Cupisnique была доколумбовой эпохой культура, процветавшая с ок. 1500–500 гг. До н.э. вдоль того, что сейчас является северным побережьем Тихого океана Перу. Эта культура имела характерный стиль глинобитной глиняной архитектуры, но имела общие художественные стили и религиозные символы с более поздней культурой Чавин, которая возникла в том же районе позже.
Отношения между Chavin и Cupisnique не совсем понятны, и имена иногда используются как синонимы. Например, ученый Алана Корди-Коллинз рассматривает как купизническую культуру, существующую с 1000 по 200 год до нашей эры, и эти даты некоторые связывают с культурой Чавина. Изуми Шимада называет Купизник возможным предком культуры Мочика (Моче) без упоминания Чавина. Анна К. Рузвельт называет «прибрежное проявление горизонта Чавин... в котором преобладает купизнический стиль».
В 2008 году был обнаружен глиняный храм из купизника. в долине Ламбаеке в районе археологического памятника Вентаррон. Недавно обнаруженный храм находится очень близко к храму Вентаррон; это соседнее место известно как «Коллуд».
Этот храм проливает свет на связь между Cupisnique и Chavin благодаря общей иконографии. Фактически, недавно в этом районе были обнаружены и другие связанные храмы.
Люди Чавин, пришедшие после Купизника, построили храм рядом с Коллудом примерно триста лет спустя; это место называется «Зарпан».
Древние моче жители Перу изображают пауков в своем искусстве, например, этот керамический музей Ларко, ок. 300 CE.Все три храма расположены близко друг к другу и образуют единый археологический памятник. Между всеми тремя локациями также есть много общих элементов. Например, один общий элемент - это бог-создатель пауков с его сетью. Этот мотив, кажется, сохраняется от 4000-летнего храма Вентаррон до культуры Моче.
Храм, найденный в 2008 году, также включает изображения «бога-паука», который, как считается, связан с дождями, охотой и войнами. Изображение бога-паука сочетает в себе шею и голову паука, пасть большой кошки и клюв птицы.
По словам руководителя группы Вальтера Альвы,
«Купизник и Чавин имели одних и тех же богов и одни и те же архитектурные и художественные формы, демонстрируя интенсивное религиозное взаимодействие между культурами раннего периода формирования от северного побережья до от Анд и до центральных Анд ».
Причина, по которой« Моче »и« Куписник »иногда называют взаимозаменяемыми, связана с их сходством в керамическом дизайне. Моче были наиболее "яркими" в объединении купизнического общества формирующихся культур, в которых базовое население занималось земледелием и рыболовством наряду со средним и элитным классом.
Основная связь между купизником и моче - это включение темы обезглавливания, где есть обезглавливающий и обезглавленный персонаж. В обществе Cupisnique «обезглавливатели появляются в пяти сверхъестественных обличьях: человек, монстр, птица, рыба и паук…» Обезглавители моче - это те же пять плюс два дополнительных персонажа: краб и скорпион. Ниже приведены изображения пяти основных обезглавливателей как из культуры Cupisnique, так и из культуры Moche.
Ученые считают, что параллелизм между иконографией Moche и Cupisnique не просто совпадение; скорее моче были «наследниками веры, которой они придерживались на практике».
Люди Cupisnique иногда называют культом по двум основным причинам. Первая причина заключалась в том, что было очень «мало прямых доказательств их моделей социальной организации, демографии или стратегии существования». Вторая причина заключается в том, что здания [] украшены раскрашенными резными лепными рельефами, изображающими сюрреалистических существ ».
Кажется, что Cupisnique глубоко уходит корнями в религию, которая, казалось, оказала большое влияние на зарождающиеся культуры персонажей, такие как Салинар, Викус, Галлиназо и, как уже упоминалось, культура Моче.
Одним из наиболее важных памятников Купизника был Кабалло Муэрто в Долина Моче.
Археологи недавно раскопали Купизникское поселение Лимонкарро в районе Гуадалупе, Пакасмайо, регион Ла-Либертад на северном побережье Перу. Были определены две фазы строительства; среди прочего, были обнаружены лица животных, указывающие на иконографию Cupisnique.
Kuntur Wasi - еще одно место, на которое оказала влияние культура Cupisnique.
Были обнаружены археологические зеркала с купизнических памятников, датируемые 900-200 гг. До н.э. Они предоставляют изображения высокого качества.
Викискладе есть материалы, связанные с Cupisnique. |
| journal =
()