A currach (ирландский : curach, ирландское произношение: ) - это разновидность ирландской лодки с деревянным каркасом, на который раньше натягивали шкуры или шкуры животных, но теперь холст более обычен. Иногда его переводят на английский язык как «curragh».
Конструкция и дизайн ограды уникальны для западного побережья Ирландии. Он упоминается как наомхог (ирландское произношение: в графствах Корк, Уотерфорд и Керри и как «каноэ» в Вест-Клэр. Он похож на валлийский корабль, хотя оба возникли независимо друг от друга. западное побережье Коннахта, также называемое currach или curach adhmaid («деревянный каррах»), построено в стиле, очень похожем на его покрытого брезентом родственника. Народная этимология гласит, что naomhóg означает «маленький святой» one »,« маленькая святая женщина », от naomh ()« святая, святая »и уменьшительного суффикса женского рода -óg). Другое объяснение заключается в том, что оно происходит от латинского navis, а также было высказано предположение, что оно происходит от ирландского nae, лодка.
Увеличенная версия слова это известно просто как bád iomartha (гребная лодка). Предполагается, что прототип этой деревянной лодки был построен на Инишни примерно в 1900 году на основе тендера с иностранного судна, замеченного в гавани Клегган. Эти деревянные лодки постепенно вытеснили парусиновый причал в качестве рабочей лодки на побережье Коннемары. Этот гребной бордюр достигал 20 футов, и его до сих пор можно увидеть в воде в Северном Донеголе.
Куррак традиционно использовался как морское судно, так и судно для внутренних вод. Речной берег был особенно известен своей мелкой осадкой и маневренностью. Его каркас был построен из прутьев орешника и прутьев Салли, покрытых единой бычьей шкурой, которая не только изолировала бордюр, но и помогала определять его форму. Эти куррачи были обычны на реках Южного Уэльса и часто назывались куррачами Бойна. Однако, когда в 1948 году Ирландия объявила незаконным лов лосося и другой пресноводной рыбы сетью, ее некогда распространенный вид быстро исчез.
В период неолита Первые поселенцы высадились в северной части Ирландии, вероятно, прибывающие на лодках, которые были предками курраха. Развитие методов соединения древесины в период неолита позволило в конечном итоге создать то, что сегодня представляет собой церковь. Происхождение покрытых шкурами корзин очевидно в куррахах, найденных на востоке Ирландии, и использование шкур для облицовки куррачей в период неолита, вероятно, помогло ранним ирландцам добраться до Британских островов.
Каррах представляет собой одну из двух традиций кораблестроения в Ирландии: обтянутый кожей корабль и деревянный сосуд. Хрупкая конструкция первого делает маловероятным, что какие-либо останки будут доступны морскому археологу, но его древность очевидна из письменных источников.
Один из них - латинский отчет о путешествии святого Брендана (который родился около 484 года на юго-западе Ирландии): Navigatio sancti Brendani abbatis. В нем рассказывается о постройке океанской лодки: с помощью железных инструментов монахи сделали тонкостенный сосуд с деревянными ребрами жесткости sicut mos est in illis partibus («по обычаю в тех частях»), накрыв его. со шкурами, обработанными корой дуба. Деготь использовался, чтобы запечатать места соединения шкур. Затем в середине судна была установлена мачта и поставлен парус. Хотя само путешествие по сути является чудесной сказкой, подразумевается, что описанное судно было построено в соответствии с обычной практикой того времени. Ирландский мартиролог того же периода говорит об острове Аран, что обычно используемая здесь лодка была сделана из лозы и покрыта воловьей кожей.
Джеральд из Уэльса в своей Topographia Hibernica (1187)), сообщает, что некоторые моряки рассказали ему, что, укрывшись от шторма у берегов Коннахта, они увидели двух мужчин, длинноволосых и скудно одетых, приближающихся в тонкой плетеной лодке, покрытой оболочек. Экипаж обнаружил, что эти двое говорят по-ирландски, и взял их на борт, после чего они выразили изумление, никогда прежде не видели большой деревянный корабль.
Последовательность в рассказах от раннего средневековья до раннего современного периода делает это По всей видимости, конструкция и конструкция ограды за этот промежуток не претерпели принципиальных изменений.
Летопись 17-го века на латыни Филиппа О'Салливана Бира о елизаветинских войнах в Ирландии включает описание двух твердынь, построенных в спешке, чтобы пересечь Река Шеннон. Более крупный был построен следующим образом: два ряда ив были воткнуты в землю напротив друг друга, верхние концы согнуты друг к другу (ad medium invicem reflexa) и связаны шнурами, после чего каркас так сделано было перевернуто. Затем внутри были установлены доски, сиденья и накладки (cui e solida tabula, statumina, transtraque interius adduntur), снаружи была прикреплена шкура лошади и поставлены весла с уключинами. Это судно описывается как способное перевозить 30 вооруженных людей одновременно.
Судно очень похоже на судно, аналогичную круглую гребную лодку, используемую в Уэльсе. и к большому семейству круглых лодок, называемых «коракулы», распространенных в Южной и Юго-Восточной Азии. Все эти неирландские коракулы в конечном итоге прослеживают свое происхождение от quffa, круглого иракского речного судна, датируемого 9 веком до н.э., или, возможно, даже еще 2-е тысячелетие до нашей эры. Сходство между currach, coracle и quffa - совпадение. Однако. Британский этнолог Джеймс Хорнелл, интенсивно изучавший куррач, коракул и куффа в начале 20-го века, считает, что куррач был разработан независимо от коракула и куффа в случае множественных изобретений.
Строительство и плавание морского кураха 17 века - гибрида обтянутой кожи и построенной из досок лодки - были подробно описаны англичанином капитаном Томасом. Филлипс: «Переносное плетеное судно, обычно используемое дикими ирландцами».
Хотя были высказаны сомнения в точности этих эскизов, они подробны и представляют собой действительное развитие океанского берега. Длина судна около двадцати футов: у него киль и руль, с плетеным корпусом, усиленным нервюрами, и с мачтой мидель. Из-за киля показано, что судно строится снизу вверх. Покрытие (предположительно из шкур животных ) было добавлено, когда плетение было завершено, стороны которого поддерживались стержнями в промежутке.
Мачта поддерживается стойками и двойными кожухами с каждой стороны, последняя спускается на внешнюю полку, выполняющую функцию. Форштаб показан проходящим через небольшую развилку над верфью, которая поддерживает квадратный парус : ветка привязана к вершине мачты. Корма увенчана двойными полуобручами, которые могли поддерживать покрытие.
Из рисунков Филипса следует, что такой сосуд был обычным явлением в его время. Киль улучшит управляемость лодки, но корпус останется гибким.
Курракс в целом придерживается плана, разработанного для создания прочного, легкого и универсального судна. Каркас состоит из решеток, образованных ребрами-шпангоутами («обручами») и стрингерами (продольными планками), увенчанными планширем. Есть форштевень и корма, но нет киля. Имеются накладки на колени, при необходимости. Для весел устанавливаются шипы или штифты, а также могут быть мачта и парус, хотя и с минимумом оснастки. Снаружи корпус покрыт просмоленным брезентом или бязью, заменяющей шкуру животного.
Куррач использовался в современный период для рыбной ловли, переправы и перевозки товаров и домашнего скота, включая овец и крупный рогатый скот.
Использование курраха не было постоянным или повсеместным вдоль Атлантического океана. побережье. В современный период он достиг Керри (на юго-западе Ирландии) только в конце 19 века (около 1880 г.). До этого использовалось только тяжелое деревянное судно, на гребле которого требовалось восемь человек. Островитяне Бласкета сочли куррач (или наомхог) особенно полезным и развили особый региональный тип.
Ирландская река Каррач все еще строится в Олдбридже на реке Бойн. Изготовленные здесь Currach следуют тому же общему процессу построения, что и многие другие стили Currach, но в Boyne они реализуют использование просмоленного холста в качестве внешнего слоя.
Подробные планы доступны для Донегол куррах.
Donegal Sea Currach очень похож на Boyne Currach по конструкции и стилю, хотя они производятся на противоположных берегах друг от друга. Donegal Sea Currach - последнее традиционное ирландское судно, которое использует свободное весло вместо традиционного весла.
South Mayo Currachs отличается от большинства других типов currach что вместо стрингеров, которые в других местах выходят за пределы решетчатого каркаса, дно и бока покрыты тонкой обшивкой. На острове Ахилл береговая линия построена с двойным планшием.
Береговая линия Коннемары также отличается двойным планшием и особой формой поворота блок или «бык» прикреплен к одной стороне квадратной области ткацкого станка весла.
Островитяне Арана, как и островитяне Бласкета, расположенные южнее, усердно употребляли курах. Необычно для этой местности использовался парус, правда, без вантов и стоек. Помимо холла, единственными веревками были гвоздь, ведущий к точке возле форштевня, и простыня, перенесенная на корму и прикрепленная к последней опоре.
Скачки курраха остаются популярными. В середине 1950-х и начале 1960-х двоюродные братья Сойхе преуспели, выиграв множество чемпионатов графств и всей Ирландии, в том числе три подряд последних.
Куррак Клэр очень напоминал курчавый остров Аран. При строительстве в землю на определенном расстоянии друг от друга закладывалась серия деревянных указателей. Они помогли показать желаемую ширину нижней рамы планширя. Сначала он был построен, за ним последовала верхняя рама, а затем были прибиты брусья.
Каррахи, покрытые воловьей кожей, все еще были распространены в 1840-х годах над Лох-Ри, в центре. Ирландии. После этого они исчезли, за исключением морского конца Шеннонского лимана.
Керри Керрачс славился своей элегантностью и скоростью. Все они были приспособлены для плавания, с короткой мачтой без вантов, вставленной в гнездо в коротком башмаке мачты. Халлиард проходил через железное кольцо около топа мачты, поднимая небольшой парус проушины, и это контролировалось шкотом и галсом. Под парусами могут быть использованы подветренные доски.
В настоящее время есть несколько строителей, занятых полный рабочий день. Заметным исключением являются те, кто строит бревна и тренируется в бревенчатом здании в Корке. Также они организуют скачек.
В Уэст-Клэр с 2005 года существует общественное предприятие под названием Уэст-Клэр Курракс при поддержке Джеймса Мэдигана из школы Илен, Лимерик. LNBHA, общественная группа на озере Лох-Ней, изготовила несколько куррахов Керри, Данфанаги и Острова Тори. В других графствах западного побережья есть строители лодок, которые иногда делают бордюры.
Традиционные шотландские курречи почти вымерли, но время от времени встречаются. Известно, что он использовался на реке Спей, на северо-востоке, а также на Гебридских островах.
Сент Колумба Говорят, что использовали currach.
Святой Беккан из Рома, возможно, жил на острове четыре десятилетия с 632 г., после его смерти записано в Анналах Ольстера в 677 году. Он писал о Колумбе. :
В статистическом отчете Шотландии 1795 мы читаем о f
. Таким образом, куррах Spey, похоже, был похож по конструкции на валлийский корабль, который использовался на реке. а не в открытом море. Но двадцатью годами ранее мы читаем о более крупных в книге Шоу «История провинции Морей (1775):
Более подробное описание можно найти в протоколах шотландского суда (1780 г.):
Река Спей использовалась в торговле деревом, как описано в« Паломничестве Эйнсли и т. д. »(1822):
Они могли выжить в в двадцатый век; в Banffshire Journal (1926) есть упоминание о «приманке».
Currachs выживают сейчас как гоночные лодки, часто не уступая гораздо более современным типам. В ежегодных гонках London Great River Race компания Currachs регулярно показывала выдающиеся результаты в общих рейтингах (самая быстрая лодка с гандикапом), особенно в 2007, 2008 и 2010 годах.
Currachs участвовал в первой гонке на Аляску. в 2015 году. Наомхог Западного Керри с двумя канадскими членами экипажа предпринял попытку безмоторного путешествия протяженностью 1200 километров по внутреннему проходу из Порт-Таунсенда, штат Вашингтон, в Кетчикан, штат AK.
Скачки Керрача также проводятся на Milwaukee Irish Fest. Это мероприятие проводится ирландским клубом Currach в Милуоки в конце августа каждого года, и на нем представлены две гонки, которые доступны для всеобщего обозрения во время фестиваля.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Currachs. |