Производные киберпанка

редактировать
Поджанры этого жанра спекулятивной фантастики

Ряд производных киберпанка стали признаны различные поджанры в спекулятивной фантастике. Хотя эти производные не разделяют настройку cyberpunk, ориентированную на цифровые технологии, они могут демонстрировать другие качества, заимствованные из киберпанка или аналогичные ему: мир, построенный на одной конкретной технологии, которая экстраполируется на очень сложный уровень (это может быть даже фантастическая или анахроничная технология, сродни ретро-футуризму ), суровый трансреальный городской стиль или особый подход к социальным темам.

Один из самых известных из этих поджанров, стимпанк, был определен как «разновидность технологического фэнтези », и другие в этой категории иногда также включают аспекты научной фантастики и исторической фантастики. Ученые писали о стилистическом месте этих поджанров в постмодернистской литературе, а также об их неоднозначном взаимодействии с исторической перспективой постколониализма.

Американский автор Брюс Бетке придумал термин " киберпанк »в своем одноименном рассказе 1980 года, предлагая его как ярлык для нового поколения панк подростков, вдохновленных представлениями, присущими информационной эпохе. Этот термин был быстро использован для обозначения работ Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Джона Ширли, Руди Ракера, Майкл Суонвик, Пэт Кэдиган, Льюис Шайнер, Ричард Кэдри и другие. Научная фантастика автор Лоуренс Персон, давая определение посткиберпанк, резюмировал характеристики киберпанка следующим образом:

Классические персонажи киберпанка были маргинализованными, отчужденными одиночками, которые жили край общества в общем антиутопическом будущем, где на повседневную жизнь повлияли быстрые технологические изменения, вездесущая сфера компьютеризованной информации и агрессивная модификация человеческого тела.

Актуальность киберпанка как жанра для панк-субкультуры является спорным и осложняется отсутствием определенной субкультуры киберпанка; где небольшое кибер движение разделяет темы с киберпанк-фантастикой и черпает вдохновение в панке и готе, киберкультура гораздо более популярна, хотя и менее определена, охватывая виртуальные сообщества и киберпространство в целом и обычно объединяют оптимистичные ожидания относительно будущего. Киберпанк, тем не менее, считается успешным жанром, так как он привлек многих новых читателей и обеспечил движение, которое постмодернистские литературные критики сочли привлекательным. Кроме того, автор Дэвид Брин утверждает, что киберпанк сделал научную фантастику более привлекательной и прибыльной для основных СМИ и изобразительного искусства в целом.

Содержание

  • 1 Производные футуристики
    • 1.1 Биопанк
    • 1.2 Нанопанк
    • 1.3 Посткиберпанк
    • 1.4 Кибер-нуар
  • 2 Ретрофутуристические производные
    • 2.1 Стимпанк
    • 2.2 Дизельпанк
    • 2.3 Clockpunk
    • 2.4 Атомпанк
    • 2.5 Steelpunk
    • 2.6 Islandpunk
    • 2.7 Rococopunk
    • 2.8 Decopunk
    • 2.9 Stonepunk
  • 3 Другие предлагаемые производные от научной фантастики
    • 3.1 Raypunk
    • 3.2 Nowpunk
    • 3.3 Cyberprep
    • 3.4 Solarpunk
    • 3.5 Lunarpunk
  • 4 Другие предлагаемые производные фантастической фантастики
    • 4.1 Elfpunk
    • 4.2 Mythpunk
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Футуристические производные

Биопанк

Биопанк появился в 1990-х годах и фокусируется на ближайшем будущем непредвиденных последствиях биотехнологической революции после открытия рекомбинантной ДНК. Художественная литература о биопанке обычно описывает борьбу отдельных лиц или групп, часто являющихся результатом экспериментов над людьми, на фоне тоталитарных правительств или мегакорпораций, злоупотребляющих биотехнологиями. как средство социального контроля или спекуляции. В отличие от киберпанка, он основан не на информационных технологиях, а на биороботике и синтетической биологии. Однако, как и в посткиберпанк, людей обычно модифицируют и улучшают не с помощью киберпрограммы, а с помощью генетических манипуляций их хромосомы.

Нанопанк

Нанопанк относится к развивающемуся поджанру спекулятивной научной фантастики, который все еще находится в зачаточном состоянии по сравнению с другими жанрами, такими как киберпанк. Жанр похож на биопанк, но описывает мир, в котором использование биотехнологии ограничено или запрещено, и широко используются только наниты и нанотехнологии ( тогда как в биопанке часто сосуществуют био- и нанотехнологии). В настоящее время жанр больше связан с художественным и физиологическим воздействием нанотехнологий, чем с аспектами самой технологии. Тем не менее, одним из самых ярких примеров нанопанка является серия видеоигр Crysis ; менее известные примеры: Генератор Рекс и Трансцендентность.

Посткиберпанк

По мере того, как новые писатели и художники начали экспериментировать с идеями киберпанка, появились новые разновидности художественной литературы, иногда обращаясь к критике. в оригинальных историях киберпанка. Лоуренс Персон написал в эссе, которое он опубликовал на интернет-форуме Slashdot в 1998 году:

Лучшие из киберпанка передали огромную когнитивную нагрузку о будущем, изображая (в лучшем случае «показывай, не говори» моду) взаимодействие его персонажей с повседневными мелочами их окружения. В том, как они взаимодействуют со своей одеждой, мебелью, колодами и навыками, персонажи киберпанка рассказали вам об обществе, в котором они жили, больше, чем «классические» истории из фантастики благодаря взаимодействию с роботами и ракетами. Постскиберпанк использует ту же технику иммерсивного построения мира, но с другими персонажами, настройками и, что наиболее важно, делает принципиально разные предположения о будущем. Персонажи пост-киберпанка не только отчужденные одиночки, но и часто являются неотъемлемыми членами общества (то есть у них есть работа). Они живут в будущем, которое не обязательно является антиутопическим (действительно, они часто полны оптимизма, который варьируется от осторожного до бурного), но на их повседневную жизнь по-прежнему влияют быстрые технологические изменения и вездесущие компьютеризированная инфраструктура.

Человек выступает за использование термина «посткиберпанк» для обозначения той научной фантастики, которую он описывает. С этой точки зрения, типичные посткиберпанковые истории исследуют темы, связанные с «миром ускоряющихся технологических инноваций и постоянно растущей сложности, актуальными для нашей повседневной жизни», с постоянным акцентом на социальных аспектах в рамках пост-третьей индустриальной эпохи общества, таких как вездесущие сферы данных и кибернетическое увеличение человеческого тела. В отличие от киберпанка, его работы могут изображать утопию или смешивать элементы обеих крайностей в более зрелом (до киберпанка) общественном видении. Рафаэль Миранда Уэрека заявляет:

В этом вымышленном мире унисон в улье становится механизмом силы, который исполняется в своей капиллярной форме не сверху социального тела, а изнутри. Этот механизм, как отмечает Фуко, является формой власти, которая «проникает в самую сущность людей, касается их тел и внедряется в их действия и отношения, их дискурсы, процессы обучения и повседневную жизнь». В посткиберпанковской унитопии «капиллярный механизм», описываемый Фуко, буквален. Сила воздействует на тело через гены, вводит вирусы в вены, принимает формы таблеток и постоянно проникает в организм через его системы наблюдения; собирает образцы веществ тела, считывает отпечатки пальцев, даже считывает «отпечатки», которые не видны, те, которые закодированы в генах. Тело откликается на силу, общается с ней; предоставляет информацию, которая требуется власти, а также получает информацию о своем поведении в будущем как часть своей повседневной жизни. Что еще более важно, сила не только контролирует тело, но также проектирует, (воссоздает), (воссоздает) его в соответствии со своими собственными целями. Таким образом, человеческое тело реформируется в результате трансформации отношений между коммуникацией и властью.

Романы Демон Даниэля Суареса в этом смысле можно считать посткиберпанком.. В дополнение к темам своего исконного жанра посткиберпанк может также сочетать в себе элементы нанопанк и биопанк. Часто упоминаемые примеры посткиберпанк-романов: Нил Стивенсон Алмазный век и Брюс Стерлинг Святой огонь. На телевидении Призрак в доспехах: Stand Alone Complex назвали «самой интересной и продолжительной из существующих медиа-работ посткиберпанк». В 2007 году сценаристы научной фантастики Джеймс Патрик Келли и Джон Кессел опубликовали Rewired: The Post-Cyberpunk Anthology. Как и все категории, рассматриваемые в научной фантастике, границы посткиберпанка, скорее всего, будут плавными или неопределенными.

Кибер-нуар

Ретрофутуристические производные

Как многие писатели начал работать с концепциями киберпанка, возникли новые поджанры научной фантастики, играющие на ярлыке киберпанка и по-разному фокусирующиеся на технологиях и их социальных эффектах. Многие производные от киберпанка являются ретрофутуристическими, основанными либо на футуристических видениях прошлых эпох, особенно из первой и второй промышленной революции технологических эпох, либо более поздние экстраполяции или преувеличения реальных технологий тех эпох.

Стимпанк

Одежда в викторианском стиле с механической рукой в ​​стиле стимпанк

Слово «стимпанк» было изобретено в 1987 году как шутливая ссылка на некоторые из романов Тима Пауэрса, Джеймс П. Блейлок и К. У. Джетер. Когда Гибсон и Стерлинг вошли в этот поджанр со своим совместным романом 1990 The Difference Engine, этот термин также активно использовался. Алан Мур и Кевин О'Нил 1999 Лига выдающихся джентльменов историческое фэнтези серия комиксов (и последующая экранизация 2003 года ) популяризировал жанр стимпанк и помог продвинуть его в мейнстримную фантастику.

Самая непосредственная форма субкультуры стимпанк - это сообщество поклонников, окружающих жанр. Другие выходят за рамки этого, пытаясь перенять эстетику «стимпанк» через моду, домашний декор и даже музыку. Это движение также можно (возможно, более точно) описать как «неовикторианство », которое представляет собой соединение викторианских эстетических принципов с современными чувствами и технологиями. Эта характеристика особенно очевидна в моде стимпанк, которая имеет тенденцию синтезировать стили панк, гот и заклепки, просочившиеся через викторианскую эпоху. Однако как объектный стиль стимпанк приобретает более отчетливые характеристики: различные мастера модифицируют современные устройства в псевдовикторианском механическом стиле «стимпанк». Целью такого редизайна является использование соответствующих материалов (таких как полированная латунь, железо и дерево) с элементами дизайна и мастерством, соответствующими викторианской эпохе.

Дизельпанк

Дизельпанк

Дизельпанк - это жанр и художественный стиль, основанный на эстетике, популярной между Первой мировой войной и концом Второй мировой войной. Стиль сочетает в себе художественные и жанровые влияния того периода (в том числе целлюлозные журналы, сериалы, фильм-нуар, арт-деко и военное время пин-ап ) с ретрофутуристической технологией и постмодернистской чувствительностью. Впервые придуманный в 2001 году игровым дизайнером Льюисом Поллаком в качестве маркетингового термина для описания своей ролевой игры Children of the Sun, дизельпанк превратился в отдельный стиль визуального искусства, музыки, кино, художественной литературы и инженерия. Примеры включают фильмы Iron Sky, Captain America: The First Avenger, Rocketeer, K-20: Legend of the Mask, Sky Captain and the World of Tomorrow и Dark City, а также видеоигры, такие как Crimson Skies, Greed Corp, Gatling Гирс, BioShock и его продолжение BioShock 2, Легенда о Корре, Skullgirls, Wolfenstein, Iron Harvest и Final Fantasy VII.

Clockpunk

Clockpunk часто изображает науку эпохи Возрождения и технологии, основанные на досовременный дизайн, в духе Mainspring от Jay Lake и Whitechapel Gods от С.М. Петерса. Примеры часового панка включают The Blazing World от Margaret Cavendish, Astro-Knights Island в нелинейной игре Poptropica, уровень Clockwork Mansion Dishonored 2, киноверсии фильма «Три мушкетера» (2011 г.), сериала Демоны да Винчи, а также видеоигры Thief: The Dark Project, Syberia и Assassins Creed 2. Книга «Механика» Иэна Трегиллиса - это самопровозглашенная литература о часовом панке.

Для некоторых часовой панк - это стимпанк без пара. Атомпанк, стоунпанк, теслапанк, декопанк, сейчаспанк - производные от часового панка.

Этот термин был придуман в ролевой системе GURPS. Атомная война номер один, ноябрь 1952 г.

Атомпанк относится к Третьей промышленной революции короткому двадцатому веку, а именно периоду 1945–1975 гг., Включая середину века. модернизм, атомный век, реактивный век и космический век, антикоммунистический и Red Scare паранойя в США, наряду с неосоветским стилем, андеграундным кинотеатром, архитектурой Googie, Sputnik и Space Race, начало холодной войны шпионаж, фантастика о супергероях и комиксы и подъем армии США –Промышленный комплекс. Его эстетика тяготеет к Populuxe и Raygun Gothic, которые описывают ретро-футуристическое видение мира. В то время как большая часть научной фантастики того времени содержала эстетику атомпанка, заметные примеры атомпанка в популярных СМИ включают эру Шона Коннери из франшизы Джеймса Бонда, телевизионные шоу с живыми выступлениями, такие как Сумеречная зона, Внешние пределы, Мстители, Доктор Кто, Зеленый шершень и Человек из ДЯДЯ, мультсериалов, таких как Джонни Квест, Скоростной гонщик, Лаборатория Декстера, Крутые девчонки, Venture Bros и Арчер, комиксы, такие как Лига Справедливости Америки, Фантастическая четверка, Невероятный Халк и Человек-паук, такие фильмы, как Суперсемейка, Железный гигант, Доктор. Стрэнджлав, Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа и Люди Икс: Первый класс, а также видеоигры, такие как Уничтожить всех людей! и Серия Fallout, получившая широкое распространение и признание критиков.

Steelpunk

Steelpunk фокусируется на технологиях, которые достигли своего расцвета в конце 20 века. В сообщении с описанием Steelpunk на сайте SFFWorld он охарактеризован как «про аппаратное обеспечение, а не программное обеспечение, реальный мир, а не виртуальный мир, мегатехнология, а не нанотехнология. Артефакты Steelpunk не выращиваются, не печатаются и не программируются, они созданы. С заклепками ». Примеры, приведенные в сообщении, включают Безумный Макс, Терминатор, Робокоп, Barb Wire, Железный человек и Сноупирсер. Другие авторы предлагают серию Гарри Харрисона Крыса из нержавеющей стали, подростки Хайнлайна и фильм Небесный капитан и мир будущего.

Islandpunk

Islandpunk - это поджанр ретрофутуристических подразделов киберпанка, который включает рассказы о островах. В таких повествованиях используются островные технологии и островные локации для создания тематических заявлений. В частности, их герои часто конструируют анахроничные технологии из таких материалов, как палки, листья и кокосы. Предшественники включают Уильяма Голдинга Повелитель мух, Робинзона Крузо Дэниела Дефо и заключительные сцены Незаконченный биографический фильм Стэнли Кубрика Наполеон, в котором титульный Наполеон изгнан на остров Св. Елены. Известные современные примеры включают Castaway, Остров Гиллигана, некоторые сезоны Survivor и Moana. Хотя, поскольку действие большей части фильма происходит на лодке, некоторые критики утверждают, что вместо этого следует рассмотреть Моану.

Рококопанк

Рококопанк - это причудливая производная панка, которая вытесняет панк-образное отношение к Период рококо, также известный как поздний барокко. Хотя это довольно недавняя производная, это стиль, который визуально похож на движение нового романтика 1980-х годов (особенно такие группы, как Адам и Муравьи ). Как сказал один ученый в области стимпанка: «Представьте себе мир, в котором период рококо никогда не заканчивался, и у него был ребенок любви с Сидом Вишесом. Рококопанк совсем недавно был показан на The X Factor через художник, известный как принц Поппикок. Модельер Вивьен Вествуд, часто известная как «королева панк-моды», также смешивает рококо с панк-стилем.

Decopunk

Декопанк - это недавняя разновидность дизельпанка, основанная на стилях искусства арт-деко и Streamline Moderne и основанная примерно на периоде между 1920-ми и 1950-ми годами New Йорк, Чикаго или Бостон. В интервью на CoyoteCon автор стимпанка Сара М. Харви сделала различия «ярче, чем дизельпанк, больше похоже на декопанк », а« Дизельпанк - суровая версия стимпанка, действие которой разворачивается в 1920–1950 годах. В частности, эпохи больших войн. Декопанк - это гладкая, блестящая версия в стиле ар-деко; тот же период времени, но все хром! »Возможно, наиболее яркими примерами этого являются первые две игры BioShock и Skullgirls, такие фильмы, как Дик Трейси, Ракетчик, Тень и Темный город, комиксы, такие как Гун, и мультфильм Бэтмен: мультсериал который включал элементы нео-нуар наряду с современными элементами, такими как использование кассет VHS.

Stonepunk

Кафетерий в стиле Флинтстоунов, Пример архитектуры «каменный панк»

«Каменный панк» относится к произведениям, действие которых происходит примерно в каменном веке, в которых персонажи используют технологию неолитической революции –эра, созданную из материалов, более или менее соответствующих тому периоду времени, но обладая анахронической сложностью и функцией. Франшиза «Флинтстоуны» и ее различные побочные продукты, «Роланд Эммерих» 10 000 до н.э., сцены воспоминаний в Кро и доктор Стоун подпадают под эту категорию. Примеры экранов включают эпизод Кошмар Милки Джо в Могучий Буш, Остров Гиллигана и Отверженный. Последние три примера также можно считать примерами. Литературные примеры: Эдгар Райс Берроуз 'Назад в каменный век и Земля, забытая временем, а также Жан М. Ауэль. Серия «Дети Земли», начиная с Клан пещерного медведя.

Другие предложенные производные от научной фантастики

Было несколько расходящихся терминов, основанных на общих концепциях стимпанка. Они обычно считаются неофициальными и часто придумываются читателями или авторами, ссылающимися на свои собственные работы, часто с юмором.

В ролевой игре GURPS Steampunk использовалось большое количество терминов для описания анахроничных технологий и настроек, в том числе Stonepunk (технология каменного века), бронзепанк (технология бронзового века), ironpunk ( Технология железного века), свечной панк (техника средневековья и ренессанса) и транзисторпанк (технология атомного века). Эти термины очень мало используются за пределами GURPS.

Raypunk

Raypunk (или чаще «Raygun gothic ») - особый (под) жанр, который имеет дело со сценариями, технологии, существа или окружающая среда, очень отличные от всего, что мы знаем или что возможно здесь, на Земле, или с помощью науки. Охватывает космический сюрреализм, параллельные миры, инопланетное искусство, технологическую психоделию, нестандартную «науку», альтернативную или искаженную / искаженную реальность и так далее. Предшественник атомпанка с похожими «космическими» темами, но в основном без явной ядерной энергии или точно описанных технологий и с более архаичным / схематическим / художественным стилем, темным, неясным, дрянным, странным, таинственным, мечтательным, туманным или эфирным Атмосфера (происхождение до 1880-1950), параллельно стимпанк, дизельпанк и теслапанк. Хотя изначально это не было разработано как таковое, оригинальная серия Star Trek имеет эстетику, очень напоминающую рейпанк. Серии комиксов Манхэттенские проекты, а также комиксы и сериалы Бак Роджерс и Флэш Гордон до Второй мировой войны могут быть примерами райпанка.

Nowpunk

Nowpunk - это термин, изобретенный Брюсом Стерлингом, который он применил к современной художественной литературе того периода времени (особенно в период после холодной войны 1990-х годов до настоящее время), в котором публикуется художественная литература, т.е. вся современная художественная литература. Стерлинг использовал этот термин для описания своей книги Зенитный угол, в которой рассказывается о хакере, чью жизнь изменили атаки 11 сентября 2001 года.

Cyberprep

Cyberprep это термин, очень похожий на посткиберпанк. Это слово представляет собой смесь приставки «кибер-», относящейся к кибернетике, и «преппи », отражающей его расхождение с панк-элементами киберпанка. Мир киберподготовки предполагает, что все технологические достижения киберпанк-спекуляций имели место, но жизнь утопична, а не жестока и опасна. Поскольку общество в значительной степени ориентировано на досуг, передовые модификации тела используются для занятий спортом, удовольствия и самосовершенствования. Примером может служить серия Uglies Скотта Вестерфельда.

Solarpunk

Solarpunk - это движение, поджанр и альтернатива киберпанковской фантастике, которая поощряет оптимистичное видение будущего в свете нынешних экологических проблем, таких как изменение климата и загрязнение, а также социальное неравенство. Художественная литература Solarpunk, включающая романы, рассказы и стихи, представляет собой будущее, в котором с разной степенью оптимизма рассматриваются проблемы окружающей среды. Одним из примеров является «Новости из Гардении» актера-писателя Роберта Ллевеллина.

Lunarpunk

Lunarpunk - это темное отражение Solarpunk. По сути, он понимает человечество как инвазивный вид. Как видно из фильма Аватар (2009) Джеймса Кэмерона, этот жанр рассказывает о жизни в унисон с природой. Присутствует одухотворение, и природа рассматривается как своего рода божество. Его можно определить как «Виккан Соларпанк». Эстетически Lunarpunk обычно представлен в розовых и пурпурных тонах с почти присутствием биолюминесцентных растений и особенно грибов.

Другие предлагаемые производные фантастической фантастики

Elfpunk

Эльфпанк - это поджанр городское фэнтези, в котором традиционные мифологические существа, такие как феи и эльфы, перенесены из сельского фольклора в современные городские условия, и было замечено в книгах с 1980-х, включая такие как "Война дубов" Эммы Булл, "Паутинный топор" Гаэля Баудино, "Артемис Фаул" Эоина Колфера, "Гарри Поттер" Дж. К. Гребля и дочь железных драконов Майкла Суонвика. Во время церемонии награждения Национальной книжной премии 2007 года судья Элизабет Партридж разъяснила различие между эльфпанком и городским фэнтези, сославшись на мысли коллеги-судьи Скотта Вестерфельда о работах Холли. Блэк, которую считают «классическим эльфпанком - существ уже достаточно, и она их использует. Однако в городской фэнтези могут быть некоторые полностью выдуманные испорченные [sic ] существа». Анимационный фильм 2020 года Pixar Вперед - это пример эльфпанк-фильма, действие которого происходит в «пригородном фантастическом мире», в котором сочетаются современные и мифические элементы.

Mythpunk

Кэтрин М. Валенте использует термин «мифпанк» для описания поджанра мифической фантастики, которая начинается с фольклора и мифа и добавляет элементы постмодернистские литературные техники. Как подразумевает придаток - панк, мифпанк подрывной. В частности, он использует аспекты фольклора, чтобы ниспровергнуть или поставить под сомнение доминирующие социальные нормы, часто привнося феминистский и / или мультикультурный подход. Он противостоит общественным нормам, а не подчиняется им. Валенте описывает мифпанк как ломающий «мифологию, определявшую вселенную, где женщины, квир народ, цветные люди, люди, отклоняющиеся от нормы, были невидимы или никогда не существовали», а затем «по кусочкам» вместе, чтобы сделать что-то странное, необычное и дикое ».

Как правило, мифпанк-повествования сосредоточены на преобразовании фольклорного исходного материала, а не на его пересказе, часто с помощью постмодернистских литературных приемов, таких как нелинейное повествование, миростроительство, конфессиональная поэзия, а также современные лингвистические и литературные приемы. Использование фольклора особенно важно, потому что фольклор «часто является полем битвы между подрывными и консервативными силами» и средством конструирования новых социальных норм. Посредством постмодернистских литературных техник авторы мифпанка изменяют структуру и традиции фольклора, «согласовывая - и подтверждая - разные нормы».

Большинство работ мифпанка было опубликовано небольшими издательствами, такими как Strange Horizons, потому что «все, что играет на грани, в какой-то момент будет иметь грузовик с маленькими прессами, потому что маленькие прессы сопряжены с большим риском». Писатели, чьи произведения подпадают под лейбл мифпанк, включают Екатерина Седия, Теодора Госс, Нил Гейман, Соня Таафф, Адам Кристофер и анонимный автор под псевдонимом «BLA and GB Gabbler». Роман Валенте Бессмертный - хороший пример мифпанка, заимствованный из классического русского фольклора, рассказывающий историю Кощея Бессмертного с женской точки зрения.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-16 12:24:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте