых травой на берегу моря, и растут в изобилии банановыми деревьями, ареками и бетелями. Их люди похожи на нас по форме, за исключением того, что их рты по форме напоминают собачьи; Однако это не относится к их женщинам, наделенным исключительной красотой. Их мужчины тоже ходят без одежды, даже не скрывая своей наготы, за исключением иногда декоративного мешочка из тростника, подвешенного к их поясам. Женщины носят фартуки из листьев деревьев. С ними проживает ряд мусульман из Бенгалии и Суматры, которые занимают отдельный квартал. Туземцы занимаются торговлей с торговцами на берегу и привозят им воду на слонах, потому что вода находится на некотором расстоянии от берега, и они не позволят купцам идти черпать ее для себя, опасаясь за своих женщин, потому что они заигрывать с хорошо сформированными мужчинами. Слоны многочисленны на их земле, но никто не может избавиться от них, кроме султана, у которого они покупаются в обмен на тканые ткани.

— Ибн Баттута
Средневековый Запад
Киноцефалы проиллюстрированы в Киеве Псалтирь 1397 года

Павел Диакон упоминает циноцефалов в своей «Historiagentis Langobardorum»: «Они делают вид, что в их лагерях есть кинокефалы, то есть люди с собачьими головами. Они распространяют слух среди врагов, что эти люди вести войну упорно, пьют человеческую кровь и «Пей свою собственную кровь, если они не могут достичь противника. При дворе Карла Великого, норвежцам была дана такая атрибуция, подразумевающая нехристианские и не совсем человеческие качества: «Я очень опечален», - сказал король франков: в «Жизни Ноткера,« что меня не сочли достойным позволить моей христианской руке развлечься с этими собачьими головами ». Франкский богослов IX века Ратрамн написал письмо, Epistola de Cynocephalis, о том, следует ли считать киноцефалов людьми (он думал, что это так). Если человек человек, долг христианина - проповедовать им Евангелия. Если бы животные, а значит, без души, это было бы бессмысленно. Цитируя св. Иеронима, Фома Кантимпре подтвердил существование Киноцефалов в своей Liber de Monstruosis Hominibus Orientis, xiv, («Книга чудовищных людей Востока »). Энциклопедист тринадцатого века Винсент де Бове познакомил своего покровителя Святого Людовика IX Франции с «животным с головой собаки, но со всеми другими представителями человеческого облика… Хотя он и ведет себя как мужчина... и в умиротворении он нежен, как мужчина, в ярости он становится жестоким и мстит человечеству ».

Кодекс Ноуэлла, возможно, более известный как Рукопись, содержащая англо-саксонский эпос Беовульф, также содержит ссылки на киноцефалов. Одно такое упоминание можно найти в части рукописи, известной как «Чудеса Востока», в которой они названы «хилфхундингами» или «полусогами». Кроме того, в англосаксонской Англии древнеанглийское слово wulfes heafod («голова волка») было техническим термином для преступника, которого можно было убить, как если бы он был волком.. Так называемые Leges Edwardi Confessoris, написанные около 1140 г., однако, предлагали несколько буквальное толкование: «[6.2a] Ибо со дня его объявления вне закона он носит волчью голову, которую жители называют волчьей головой. Английский. [6.2b] И этот приговор одинаков для всех преступников ». Циноцефалы фигурируют в древневаллийском стихотворении Па Гур? как cinbin (собачьи головы). Вот они враги свиты короля Артура ; Люди Артура сражаются с ними в горах Эйдина (Эдинбург), и сотни из них падают от руки воина Артура Бедвира (позже известного как Бедивер). В следующих строках стихотворения также упоминается битва с персонажем по имени Гарулвид (Грубый Серый); a Гурги Гарулвид (Человек-Собака Грубый-Серый) появляется в одной из валлийских триад, где он описывается таким образом, что ученые считают его оборотнем.

Путешествующая литература высокого и позднего средневековья

Киноцефал рядом с человеком без головы, циклопом и sciapod из "Путешествий и путешествий сэра" Джон Мандевиль

Средневековые путешественники Джованни да Пьян дель Карпине и Марко Поло оба упоминают циноцефалов. Джованни пишет об армиях Угедей-хана, которые сталкиваются с расой собачьих голов, живущих к северу от Далай-Нора (Северный океан), или озера Байкал. Путешествия Марко Поло упоминает собакоголовых варваров с острова Ангаманаин или Андаманских островов. По мнению Поло, хотя эти люди выращивают специи, они, тем не менее, жестоки и «все такие же, как большие мастифы». В Путешествие и путешествия сэра Джона Мандевилля описывается, что люди с собачьей головой населяют остров Накумера (Никобарские острова ).

Согласно Анри Кордье, Источник всех басен о собакоголовых варварах, будь то европейские, арабские или китайские, можно найти в Александровском романсе.

Современный европеец

В его статье Гигантское яйцо, Дэвид Аттенборо предполагает, что индри, разновидность лемура с Мадагаскара, может быть одним из возможных источников мифа о люди с собачьей головой.

Китай
Рисунок Восточного зодиакального пса в виде собачьей головы и, возможно, хвостатого человека. Растирание из могилы Гим Ю-син of Поздняя Силла (ныне Корея).

В Центральной и Восточной Азии обычная календарная система состоит из двенадцатилетнего цикла, где каждый год представлен в виде животного. Одиннадцатое животное из двенадцати лет. годовой цикл - собака. Часто таких животных изображают в виде фигур людей с животным, объявление. Таким образом, циноцефальное изображение одиннадцатого зодиакального животного является обычным явлением (возможно, с хвостом).

Кроме того, в китайской записи Книги Ляна, буддист миссионер Хуэй Шэнь описывает остров людей с собачьими головами к востоку от Фусана, страну, которую он посетил, по-разному определяемую как Япония или Америка. История северных династий Ли Даши и его сына Ли Яньшоу, Тан историков, также упоминает «собачье царство».

Современный вид

Использование персонажей с головой собаки и телом человека все еще очень широко используется в современной литературе. В области комиксов, издаваемых в Северной Америке и Европе, во многих произведениях присутствует «полностью циноцефальный» слепок или используются головы собак и других животных вместе для социальных комментариев или других целей:

Другие существа с собачьей головой в легенде
См. Также
  • Упыри и Кутруб разделяя то же происхождение мифа
  • Териоцефалия, общий термин для человеческих тел с головами животных
  • Ульфхейнар, связанных с волками берсерков
  • Оборотни, которые фигурируют в архаическом греческом и другие европейские традиции.
  • Фурри-фэндом, современная субкультура циноцефалофилов
Примечания
Ссылки
  • Бромвич, Рэйчел (2006). Trioedd Ynys Prydein: Триады острова Британия. Университет Уэльса Press. ISBN 0-7083-1386-8.
  • Ктесиас, Индика, как выдержано Фотием в его Epitome, tr. J.H. Freese, доступно на Livius.org.
  • Green, Thomas (2007). Концепции Артура. Страуд, Глостершир: Темпус. ISBN 978-0-7524-4461-1.
  • Мегастен, Indica, tr. J.W. МакКриндл, Древняя Индия, описанная Мегасфеном и Аррианом. Калькутта и Бомбей: Thacker, Spink, 1877. 30–174, доступно по адресу Project South Asia
  • Павел Диакон, Historiagentis Langobardorum («История лангобардов»), изд. Л. Бетманн и Г. Вайц, «Паулиистория Лангобардорум». В MGH Scriptores rerum Langobardicarum et Italicarum 1 (saec. VI-IX), ed. Г. Вайц. Ганновер, 1878. 12–187; тр. Foulke, W.D. История лангобардов. Univ. of Pennsylvania, 1907. Доступно в Northvegr.
  • Leges Edwardi Confessoris, ed. и тр. Брюс Р. О'Брайен, Божий мир и королевский мир: законы Эдуарда Исповедника. Филадельфия: Univ. of Pennsylvania Press, 1999. ISBN 0-8122-3461-8.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Cynocephali.
Последняя правка сделана 2021-05-16 12:57:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте