A курандеро (испанский:, целитель; f. curandera) или curandeiro (португальский:, f. курандейра) - традиционный коренной целитель / шаман, обитающий в Латинской Америке, Соединенных Штатах и Южная Европа. Жизнь курандеро посвящена применению лекарств от психических, эмоциональных, физических и духовных болезней. Роль курандеро может также включать в себя роли психиатра, врача и целителя. Некоторые курандеро, такие как Дон Педрито, целитель Лос-Ольмоса, используют простые травы, воду и даже грязь для лечения. Другие добавляют элементы католика, такие как святая вода и изображения святых. Использование римско-католических молитв и других заимствований и заимствований часто встречается наряду с местными религиозными элементами. Многие курандеро подчеркивают свою природную духовность в исцелении, практикуя католики.
Курандеро - часто уважаемые члены сообщества. Верующие считают свои силы сверхъестественными и считают, что многие болезни вызваны потерянными злыми духами, уроком от Бога или проклятием.
Термин «курандерос» восходит к временам испанской колонизации Латинской Америки. Курандеро в этой части мира - результат смешения традиционных лечебных практик коренных народов и католических ритуалов. Также было влияние африканских ритуалов, принесенных рабами в Латинскую Америку. Этот термин происходит от испанского слова «лечить», curar. Курандерос выходит за рамки западной медицины, связывая болезнь с злыми духами. Это расширяет обязанности курандеро, чтобы охватить не только физические недуги, но также психологические и межличностные проблемы. Традиционные сообщества рассматривают все эти проблемы как потерю духа. Они считают, что курандеро могут входить в разные измерения, где они могут найти решения для болезни или проблемы человека. Более того, они верят, что Бог или Высший Создатель доставляет курандерос тяжелые и болезненные переживания, чтобы они могли лучше помогать своим пациентам. В колониальной Латинской Америке женщин-народных целительниц или курандеров часто отождествляли с брухами (ведьмами), что относится к тем, кто произносит заклинания; хотя курандер преследовали в такие времена, скорее всего, потому, что они были женщинами, занимавшими руководящие должности, а не из-за их методов лечения. Сегодня многие женщины и мужчины продолжают традицию курандеро в Мексике и на юго-западе США.
Исторически в Соединенных Штатах курандеро встречались только в концентрированных популяциях американских индейцев. Многие считали, что Курандерос в основном практиковал на границе США и Мексики. Однако недавние исторические исследования показывают, что практика Curanderismo не была перенесена на юго-запад Америки. Практика курандеризма была распространена в 1880-х годах на северо-востоке Теннесси. В середине-конце 1970-х годов рост численности этнических меньшинств и иммигрантов рос вместе с публичным присутствием курандеро в районах за пределами исторических географических регионов Соединенных Штатов, где проживало большое количество коренного населения. С 1990-х годов стало обычным явлением видеть курандеро в городах северного уровня в Соединенных Штатах.
Есть много разных типов курандеро. Yerberos в первую очередь травники. Хусэро - костно-мышечные терапевты, делающие упор на физические недуги. Партерас - акушерки. Оракионисты действуют в первую очередь силой молитвы. Другие типы включают собадоров, которые являются массажистами, и бруджи, которые являются ведьмами.
Среди этих более широких терминов есть несколько узких специальностей. Например, йерберо, которые работают в основном с табаком для лечения пациентов, известны как tabaqueros. Целители, работающие в основном с аяхуаской, известны как аяхуаскеро. Целители, работающие с пейотом, известны как пейотеро.
Хотя многие курандеро имеют специальность и могут идентифицировать себя с ней, это не означает, что эти методы лечения обязательно строги и не пересекаются. Например, оракионист может быть иерберой и так далее.
Люди моче древнего Перу часто изображали курандерос в своем искусстве.
В Анд, одним из инструментов курандеро является чонта, копье, вырезанное из ладони чонта, Bactris gasipaes, которое, как считается, наделено магической силой. Пальма растет только в бассейне Амазонки и является объектом оживленной торговли. Люди дживаро из тропических лесов Амазонки используют твердую древесину чонты для вырезания своих копий. Шаман также известен как чонтэдор, а его самая важная палочка - чонта дефенса; если он умирает без учеников, чонта бросают, завернутые в рубанды и утяжеленные камнями, на дно озера с верой, что его сила снова проявится, когда новый шаман вступит в должность. Шаманы также используют жезлы из дерева хуатулко, Loxopterygium huasango.
Курандерос, вероятно, из-за окружающей их тайны и интриги, часто включаются в художественные произведения: