A налог на валютные операции - это налог на использование валюты для различных типов операций.. Этот налог связан с финансовым сектором и является разновидностью налога на финансовые операции, в отличие от налога на потребление, уплачиваемого потребителями, хотя налог может быть передается финансовым учреждением клиенту.
Налоги на валютные операции были предложены в качестве налогов на использование внутренней валюты как часть налога на автоматические платежные операции (APT) и на международные валютные операции, налог Тобина и Spahn налог.
Налог на автоматизированные платежные транзакции (APT) был впервые предложен в Буэнос-Айресе на конференции Международного института государственных финансов Эдгаром Л. Файге в 1989 году, а расширенная версия предложения появилась в Экономическая политика в 2000 году. Налоговое предложение APT является обобщением налога Кейнса и налога Тобина. Налог APT состоит из небольшого фиксированного налога, взимаемого со всех транзакций. Налог рассчитывается и взимается автоматически, когда транзакции производятся с использованием электронных технологий банковской или платежной системы. Чтобы гарантировать, что все операции с наличными также облагаются налогом, система APT предлагает взимать налог с валюты, когда она входит и покидает банковскую систему. Чтобы быть эффективным средством предотвращения использования валюты для уклонения от уплаты налогов, налог APT устанавливает ставку налога на валюту выше, чем ставка, автоматически взимаемая при транзакциях с чеками. Поскольку наличные деньги можно использовать несколько раз между моментом их ввода в обращение и моментом их возврата в банковскую систему, налог на транзакции с валютой APT устанавливается в размере, кратном ставке, взимаемой для всех других транзакций с использованием безналичных методов оплаты.
Налог Тобина - это налог на все спотовые конвертации одной валюты в другую. Названный в честь экономиста Джеймса Тобина, налог предназначен для наложения штрафа на краткосрочные финансовые поездки в другую валюту и обратно. Тобин предложил ввести налог на валютные операции в 1972 году в своих лекциях в Джейнвей в Принстоне, вскоре после того, как Бреттон-Вудская система фактически прекратила свое существование.
В 1995 году Пол Бернд Спан предложил альтернативу, включающую «двухуровневую структуру ставок, состоящую из налога на финансовые транзакции по низкой ставке, плюс надбавку за обмен по непомерно высоким ставкам в качестве дополнительного средства. Последний будет бездействовать во время нормальной финансовой деятельности, и активируется только в случае спекулятивных атак. Механизм, позволяющий выявлять ненормальную торговлю на мировых финансовых рынках, будет ссылаться на "скользящую привязку" с соответствующим диапазоном обменного курса. Обменный курс будет свободно перемещаться в этом диапазоне без операций подлежат налогообложению. Только операции, совершенные по обменным курсам, выходящим за пределы допустимого диапазона, будут облагаться налогом. Это автоматически приведет к стабилизации поведения со стороны участников рынка ".
15 июня 2004 г. Комиссия по финансам и бюджету Федерального парламента Бельгии одобрила законопроект о введении налога на испанскую кухню. Согласно законодательству Бельгия введет налог на испанскую территорию, как только все страны еврозоны введут аналогичный закон. В июле 2005 года бывший канцлер Австрии Вольфганг Шюссель призвал ввести налог Тобина в Европейском союзе, который, по его мнению, положит основу финансовой структуры общины на более стабильной и независимой основе. Однако это предложение было отклонено Еврокомиссией.
19 сентября 2001 г. отставной спекулянт Джордж Сорос выдвинул предложение специальных прав заимствования или СПЗ, которые богатые страны обязуются предоставлять международную помощь, не отвергая идею налога Тобина. Он заявил: «Я думаю, что есть аргумент в пользу введения налога Тобина... (но) мне совсем не ясно, что налог Тобина снизит волатильность на валютных рынках. Это правда, что он может препятствовать валютным спекуляциям, но это также уменьшит ликвидность рынка ».
В 1994 году канадский экономист Родни Шмидт отметил, что« в двух третях всех прямых форвардных сделок и валютные операции свопы, деньги переводились в другую валюту менее чем на семь дней. Только за 1 процент деньги оставались на срок до одного года. В то время как неустойчивый обменный курс, вызванный всем этим быстрым движением создавали проблемы для национальных экономик, это был хлеб с маслом для тех, кто играл на валютных рынках. Без постоянных колебаний на валютных рынках, заметил Шмидт, было мало возможностей для получения прибыли "
"Это определенно указывало на то, что интересы торговцев валютой и интересы простых граждан были соблюдены. "
" Шмидт также отметил еще один интересный аспект валютного рынка: доминирующими игроками были частные банки, у которых были огромные пулы капитала и доступ к информация о валютных ценностях. Поскольку большая часть рынка была связана с перемещением крупных сумм денег (обычно в десятки миллионов долларов) в течение очень коротких периодов времени (часто менее одного дня), банки были идеально расположены для участия. Среди своп-транзакций, которые составляли основную часть валютного рынка, 86 процентов транзакций были фактически между банками ».
Представитель НПО, выступающей за налог Тобина, заявил следующим образом: «[Налог Тобина] призван уменьшить влияние финансовых рынков на определение экономической политики национальных правительств. Традиционно центральный банк страны покупает и продает собственную валюту на международных рынках, чтобы поддерживать ее относительно стабильную стоимость. Банк выкупает свою валюту, когда «перенасыщение», вызванное распродажей инвестора, угрожает снизить стоимость валюты. В прошлом у большинства центральных банков было достаточно денег в резерве, чтобы компенсировать любую распродажу или «атаку». Однако это уже не так. У спекулянтов сейчас больше денег, чем у всех центральных банков мира вместе взятых. Официальные глобальные резервы составляют менее половины стоимости одного дня мирового валютного оборота. Многие страны просто не в состоянии защитить свои валюты от спекулятивных атак ».
« Сокращая общий объем валютных операций, налог Тобина будет означать, что центральным банкам не потребуется столько резервных денег для защитить свою валюту. Этот налог даст правительствам свободу действовать в наилучших интересах своего собственного экономического развития, вместо того, чтобы быть вынужденным формировать фискальную и денежно-кредитную политику в соответствии с требованиями непостоянных финансовых рынков ».
В начале ноября 2007 года Банк Юга в Латинской Америке ввел региональный налог Тобина по инициативе президентов Уго Чавеса из Венесуэлы и Нестор Киршнер из Аргентины.